От психологии и НЛП к Бэкмологии. Часть 2

19 Мая 2014

Триединая модель головного мозга МакЛина

Американский нейрофизиолог Поль МакЛин (Paul D.MacLean) – автор модели структуры и эволюции мозга, которую он назвал «триединым мозгом». МакЛин говорил о том, что человеческий мозг состоит из трёх частей, насаженных одна на другую, как в матрёшке:

«Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей», две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

1

Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:

  1. ретикулярный (рептильный) мозг
  2. эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг
  3. визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

1. Рептильный мозг (R-комплекс). Существует 100 млн. лет, он – самый древний. Древний мозг, мозг рептилии отвечает за выполнение простейших базовых функций, за ежедневное, ежесекундное функционирование организма: дыхание, сон, циркуляция крови, сокращение мышц в ответ на внешнюю стимуляцию. Все эти функции сохраняются, даже когда сознание отключено, например, во сне или при наркозе. Эта часть мозга называется мозгом рептилии, так как именно рептилии являются простейшими живыми существами, у которых встречается подобная анатомическая структура. Стратегию поведения «бежать или сражаться» тоже часто относят к функциям мозга рептилии.

Рептильный мозг оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.

Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода. Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях.

Рептильному мозгу присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей. Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

Также именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы. Он также иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

2. Лимбическая система (средний мозг) – «эмоциональный мозг». Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих. Лимбическая система надетая на древний мозг встречается у всех млекопитающих. Она участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, памяти, сна, бодрствования, но в первую очередь лимбическая система отвечает за эмоции. Поэтому эту часть мозга часто называют эмоциональным мозгом. Процессами, происходящими в лимбической системе, мы управлять не можем за исключением наиболее «просветлённых» людей, но взаимообратная связь между сознанием и эмоциями существует постоянно.

Эмоциональный мозг отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

«Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

Каждое решение, которое мы собираемся предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, мы отвергаем этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко нам и знакомо.

Когда мы чувствуем сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет нашим разумом.

Особенность эмоционального мозга состоит в том, что ему, в отличие от рептильного, не требуется физический контакт с кем-то, достаточно просто быть где-то рядом, поблизости в пространстве. Эта надстройка в виде эмоционального ума возникла, видимо, для того, чтобы считывать эмоциональное состояние другого индивида на расстоянии и в этом его ценность. Но, когда у человека в отношении этого механизма осознанность падает, появляется вторая сторона – негативная. Проявляется эта сторона тогда, когда ты идешь и автоматически считываешь состояния всех людей, которые вокруг, и при этом ты думаешь, что это твои состояния.

Его черты:

  • живет настоящим временем
  • аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов)
  • ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана
  • не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»
  • ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария). Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет. Неокортекс, кора больших полушарий головного мозга, отвечает за высшую нервную деятельность. Масса неокортекса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта. Именно эта часть мозга наиболее сильно развита у Homo sapience и определяет наше сознание. Здесь принимаются рациональные решения, ведется планирование, усваиваются результаты и наблюдения, решаются логические задачи. Можно сказать, что в этой части мозга формируется наше «я».

Неокортекс – это единственная часть головного мозга, процессы в которой мы можем осознанно отследить. Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ. С его помощью мы можем представить все, что захотим.

Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

Развитие мозга и мышления идет только через учебу, , критическое самоосознание и творческое применение знаний на практике. Другого не дано: либо мы его напрягаем, либо теряем. При «потере» своего мозга человек деградирует. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

Неокортекс, мыслящий мозг, может определить:

  • какие действия вам нужно предпринять
  • поставить цели и составить план
  • обсуждать ваши цели и мечты
  • вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени
  • с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе. Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что «мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног».

Социологическая модель сознания

Представим модель МакЛина в виде социологической модели сознания, то есть такой модели, которую можно просчитать методами социологии с помощью различных тестов.

Социологическая модель сознания вытекает из общей эволюции сознания. Итак, в модели триединого мозга, предложенной Мак-Лином. Р-комплекс мозга отвечает за инстинктивное восприятие окружающего мира, лимбическая система мозга – за эмоциональное восприятие, новая кора мозга – за логическое восприятие окружающего мира.

Но основой сознания является память, поэтому в модели обязательно должен быть слой памяти, самый нижний слой, с него начинается сознание:

Основные формы сознания на модели изображены в виде цилиндрических слоев, в порядке их возникновения, снизу вверх. Это в какой-то мере соответствует модели триединого мозга, предложенного Полем Мак-Лином.

  • логическое восприятие
  • эмоциональное восприятие
  • инстинктивное восприятие
  • память

2
Рис. Социологическая модель сознания

В рамках каждой формы сознания формируются различные виды сознания. В слое памяти формируются различные виды памяти. В слое инстинктивного восприятия – различные инстинкты. В частности, первые виды индивидуального и группового сознания возникли в слое инстинктивного восприятия, так как уже рыбы и насекомые различаются своим поведением: у одних оно индивидуальное, у других групповое. Но у человека эти виды сознания значительно глубже и сложнее: поднятые до уровня логического восприятия, это уже личностное и общественное сознание.

Различные эмоции формируются в слое эмоционального восприятия, но они влияют и на другие формы сознания. Например, на размышления, ведь творческая, интеллектуальная работа напрямую зависит от настроения. А влияние чувств и эмоций на инстинкт продолжения рода рождает такое понятие как любовь. В каком-то смысле любовь есть уже у животных. Абстрактное мышление человека ещё больше возвышает понятие любви. Для многих людей любовь вообще становится смыслом жизни. Хотя практически, человеческая любовь – это тот же инстинкт продолжения рода, но на уровне эмоционального и логического восприятия.

В слое логического восприятия сформировались различные виды мышления, основными из которых являются конкретное и абстрактное мышление. Конкретное мышление – это способность сознания к рассуждениям непосредственно связанным с реальной действительностью. Абстрактное мышление – это способность сознания к рассуждениям, оторванным от реальной действительности. Но в целом мозг человека работает как единое целое, поэтому различные виды мышления определяют не только логическое восприятие, но и влияют на другие формы и виды сознания.

Таким образом, любой вид или форма сознания влияют на работу других форм и видов, поэтому социологическая модель сознания имеет перекрестный вид: на модели основные формы сознания изображены в виде горизонтальных цилиндрических слоев, а виды сознания представлены в виде вертикальных секторов.

Модель нельзя рассматривать как трехмерную модель, пытаясь, виды и формы сознания связать с конкретными участками мозга, это невозможно. Пространство сознания – это реально существующее функциональное многомерное пространство. Именно поэтому сознание так сложно и непредсказуемо. Но, зацепившись за правильные представления о сознании, его можно будет моделировать и просчитывать.

Любая теория, гипотеза что-то стоит и имеет право на существование только в том случае, если наряду с объяснением наблюдательных фактов, она что-то предсказывает. Какова же будет дальнейшая эволюция жизни на Земле в свете изложенных выше представлений?

Ясно, что эволюция сознания не закончилась, эволюция сознания будет продолжаться. В рамках социологической модели сознания какой будет следующая форма сознания? Каким будет следующий слой сознания?

Чтобы разобраться в этом вопросе, вначале попробуем понять, как возникают эти слои. Например, как возникло и сформировалось логическое восприятие? Основой возникновения новой формы сознания могут быть только уже существующие формы, причем две последние, потому что ранее сформировавшиеся формы как бы уже встроены в них. То есть, память уже встроена в инстинктивное и эмоциональное восприятие, и следующая форма сознания должна формироваться, в основном, в результате взаимодействия  двух последних форм.

Инстинктивное восприятие – это очень строгая форма сознания, которая однозначно задает реакцию живого организма на внешние факторы. Эмоциональное восприятие, наоборот, формирует свободное, непредсказуемое поведение. В результате взаимодействия эмоционального и инстинктивного восприятия возникает такая форма сознания, которая должна быть одновременно и строгой, и свободной – это мышление, то есть логическое восприятие. Таким образом, логическое восприятие – это такая форма сознания, которая объединяет в себе основные принципы двух предыдущих форм – эмоционального и инстинктивного восприятия.

Значит следующая форма сознания, которая возникнет у человека после логического восприятия, должна объединять свойства двух предыдущих – логического и эмоционального восприятия. Мышление – это способность строго воспринимать закономерности в мире событий. Чувства и эмоции – это способность свободно относиться к этим закономерностям. Значит, следующая форма сознания должна дать человеку возможность как бы чувствовать закономерности, предчувствовать их. И такая форма сознания у человека уже формируется – это интуитивное восприятие.

Если опираться на социологическую модель сознания, то в настоящее время между слоем логического восприятия и слоем эмоционального восприятия возникает новый слой – интуитивное восприятие. У одних людей этот слой уже развит достаточно хорошо, у других его еще фактически нет. Но пройдут тысячи лет, и когда формирование этого слоя завершится, то  социологическая модель примет вид, изображенный на   рис. 6. Это социологическая модель сознания человека будущего!

3

Интуиция позволяет воспринимать закономерности окружающего мира как бы на инстинктивном уровне. Человек будущего будет иметь мощные интуитивные возможности. Интуиция по своим возможностям похожа на телепатию. С развитием интуиции, постепенно изменится речь человека, потому что многое не нужно будет объяснять, так как мы будем это чувствовать и предчувствовать, понимать по поведению, взгляду, прикосновению. Многие законы и закономерности окружающего мира будут уже встроены в наше сознание, их не нужно будет доказывать, они уже будут в нас. В дальнейшем, в связи с формированием новой формы сознания, постепенно изменится поведение и внешний вид человека.

Интуитивное мышление

Как возникло мышление? Откуда возникло логическое мышление? Не могло же оно возникнуть сразу в том виде, который существует у человека. Вначале должно возникнуть какое-то простейшее мышление. И даже это простейшее мышление должно возникнуть из какого-то предмышления.

Понятно, что мышление – это системное понятие, и возникло оно на определенном системном уровне организации и восприятия информации. Если существует такое понятие, которое можно назвать предмышлением, то оно возникло на другом, более низком, уровне организации и восприятия информации. Понятно, что мышление – это эволюционное понятие. Оно формировалось и эволюционировало вместе с различными формами жизни.

Связав мышление со способами добывания информации человеком, мышление человека можно разделить на три базовых вида:

  1. ссылочное (аналитическое) мышление
  2. воображаемое мышление
  3. интуитивное мышление.

Основным является ссылочное мышление, потому что оно постоянно использует память (ссылается на память). Память это основной осознанный ресурс сознания. В размышлениях и общении человек использует в основном два вида памяти: эмоциональную и логическую память. Поэтому ссылочное мышление может быть двух видов: эмоциональное ссылочное мышление и логическое ссылочное мышление. Поскольку эволюционно эмоциональное восприятие у человека развито значительно лучше логического восприятия, то эмоциональную память человеку использовать значительно легче, чем логическую. И эмоциональное ссылочное мышление у всех людей очень хорошее. Логическую память человеку использовать не так просто, несмотря на то, что в системе образования развитию умений и навыков использовать логическую память отводится довольно много времени. Поэтому логическое ссылочное мышление у человека развито значительно хуже эмоционального ссылочного мышления.

Таким образом, в основе ссылочного мышления лежит способность использовать хорошо осознаваемый ресурс сознания человека – память.

Почему ресурс сознания в форме памяти воспринимается нами осознанно? Видимо потому, что информация в памяти может сразу восприниматься нами на уровне языкового понимания. То есть информацию в памяти мы сразу понимаем на уровне языкового восприятия, и можем сразу объяснить смысл этой информации с помощью языка общения.

Но кроме хорошо осознаваемого ресурса, в сознании есть плохо осознаваемый ресурс – это подсознание. Информацию в подсознании мы иногда можем только ощущать, четко не понимая ее смысл. Информацию в подсознании мы не можем понимать на уровне языкового восприятия, поэтому для четкого понимания эта информация для нас недоступна. Использовать подсознание можно за счет озарений, которые бывают двух видов: воображаемые озарения и интуитивные озарения. То есть использовать подсознание можно за счет воображения и интуиции. Мышление, которое может использовать возможности воображения, назовем воображаемым мышлением.

Воображаемое мышление напрямую не связано с возможностями языкового общения. У человека воображение может быть инстинктивным, эмоциональным и логическим. Инстинктивное воображение записано на генетическом уровне и, значит, оно должно быть хорошо развито у всех людей. Эмоциональное воображение эволюционно начало формироваться давно, поэтому у большинства людей эмоциональное воображение тоже развито хорошо. А вот логическое воображение у многих людей находится в зачаточном состоянии. Все это нужно учитывать, но в целом будем считать, что воображение у человека развито хорошо. Поэтому и воображаемое мышление большинство людей могут использовать неплохо, хотя и в неполной мере. А люди, у которых хорошо развито и логическое воображение, могут использовать воображаемое мышление очень хорошо, и в полной мере.

Ссылочное мышление позволяет человеку хорошо использовать осознаваемую часть сознания, память, и изучено оно очень хорошо. Воображаемое мышление позволяет использовать подсознание в пределах возможностей воображения. Изучено оно тоже неплохо, только, к сожалению, этот вид мышления часто путают с интуитивным мышлением. Таким образом, все вопросы, связанные со ссылочным и воображаемым мышлением изучены довольно неплохо, хотя в этих вопросах используется другая терминология, чем в этой работе.

Теперь об интуитивном мышлении. Этот вид мышления занимает промежуточное положение между логическим восприятием и интуитивным восприятием. Можно считать, что это, одновременно, и высшая стадия развития логического восприятия, и начальная стадия развития интуитивного восприятия. То есть интуитивным мышлением могут обладать люди с хорошо развитым логическим восприятием. А таких людей не так много, думаю, в пределах нескольких процентов от общего числа людей. При интуитивном мышлении в основном используется логическая память, логическое воображение и интуиция.

Человек с преимущественно ссылочным мышлением при написании научной статьи старается изучить излагаемый вопрос как можно глубже, запасается как можно большим количеством ссылок на других авторов, и по максимуму использует эти ссылки. В результате в такой статье мало нового научного материала, зато статья выглядит фундаментально в рамках принятой научной парадигмы. А поскольку вопрос об истинности самой научной парадигмы не затрагивается, то такие стандартные статьи очень хорошо принимаются научным сообществом.

Люди, с преимущественным развитием ссылочного мышления, как правило, послушные люди. Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать ссылочное мышление, то вам лучше идти в такую сферу деятельности, где используются коллективные формы деятельности. В такой сфере деятельности вы будете винтиком дружного коллектива. Лучше всего, если вы пойдете в бюрократические структуры, там любят послушание, и вы можете преуспеть в карьерном росте.

Человек с преимущественно воображаемым мышлением при написании статьи может выдумать что угодно, обеспечит статью такими ссылками, которые подтверждают только его идею. Саму идею автор не будет подвергать строгой логической проверке. Поэтому научное сообщество такие статьи оценивает критически, что совершенно справедливо. А чтобы защитить научные издания от таких некачественных статей, в научном сообществе существуют различные бюрократические преграды. Собственно, для защиты своей системы взглядов преграды воздвигались всегда.

Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать воображаемое мышление, то вам лучше всего посвятить свою жизнь служению искусству. Это та сфера деятельности, в которой очень ценится умение придумывать невообразимые сюжеты, сценарии и произведения. К сожалению, реализовать свои способности вам будет совсем не просто, в любом случае вначале вам придется искать компромисс с сильными людьми из мира искусства.

У человека с преимущественно интуитивным мышлением рождается много новых идей, но такой человек не спешит их придать огласке, пока они не пройдут строгий логический самоконтроль. Часто этот самоконтроль продолжается годами, в результате чего многие идеи просто уходят в мусорную корзину. Но некоторые идеи выживают. Правда, какова будет судьба этих идей, трудно предсказать. Если идеи будут соответствовать общепринятым научным парадигмам, то они могут быть приняты научным сообществом. Если же идеи слишком опережают свое время, то они могут десятилетиями пылиться на информационных полках, пока не придет их время. Так устроено наше сознание: идеи могут быть приняты только тогда, когда развитие общественного сознания достигнет нужного уровня.

Если вы поняли, что предпочитаете в своей жизни использовать интуитивное мышление, то вам лучше всего пойти в науку. Конечно, научная бюрократическая цензура постарается вас использовать в своих корыстных целях. Но при надлежащем упорстве эту цензуру можно преодолеть. А если вам это не удастся сделать, то за вас это сделает время.

Мышление человека почти идентично понятию сознания человека. Мышление может обращаться к различным ресурсам сознания. При обращении к памяти работает ссылочное мышление; при обращении к подсознанию работает воображаемое мышление и интуитивное мышление.

Конечно, у талантливого человека будут развиты все виды мышления, и он способен разрабатывать различные идеи. Но такой человек всегда стоит перед выбором, что делать: работать в коллективе и разрабатывать стандартные прикладные научные идеи или в безвестности работать на будущее; сочинять популярную модную музыку и быть на вершине славы или писать серьезные музыкальные произведения и жить в бедности; писать популярные любовные романы и пользоваться популярностью или писать серьезную прозу, которую будут читать единицы...

Причем, талантливый человек всегда находится под сильным общественным давлением. Общественное мнение давит на него прямо:  или ты будешь таким как все, но чуть более удачливым и купаться в деньгах и славе, или, несмотря на талант, ты будешь бедным и в этой жизни никем. Выдержать это давление может далеко не каждый талантливый человек. Особенно трудно выдержать испытание деньгами, и большинство становятся такими как все, разменивая свой талант на деньги. И тогда возникает естественный вопрос, а талант ли это?

Сознание человека функционирует так, что различные виды сознания и мышления как бы конкурируют друг с другом. Поэтому сознание и мышление человека редко бывает развито многофункционально. Обычно верх берет какой-то один вид сознания и мышления. Чаще всего человек начинает преимущественно развивать такой вид сознания и мышления, который ему навязывает система образования, или такой вид сознания и мышления, который обеспечивает его собственные интересы. А остальные виды сознания и мышления начинают играть второстепенную роль.

Во все эволюционные эпохи очень большую роль играет общественное давление, которое определяется средним уровнем развития сознания.

Десятки миллионов лет назад далекие предки человека были просто высокоразвитыми животными, и их поведение определялось инстинктами. Можно сказать, что инстинктивное воображение играло роль инстинктивного мышления. Таким «мышлением» обладают многие современные животные и птицы.

Миллионы лет назад предки человека, гоминиды, должны были обладать развитым эмоциональным восприятием. Эмоциональное воображение стало играть роль нового эмоционального мышления, которое можно считать прообразом мышления в современном понимании этого слова. В настоящее время эмоциональное мышление человека очень развито, и большинство людей используют именно эмоциональное мышление. Именно поэтому в человеческом сообществе много нарушений логических законов и норм.

Предки современного человека, которые появились примерно 200 тысяч лет назад, уже обладали зачатками логического мышления, в основе которого лежало развивающееся логическое восприятие окружающего мира. Логическое мышление человека находится в зачаточном состоянии, хорошим логическим мышлением обладают не более 10 % людей.

Эволюционная волна развития сознания и мышления человека движется по направлению к интуитивному восприятию. В настоящее время у большинства людей продолжается формирование логического восприятия. У людей с развитым логическим восприятием начинают возникать зачатки интуитивного восприятия. Но интуитивное восприятие не может возникнуть сразу, из ничего. Поэтому можно сказать, что в качестве промежуточной способности у некоторых людей начинает возникать и формироваться интуитивное мышление. То есть эволюция сознания человека идет по направлению  к интуитивному мышлению.

Если говорить о мышлении, то ссылочное, воображаемое и интуитивное мышление тоже как бы конкурируют друг с другом. И чаще всего, выбирая образ жизни, человек начинает опираться на какой-то один вид мышления. Большинство людей опираются на ссылочное мышление, оно наиболее развито у большинства людей, и общественные отношения, и даже законы, ориентированы на использование ссылочного мышления. Самым редким является интуитивное мышление.

Интуитивное мышление совсем не запрограммировано на генетическом уровне, поэтому люди с развитым интуитивным мышлением рождаются крайне редко. Но сознание человека очень восприимчиво к обучению и воспитанию, поэтому интуитивное мышление можно попытаться развить. Развить интуитивное мышление у большинства людей не получится, но у некоторых людей частично развить интуитивное мышление можно..

Конечно, развивать интуитивное мышление нужно с детства. С того момента, когда вы поймете, что ребенок начинает что-то соображать. Начинать нужно с развития логического восприятия, которое лежит в основе интуитивного мышления. То есть вначале нужно развить логическую память и логическое воображение.

У каких детей можно развить интуитивное мышление? Для ответа на этот вопрос следует разделить детей на две категории: послушные и непослушные дети.

Послушание зависит от способности использовать память и подсознание. У послушных детей способность использовать подсознание, как правило, слабая. Такие дети в основном используют осознанную часть сознания, память. Именно поэтому у послушных детей, как правило, память очень хорошая. Для решения всех вопросов послушные дети используют чаще всего память, тем самым, развивая именно память. В России система образования ориентирована в основном на использование памяти, поэтому в нашем образовании все отличники и медалисты – это послушные дети. И пытаться развивать интуитивное мышление у таких детей, скорее всего, бесполезное занятие, эффективность этих усилий будет очень низкой. Логическая память у послушных детей может быть хорошей, но логическое воображение у них точно слабое. А без этого развить интуитивное мышление будет крайне затруднительно. То есть если вы хотите развить интуитивное мышление у послушного ребенка, то вначале у этого ребенка нужно усилить развитие логического воображения. А это довольно трудная задача.

Совсем по-другому обстоит вопрос с непослушными детьми. У таких детей способность использовать подсознание может быть очень высокой, именно поэтому такие дети и непослушны. Наша российская система образования с такими детьми совершенно не умеет работать, их просто пытаются сделать такими как все. А этого можно добиться единственным путем, путем подавления способности использовать подсознание. Система образования пытается подавить биологические способности таких детей к использованию подсознания. А самим детям это уже неинтересно, такова их биологическая природа, и они уходят из такой системы образования. В результате непослушные дети часто становятся как бы брошенными на произвол судьбы. Все зависит только от них самих. Либо они самостоятельно развивают свои особые способности и добиваются цели своей жизни, либо они скатываются к бессмысленному существованию. Но у непослушных детей может быть слабо развита логическая память. Поэтому если вы хотите развить интуитивное мышление у непослушного ребенка, то вначале у него нужно усилить логическую память. А этот вопрос решить гораздо легче, чем вопрос об усилении логического воображения.

Итак, одним из критериев развития интуитивного мышления является наличие в поведении детей непослушания. Хотя точно это предсказать невозможно. Но у непослушных детей шансы развить интуитивное мышление должны быть выше.

Следующим критерием развития интуитивного мышления является способность к самостоятельной работе, к саморазвитию, к самообразованию. Даже логика на генетическом уровне у нас прописана слабо, и развивать логическое мышление приходится за счет образования. А наличие интуитивного мышления на генетическом уровне вообще большая редкость. Скорее всего, у абсолютного большинства людей нет генетической предрасположенности к интуитивному мышлению. Его можно только развить. А поскольку в системе образования этим вопросом осознанно не занимаются, то развить интуитивное мышление можно только за счет собственных усилий.

Впрочем, даже если бы система образования занималась развитием интуитивного мышления, то и в рамках такой системы главным составным методическим элементом оставалось бы самообразование. Для развития интуитивного мышления очень важно, чтобы новый материал чаще изучался самостоятельно. Задачи тоже нужно решать не под руководством учителя, не с помощью других учащихся, а чаще самостоятельно. Рефераты и курсовые работы должны писаться честно и самостоятельно. Главная роль учителя должна быть в том, чтобы честно организовать такое обучение. А это возможно только с теми учащимися, которые хотят учиться именно таким образом. И даже если ученик захочет развить у себя интуитивное мышление, на это потребуется гораздо больше времени, в том числе учебного времени, чем на стандартное обучение. В рамках тех учебных программ, которые используются в нашей системе образования, развивать интуитивное мышление крайне затруднительно.

К сожалению, многие учащихся не хотят учиться никаким способом. Да и развить интуитивное мышление удастся далеко не у всех учащихся, даже у отличников. Способности к такому обучению имеют не так много детей, как хотелось бы. То есть это возможно только в спецшколах.

Российское образование мало ориентировано на развитие интуитивного мышления. Такое положение в системе образования сразу отбрасывает нашу страну в разряд отсталых стран. Страна не умеет использовать интеллект своих граждан.

Кроме того, чтобы развивать интуитивное мышление учащихся, нужно чтобы интуитивным мышлением обладали учителя. А это проблема. Если учитель не обладает интуитивным мышлением, то тут не помогут никакие методики, просто потому что учитель не будет понимать чему он должен учить. Впрочем, все ли учителя у нас действительно являются учителями? Некоторые без методических разработок и раскрытого учебника вообще не могут ступить шага. Такова у нас подготовка учителей. Впрочем, проверяющие методисты тоже ценят больше всего способность учителя провести урок точно по определенной методике... Конечно, в будущем можно будет разработать специальные методики для развития интуитивного мышления, но это навряд ли спасет ситуацию.

Думается, что в настоящее время, развитие интуитивного мышления, это удел одиночек, как среди учителей, так и среди учеников.

Как проверить, появилось ли у вас интуитивное мышление? Для этого нужно проверить наличие у вас двух условий: необходимого и достаточного условия.

Необходимым условием является периодическое появление у вас новых мыслей и идей в форме озарений. Но эти мысли и идеи могут быть разными. Некоторые мысли или идеи по своей сути являются эмоциональными и проверить, доказать их с помощью построения логической цепочки невозможно. Это сработало ваше воображение, может даже логическое воображение. Но к интуитивному мышлению это не имеет никакого отношения.

Достаточным условием наличия у вас интуитивного мышления является умение построить к новым мыслям и идеям логической цепочки. То есть умение логически доказать, что новая мысль или идея правильная. Если в вашем сознании присутствует это необходимое и достаточное условие, значит, вы на правильном пути, у вас начинает формироваться интуитивное мышление.

Не будем пытаться классифицировать все виды мышления и раскладывать их по полочкам. Это не главное. Главное, мы должны понять, что даже мышление у людей бывает разное. И это нужно учитывать везде, и в процессе обучения, и при общении в быту и на работе, и при принятии законов. Для начала нужно учитывать наличие хотя бы двух типов людей: эмоционально ориентированные люди и логически ориентированные люди.

Коснемся примера из области законодательства. Для каких людей пишутся и принимаются законы? Для неких среднестатистических людей, или законы учитывают наличие людей с различными видами сознания?

Рассмотрим пример с законами связанными с движением по автомобильным дорогам и с правилами дорожного движения. У нас права на управление автомобилем могут получить практически все люди с нормальными медицинскими показателями. А купить права могут практически все люди. Но мы должны прекрасно понимать, что за рулем сидят два психологических типа людей: эмоционально ориентированные и логически ориентированные люди. И эти люди в одинаковой дорожной ситуации могут вести себя совсем по-разному.

Логически ориентированные люди за рулем всегда трезвые, и всегда будут проявлять разумную осторожность, будут учитывать не только правила дорожного движения, но и реальную обстановку на дороге.

От эмоционально ориентированных людей на дороге можно ждать почти чего угодно, особенно если они не трезвые. Вот такого автомобилиста кто-то обогнал на стареньком автомобиле. Эмоционально ориентированному водителю это может просто не понравиться, и начнется гонка. Хорошо, если за рулем старенького автомобиля логически ориентированный водитель, который не станет в этом участвовать. А если там тоже «эмоциональный гонщик»? Чем это закончится, никому не известно.

Что может вытворять на дороге эмоционально ориентированный водитель, никто не может предсказать. Этот вопрос не изучался. Например, как влияет реклама на эмоционально ориентированного водителя? Кажется, что наличие за рулем эмоционально ориентированных людей не учитывает ни наше законодательство, ни правила дорожного движения, ни реклама. Но если это так, то многим эмоционально ориентированным людям просто не нужно давать права на вождение автомобиля. Как это делать, это уже другой вопрос.

Если при проверке на дороге окажется, что человек за рулем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, как правило, это эмоционально ориентированный человек, то его нужно сразу лишать прав на пожизненный срок. Штрафы и испытательные сроки тут не помогут. Если человек эмоционально ориентирован, то такова его биологическая природа, а изменить биологические основы человека невозможно. Биологическая природа будет постоянно проявлять себя в поведении человека.

Итак, эволюция сознания человека идет по направлению к развитию интуитивного мышления. В настоящее время у большинства людей лучше всего развито эмоциональное восприятие и, соответственно, ссылочное мышление. К сожалению, другие виды мышления этим большинством воспринимаются довольно критически.

Человек сильно полагается на ссылочное (аналитическое) мышление, «задвигая на задний план» интуитивное, что приводит к ошибкам в его работе, из-за чего сам человек перестает доверять и полагаться на тонкий и безошибочно работающий инструмент интуиции. Именно из-за этого, в настоящем, мы уже встречаем людей практически лишенных своего интуитивного восприятия.

Если же будет работать только одно мышление, неважно какое, это может привести к непоправимым последствиям для человека. Так как интуитивное мышление извлекает «суть» ситуации, чтобы вынести о ней соответствующее суждение в виде «интуитивных чувств», или «предчувствий» которые отличаются быстротой, цельностью, неосознанны и аффективны, и зачастую их сложно правильно интерпретировать. Только при взаимодействии обоих «умов» можно гарантировать верный и точный результат. Ведь именно логическое мышление сможет облечь «интуитивные чувства и образы» в нужные слова и действия, которые будут понятны как нашему мозгу, так и самому человеку.

Разница между ссылочным (аналитическим) и интуитивным мышлением заключается в следующем.

Аналитическому мышлению свойственно:

  • Низкая ширина охвата данных
  • Контролируемый (произвольный) процесс мышления
  • Поэтапное действие
  • Осознанный характер (процессы открыты для непосредственного наблюдения)
  • Говорит на языке слов
  • Мыслительные операции протекают медленно
  • Молодое с точки зрения эволюции (сформировалось, возможно, только несколько десятков тысячелетий назад).

Интуитивному мышлению свойственно:

  • Большая ширина охвата данных и возможность их параллельной обработки
  • Автоматический (непроизвольный) процесс мышления
  • Действует на основе распознавания образа ситуации в целом
  • Имеет неосознанный (или мало осознанный), а также мало контролируемый характер. Процессы интуитивного мышления нельзя непосредственно наблюдать
  • Говорит на языке чувств и эмоциональных образов (иногда подключаются физиологические реакции – сердцебиение, тремор рук, покраснение кожных покровов, «приливы», головная боль, повышенное потоотделение)
  • Медленно формируется и требует постоянной и регулярной тренировки (при отсутствии – начинает слабеть, давать сбои, но главное становиться на уровень ниже, чем до развития)
  • Мыслительные операции при интуитивном мышлении протекают с очень высокой скоростью
  • Старое с точки зрения эволюции (сформировалось, возможно, несколько сотен тысячелетий назад).

Для того чтобы получить максимальную пользу от обоих типов мышления, следует знать, когда и как их использовать. В ситуациях, требующих принятия сложных решений, нужно комбинировать интуитивные суждения с ментальным моделированием сценариев их реализации, проницательными вопросами и определением возможных результатов – насколько они реалистичны и жизнеспособны. Краеугольные камни интуиции – это вопросы о том, «что происходит с вами в момент возникновения интуитивного чувства» и «что происходило с вами прежде, когда вы ему следовали».

Нередко человек ведет себя следующим образом. Интуитивный ум воспринимает, чувствует, обдумывает, анализирует и советует, как правильно поступить. Но хитрость, глупость и гордыня рационального ума не верят интуитивному уму. И тогда мудрость как бы включает вынужденную паузу. В это время ум творит свой рациональный артефакт, что приводит к общей ошибке интуитивного ума. Как капля за каплей порождают лужу, так ошибка за ошибкой порождают поступки и характер, который порождает неправильную судьбу.

Краткая история НЛП

На свете есть довольно много (но все же меньшинство) эффективных, успешных людей. В искусстве ли, в науке ли, в бизнесе ли, в других областях человеческой деятельности. Мастеров. Гениев. Иногда то, что они делают, похоже на магию, настолько сильно это отличается от того, что делают «средние» другие люди. Многие полжизни бы отдали для того, чтобы так же легко достигать таких же выдающихся результатов, как они. Но, если вы спросите эффективных людей, успешных людей, гениев в чем-то, как именно они достигают своих великолепных результатов, то, скорее всего, получите в ответ речь из серии «Если полностью отдаваться танцу...» Иногда, если эти люди специально об этом думали, вы может быть получите от них описание некоторых «па», но вряд ли ответ даст вам такое описание, после которого вы готовы будете сказать, что вы теперь научились делать так же. Возможно, благодаря этому родилось убеждение, что «некоторым дано, а большинству просто не дано...» Или «Что дозволено Юпитеру, не стоит и пытаться повторить остальным». Так что, как правило – повторить и не пытались. Есть и другие случаи – когда Мастер в чем-то пытается передать ученикам свое искусство, но лишь некоторым из них удается этому научиться. Из этого обычно делается все тот же вывод, о том, что «некоторым дано, а вот большинству...»

В начале 70-х был брошен вызов этому культуральному убеждению о том, что «некоторым дано, а большинству нет».

В 1973 году в университете Санта-Крус штата Калифорния встретились двое начинающих ученых – Ричард Бэндлер (Richard Bandler) и Джон Гриндер (John Grinder). Аспирант Бэндлер пытался написать диссертацию по кибернетике. Гриндер достиг больших успехов: он только что получил докторскую степень по лингвистике. Им повезло – они оказались в нужном месте и в нужное время. В начале 1970-х годов в американских университетах пышным цветом расцветали научные дисциплины, созданные на стыке психологии, лингвистики, кибернетики и философии под общим названием «когнитивная наука». Балуясь марихуаной, американские студенты и молодые преподаватели поголовно зачитывались книжками Тимоти Лири – идеолога расширения сознания с помощью LSD. Только что закончилась постыдная Вьетнамская война. Американцы погрузились в депрессию. Но только не Бэндлер и Гриндер. Им хотелось успеха, и они пытались найти способа, как его достичь. Правда, для этого им потребовалось целых три года научных изысканий. В 1976 году Бэндлер и Гриндер сформулировали свою концепцию. Они назвали ее «нейролингвистическое программирование» (НЛП).

На начальном этапе развития НЛП его авторы с помощью системного анализа занималось исследованием способов действия гениальных людей: составлялась последовательность событий, из которой выкидывались лишние шаги. Постепенно складывалась довольно четкая модель успешного поведения. Также велись исследования в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделирования гештальт-терапии, гипнотерапии и семейной терапии.

Один их важнейших выводов, сделанных Бендлером, гласит: материал легче проникает в сознание через подсознание. Основой НЛП является работа с сознанием человека. НЛП использует методику усыпления в человеке сознательного, с целью высвобождения бессознательного. Все это очень похоже на приемы психоанализа. Но в отличие от психоанализа, трактующего бессознательное для диагностики состояния человека, НЛП использует бессознательное для корректировки (лечения) проблем личности человека.

Программирование имеет отношение к структуре субъективного опыта. Немалая часть этих компонентов проявляется в структуре языка. Лингвистика – такое точное описание последовательности действий, которое позволяет манипулировать элементами субъективного опыта. Поскольку бессознательному свойственен особый язык – буквальный, при описании моделей необходимо учитывать эту особенность. С точки зрения НЛП данная структура состоит из определенных компонентов. Оттуда слово «лингвистическое» в названии НЛП. Эти компоненты имеют отношение к тому, как работает человеческий мозг. Часто мы можем даже сказать по структуре языка и по каким-то еще невербальным признакам, какие именно части нервной системы задействованы в обработке той или иной информации. Оттуда слово «нейро» в названии. Это те самые мимика, позы, движения, которые помогают усыпить в человеке сознательное и работать с бессознательным. Кстати, термин «нейролингвистический» уже существовал ко времени создания НЛП, так что его не придумывали. Итак, элементы субъективного опыта с точки зрения НЛП имеет нейролингвистическую природу. И часто у разных людей это одни и те же элементы. Но при этом одни люди успешны, а другие – нет. Потому что одни люди используют эти элементы в одной последовательности, а другие – в другой. И некоторые последовательности являются эффективными, а другие – не являются. Данный вопрос является предметом изучения НЛП. Слово «программа», если мы обратимся к толковому словарю, означает «последовательность действий, приводящая к определенному результату». Ничего больше. Так, две хозяйки берут один и тот же лук, свеклу, капусту, одно и то же мясо, одну и ту же соль, одни и те же специи, но у одной получается вкусный и ароматный борщ, а у другой нечто такое, что даже собаки едят не очень охотно. В чем разница? В том, как одна и вторая готовит одни и те же ингредиенты.

Человек и его языковые (лингвистические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем, стратегий, субмодальностей, отделения намерения от поведения. Далее таким образом закодированный (то есть формализовано описанный в этих терминах) человек становился объектом для применения техник шестишагового рефрейминга, изменения персональной истории, якорения, визуально-кинестетической диссоциации и так далее. Все эти техники никак не были связаны с «духовным» началом в человеке.

Позиционировалось новоявленное программирование, как первая прикладная эпистемология, т.е. наука о том, как мы что-либо узнаем об окружающем мире. По словам авторов, научившись применять их методику, можно добиться успеха в любой области. Желающих сделать это среди подавленных проигранной войной, Уотергейтским скнадалом и экономическим кризисом американцев оказалось более чем достаточно. В 1977 году создатели НЛП провели серию первых платных семинаров. Сотни пациентов не только заплатили деньги, но и пожелали продолжить курсы. После двух лет проведения таких семинаров, в 1979 году, был опубликован совместный труд Бэндлера и Гриндера – «Из лягушек в принцессы».

Поведение любого человека, учили авторы НЛП, можно разложить на составляющие. А потом использовать их в подходящих ситуациях. Например, выступать на переговорах, как Ли Якокка, или покачивать бедрами точно так же, как Мерилин Монро. Но главное, с помощью методик НЛП можно установить прямую связь между сознанием, подсознанием и телом. Все это, по словам Бэндлера и Гриндера, давало слушателям их курсов возможность стать «успешными коммуникаторами», то есть людьми, которые всегда добиваются своего. Авторы сформулировали три главных фактора успешной коммуникации: «Первый – это знание, какого результата вы хотите достичь. Второй – поведенческая гибкость, то есть умение постоянно менять свое поведение, пока партнер не отреагирует так, как вы хотите. И третий – наблюдательность, необходимая, чтобы заметить, какие реакции вызывает ваше поведение».

Основное внимание основатели НЛП уделяют последнему пункту – наблюдению за реакциями собеседника. Причем наиболее значимой информацией они считают не смысл того, о чем человек говорит, а его непроизвольные реакции, в частности, движения глаз. На своих семинарах тренеры по НЛП обучают всех желающих по движениям глаз определять, какой процесс происходит у человека в голове.

Любому адепту НЛП вручались не слишком совершенные магические инструменты – и адепты начинали беспорядочно «крутить» ими все замеченные в человеке винтики и гаечки. Только ленивый не критиковал НЛП в тот период.

К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что разработанный ими подход не имеет никакого отношения к тому, чтобы делать человека мудрым. Глупец знает только один способ изменить что-либо во внешнем мире, умный знает несколько альтернативных способов, а мудрый выбирает – менять что-либо во внешнем мире, или в себе, во внутреннем мире. Второй этап развития НЛП связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, а также работами Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информации и биологии, книгами Карлоса Кастанеды (Carlos Castaneda), а также опытом изучения западно-африканских магических традиций, который получили некоторые отцы и матери-основательницы НЛП. Задача ставилась таким образом: какие другие, нежели в «старом коде», описания можно было бы предложить человеку, чтобы сместить акцент немного ближе к «мудрости»? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от критики за излишнюю технологичность и бездуховность.

Описания были найдены и получили наименование «новый код». Человек описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения сознания и несознания, баланса между практикой и спонтанностью, позиций восприятия, характерологических прилагательных, внимания, множественности описаний.

«Новый код» НЛП – концепция творческого решения проблем и задач, самосовершенствования и управления личным состоянием. Главная задача «нового кода» – выстраивание гармоничного взаимодействия между сознательным и бессознательным для достижения мастерства (совершенства) в намеченной области. Основной механизм, который применяется в «новом коде» – это высокопродуктивные трансовые состояния сознания. В этих условиях синхронизируется работа полушарий мозга, благодаря чему складывается глубокое взаимодействие сознательного и бессознательного. Это позволяет использовать весь потенциал мозга для принятия решений и лучшего исполнения дел.

Игры «нового кода» НЛП – это упражнения, основная цель которых – привести играющего в высокопродуктивное состояние сознания. С помощью приемов классического НЛП это состояние можно затем переносить в проблемные ситуации в реальной жизни. Состояние Высокой Эффективности (иногда называемое «состоянием потока», «состоянием нерк-нерк», «состоянием незнания») характеризуется остановкой внутреннего диалога, минимальным мышечным напряжением, одновременной согласованной работой периферического и  сфокусированного зрения.

В НЛП сильно запахло шаманами и их практиками, разговорами о смысле жизни и предназначении, духовности и так далее. Изучение религиозного опыта, техники сопереживания, любовь и корпоративная культура – такова была новая тематика исследований. Рынок искателей духовности захватывался очень легко – моделирование измененных состояний сознания всегда являлось сильной стороной НЛП, шла ли речь о гипнозе на первых порах или «духовной медитации» в «новом коде». Бизнес-консультирование тоже шло в гору, потому что корпорации не слишком хорошо описывались в терминах «старого кода», но хоть как-то – в терминах нового. Этот этап шел с 1984 года (с появления первой книги на эту тему) – примерно десять лет.

Специалисты распознали в НЛП смесь различных теорий – от психоанализа Зигмунда Фрейда до гипнотерапии знаменитого американского психолога Милтона Эриксона. Термины вроде «моделирование», «якорение» или «раппорт», придуманные Бэндлером и Гриндером, означали давно известные психологические упражнения и состояния, которые с помощью этих упражнений достигаются. Впрочем, положительный эффект курса НЛП – исчезновение страха перед людьми, свойственного всем, и некоторая раскованность в поведении – был налицо. Правда, действовал он не на всех, и только ограниченное время – от одного месяца до года. Потом курс приходилось повторять.

Системный (Systemic) НЛП появился как относительно новый тренд – это попытка собрать достижения технологов «старого кода» и духовных гуру «нового кода» и построить слегка более стройную систему самого НЛП. На начальном этапе НЛП системный подход означал то, что описываемый человек рассматривался как система. А нынешний этап пытается рассмотреть в качестве системы описания (модели), даваемые человеку НЛП. Это весьма нетривиальная задача, ибо в НЛП появилось довольно много моделей, и «причесать» этот клубок моделей оказывается очень непросто. А еще хочется включить самые последние достижения философии, кибернетики и других не менее симпатичных наук. Дела идут не слишком быстро – тем более что «причесывателей» находится значительно меньше, чем потребителей результатов.

Ричард Бэндлер и Джон Гриндер превратили психотерапию в поточное производство. В отличие от обычных психоаналитиков, предлагавших своим пациентам многомесячные курсы, Бэндлер и Гриндер проводили свои тренинги всего за 3-5 дней, максимум за неделю. Каждый тренинг обходился ученику от $ 1,5 тыс. до $ 5 тыс.

Вместо того чтобы тратить деньги на услуги рекламных агентств, отцы-основатели завалили рынок своими книгами – пособиями по НЛП для начинающих. В них, в частности, можно прочесть о феноменальных достижениях выпускников курсов НЛП. «Мастер Э. Робинс однажды пришел к некоему йогу, обучавшему безболезненному хождению босиком по горячим углям, и спросил, за какое время он мог бы научиться этому своеобразному искусству. Йог ответил: нужны годы тренировок и медитаций. Робинса это не устроило, и он заплатил йогу за несколько часов хождения по огню. Вместо того чтобы учиться, он смоделировал действия йога – походку, дыхание и все прочее – и вскоре спокойно прошел по горячим углям. А потом открыл семинар, на котором всего за полдня обучал всех желающих гулять по огню босиком».

Вот одна классическая история для начинающих – о том, что случилось с компанией «Ксерокс» в начале 1980-х годов. В то время повсюду уже работали на компьютерах, и компания боялась, что скоро бумага исчезнет совсем, и копировальные машины окажутся никому не нужны. Фирма решила переключиться на персональные компьютеры. Однако слово «Ксерокс» настолько тесно ассоциировалось с копировальными аппаратами, что разработка компьютеров не вписывалась в имидж и структуру корпорации. Обученные НЛП консультанты объяснили компании, что она собирается совершить слишком большой скачок, и это неизбежно приведет к конфликту со старыми ценностями. Они рекомендовали «Ксероксу» заниматься тем, чем они занимались всегда: не посягать на область персональных компьютеров, а начать разработку компьютеризированных модулей для своих копировальных машин. «Ксерокс» прислушался к их советам и начал разрабатывать сканеры.

Для клиентов с разным достатком и потребностями Бэндлер и Гриндер придумали курсы разного уровня – базовый, НЛП-Практик, НЛП-Тренер, НЛП-Мастер. Стоимость курсов каждого нового уровня, естественно, повышалась. Домохозяйкам они обещали чудесное исцеление от всех болезней, одиноким мужчинам – способ стопроцентного соблазнения женщин, бизнесменам – беспроигрышный метод убеждения клиентов. Для топ-менеджеров и политиков был придуман специальный курс под названием «Усиление харизмы». От желающих овладеть методикой XXI века, как называли НЛП Бэндлер и Гриндер, не было отбоя.

Дела отцов-основателей НЛП шли прекрасно. Деньги текли рекой. Мастера больше не проводили базовых курсов, а лишь разъезжали по разным странам с двух-трехдневными лекциями. Ричард Бэндлер основал свой первый Институт нейролингвистического программирования и продолжал заниматься курсами для частных лиц. Джон Гриндер открыл компанию «Квантовый прыжок» и переключился на корпоративных клиентов, для которых и был создан «новый код». До поры до времени эти структуры и еще множество институтов и университетов НЛП мирно сосуществовали.

В 1997 году в бурном НЛП-движении случился раскол, между самыми успешными коммуникаторами разгорелся нешуточный деловой конфликт. Два главных отца-основателя перессорились на почве прав собственности на нейролингвистическое программирование. И один из них – Ричард Бэндлер – сделал два нетривиальных шага. Во-первых, он подал в суд на сообщество нейролингвистических программистов, заявив свои личные права на торговую марку НЛП. Кроме того, Бэндлер потребовал для своего института эксклюзивное право присваивать квалификации практиков, тренеров и мастеров НЛП. С каждого из перечисленных в заявлении 212 руководителей курсов, программ и институтов НЛП во всем мире Бэндлер потребовал $ 90 млн. за незаконное использование термина – в общей сложности немногим меньше $ 20 млрд. Впрочем, дело «зависло» в суде и не разрешено до сих пор.

Сообщество во главе со вторым главным отцом-основателем – Джоном Гриндером – пришло в замешательство, ибо НЛП традиционно имело статус области знаний, или области практики – никто же не заявляет права на наименования «Физика» или «Бальные танцы»! Поэтому сообщество ушло в глухую оборону, по ходу дела консолидируясь и выясняя, что же такое «НЛП». Во-вторых, Ричард Бэндлер заявил о том, что НЛП – это уже давно пройденный этап, и он лично изобрел и начал использовать Design Human Engineering (DHE) (Дизайн Человеческих Ресурсов) – не забыв на этот раз приписать к названию заветный значок Trade Mark. Design Human Engineering призвано маркетингово конкурировать с НЛП. Бэндлер заявляет, что НЛП позволяет только повторять лучшие свои состояния и достижения, или лучшие чужие состояния и достижения – но только повторять. Кроме того, НЛП – это техники и способы последовательной обработки. В противовес так понимаемому НЛП, Бэндлер переходит к DHE – созданию (сочинению, придумыванию, проектированию) новых невиданных еще техник, получению доступа к небывалым еще состояниям творчества и удовольствия и так далее. Конечно, если НЛП работает последовательно, то DHE работает параллельно.

В DHE один из принципов гласит: любой может из частей своего уже существующего поведения создать новое поведение. Попросту говоря – придумай себе правильную привычку и убеди в этом бессознательное. Изменение убеждений рассмотрено как структурное влияние и представлено как отдельная модель. А бессознательное, чтобы сообразило в автоматическом режиме быстро и правильно, в той самой ключевой ситуации, можно настроить исключительно практикой. Поэтому и упражнения, поэтому и тренинги.

Принципы моделирования-программирования человеческого мозга и соответствующие этим моделям техники, к которым двадцать лет протаптывалась тропинка, работают – как бы их ни называли, и кто бы их ни называл. Компьютерное программирование всегда включало в себя как компоненту моделирования, так и демиургическую компоненту. Моделирование нужно до того момента, пока модельер чего-то не понимает. После понимания модельер превращается в Творца.

Основы НЛП

Теоретические основы НЛП
http://becmology.blogspot.ru/2011/06/blog-post_30.html

НЛП – это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации.

НЛП учитывает следующие психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего, услышав их, объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий, подтверждающих их гипотезу, и недооценивают информацию, противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают – 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • «средний человек» удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже – первая, тогда как средняя – чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже – стоя, совсем плохо – лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые – вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% – выражается звучанием голоса и более 60% идет по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Базовые пресуппозиции

В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции – аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

  1. Карта – не территория.
  2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением; для любого поведения существует контекст, в котором оно ценно.
  3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности.
  4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.
  5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.
  6. Обратная связь вместо неудачи – все результаты определенного поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.
  7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

 

1. Карта – не территория. Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Поскольку информации поступает очень много, мы сознательно или бессознательно удаляем то, на что нам не хочется обращать внимание. Мы фильтруем информацию, опираясь на опыт прошлого, а также на собственные ценности и убеждения. Результат подобной фильтрации оказывается неполным и неточным, поскольку в самом начале многие важные элементы были удалены, а остальные обобщены или искажены. Отфильтрованная информация образует нашу внутреннюю карту, которая влияет на физиологию человека и «состояние бытия». Естественно, что такая карта влияет и на наше поведение.

Модель НЛП
Рис. Модель НЛП

У каждого из нас свой личный жизненный опыт, свой взгляд на мир. И этот взгляд на мир уникален. Личный взгляд на мир человека в НЛП называют картой (в отличие от окружающего мира, который, соответственно, называют территорией). Карты бывают разные – более или менее удобные, подходящие и подробные. Единственное, какими они не бывают – правильными или неправильными, потому что это только описание, модель. Любая, даже очень хорошая карта, где-то будет не слишком удобна: самая лучшая карта города Москвы совершенно бесполезна в Киеве, а карта вин французского ресторана не слишком удобна для ориентации в метро города Берлина.

И, естественно, карта не является территорией, точно так же как очень подробное описание борща (даже с картинками) самим борщом не станет. Так вот, большинство проблем возникает, когда человек пытается мир (территорию) подогнать под свою карту, вместо того, чтобы перерисовать свою карту так, чтобы она была более удачной для данной территории. И в какой-то мере все то, чем занимается НЛП – это помощь человеку в нахождении таких личных карт мира, которые помогут ему стать более успешным, удачливым, счастливым и здоровым. Естественно, если он этого хочет.

Очень многие приемы изменения в НЛП связаны с «расширением» карты – поиском более широкого взгляда на ситуацию. Действительно, если у нас есть проблема, то решение находится где-то вне нашей карты мира. И для того, чтобы проблеме разрешить, надо карту расширить так, чтобы это самое решение в нее попало.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением. Все что мы делаем, мы делаем для реализации собственных намерений. Каждое поведение служит для достижения какой-то положительной цели. Намерение – это позитивная цель, которая лежит за любым нашим поведением. Что бы мы не делали – говорили, бегали, ругались, смотрели фильм – все это служит определенной цели. Мы чистим зубы для здоровья, покупаем новую обувь для удобства, а новую машину для престижа, читаем статьи для знаний, занимаемся сексом для удовольствия, пьем кофе по утрам для бодрости. Даже у вроде бы «негативного действия» – истерики, депрессия, аллергии – практически всегда есть намерение. Когда спрашивали людей, которых спасли после попытки самоубийства, «зачем они это делали», они отвечали что-то вроде: «Я хотел наконец обрести спокойствие».

При этом нужно понимать, что вполне положительное намерение для его обладателя может реализовываться очень неприятно для других людей. Маньяк с топором в темном переулке может хотеть получить для себя удовольствие, воодушевление или уверенность в себе, но для попавших под его удовлетворение намерения, его поведение не слишком приятно.

3. Способность изменять процесс восприятия реальности часто полезнее изменения содержания воспринимаемой реальности. Когда мы общаемся, часть информации мы передаем при помощи слов, вербально, а часть при помощи голоса, жестов, поз, мимики – невербально. Иначе говоря, вербальная информация – это содержание, а невербальная – форма этого самого содержания, которая передает отношение, оценку, контекст восприятия. Невербалика и содержание создают смысл. В общении невербалика занимает около 85%, а вербальная информация всего 15%.

4. Калибровка – умение понимать чувства людей. Люди говорят одно, но часто чувствуют и действуют сильно иначе. В НЛП есть такое важное понятие, как калибровка – умение замечать внешние признаки состояния. Потому как любая наша оценка проявляется во всем теле: в интонациях, движениях, жестах, позе, конструкции предложения или дыхании. И калибровка позволяет понять, что на самом деле человек чувствует, как к кому относится, чего хочет. И намного меньше обращать внимания на то, что он говорит. Так как говорить он может для того, чтобы понравиться, что от него ждут или что он считает более правильным сказать в данный момент. Или просто потому, что не осознал свои оценки и чувства. Калибровка позволяет сделать общение намного более точным и эффективным, а поведение человека намного более понятным.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть. В НЛП предполагается что у нас либо уже есть нужные ресурсы для достижения цели: стать более успешным, прекратить курить, общаться лучше или, наконец, написать этот доклад, – либо мы их можем найти. Мир большой, нужно просто поискать.

По крайней мере, думая так, вы скорее добьетесь результата, чем медитируя на тему «почему я такой несчастный» и «у меня все равно ничего не получится», «я не создан для счастья».

Продолжение:   От психологии и НЛП к Бэкмологии. Часть 3

 

 
Бэкмология для компаний: предоставление деловых интеллектуальных услуг 4С-анализ