Мнение, манипуляция и модель

3 Апреля 2014

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.
Зигмунд Фрейд

В социуме человек – это то, что он думает о себе, о людях, об остальном мире, о должных и правильных способах самовыражения и взаимодействия с окружающим его миром. А думает он, как правило, так, как его научили думать в рамках исторически сложившихся обстоятельств. Учат родители, учителя, социальное окружение. Каждый день продолжает учить хорошо отлаженный механизм идеологической и пропагандистской машины.

С малых лет нам внушают, что хорошо, а что плохо, как делать можно, а как нельзя. Потом всю оставшуюся жизнь мы пытаемся придерживаться этих, некритически воспринятых ценностей, реализовать внушенные цели, использовать внушенные стратегии для получения такого же внушенного результата. Заодно мы бежим за привитым нам образцом счастья, комфорта и неблагополучия, терзаем себя за внушенную греховность и несовершенство, мучаем других из за их несоответствия реальности воспринятому образцу добра и справедливости. Ведь только совместные занятия идиотизмом могут указывать на настоящую духовную близость.

 

 

Цена мнения

В какой-то момент вполне сформировавшийся индивид вдруг осознает: «Мною все пытаются манипулировать. Даже те, кто дает советы, как бороться с манипуляцией». Произнеси он эту фразу во всеуслышание, и сам индивид моментально попадает в разряд манипуляторов.

В предложении «мною все пытаются манипулировать» характерно манипулятивным является местоимение «все». Изменим слово «мною» на слово «нами» – характер предложения изменится: теперь из обвинительного оно превращается в назидательное. Но манипулятивность остается. Ибо любое высказанное мнение несет в себе манипулятивный оттенок.

Мнение – это ни что иное, как навязывание собственного видения окружающим. Любое обнародованное мнение – это, по сути, манипуляция. Изощренная или нет – об этом судить другим манипуляторам.

«Нет, нет – так рассуждать неправильно!» – возразят интеллигенствующие обыватели. Одни скажут, что слово «навязывание» имеет явно негативный смысл, его следовало бы изменить на слово «высказывание». Но высказываются всегда, чтобы обратить на что-то чье-то внимание. Для чего обращают внимание? Просто так? Никогда! Всегда так или иначе пытаются навязывать собственное мнение.

Другие скажут, что за манипуляцией всегда стоит некий интерес. Если никакого интереса нет, значит нет и манипуляции. Однако может ли мнение высказываться вообще без какого-либо интереса? Нет, не может! Раз о чем-то говорят, значит некий интерес обязательно имеется. Причем даже интерес «из добрых побуждений» реализует неявно обозначенную цель склонить на свою сторону, а посему – это попытка контролировать чужую психику.

Кому-то почудится, что такие рассуждения свойственны только человеку с явным расстройством личности. Мол, нормальный индивид не будет во всем усматривать паразитически-враждебную по отношению к себе направленность.

Конечно, «нормативный» индивид не будет придавать большого значения, насколько им манипулируют, ему и в голову не придет, стоит ли задуматься над обеспечением своей ментальной независимости.

Люди повсеместно «используют» друг друга, не находя в таком поведении ничего предосудительного. В конце концов, социум и строится на кооперации, т.е. на взаимовыгодных отношениях между его членами. И только лишь в случае «зашкаливания» выгоды одного за счет другого начинаются всякие трения между людьми.

Где провести черту, отделяющую взаимовыгодные отношения от явно манипулятивных, смещенных в сторону интересов одной стороны, – тема многочисленных дискурсов и исследований. Сказано много – толку никакого. Каждый гнет свою линию, и социум развивается только потому, что в многообразии мнений нельзя отыскать концов. Что бы мы не говорили, всегда найдется тот, кто с нами не согласен.

Собственно, плюрализм мнений и выступает тем фактором, что компенсирует всякие попытки сконструировать общество, скованное одной ортодоксальной доктриной. Мир не «взрывается» благодаря дискурсу. В борьбе манипуляций не побеждает предсказуемо всегда одна сторона. На каждую манипуляцию выдвигается своя контрманипуляция – так и достигается некое общественное равновесие с возможностями дальнейшего прогресса.

Кто не приучен к ведению дискурса, могут воспользоваться рекомендациями психологов. Возможны несколько вариантов защиты от внушения. Первый – прямое избегание того, кто пытается внушать; разрыв контакта с источником внушения. Второй формой защиты является блокировка внушаемого приказа с помощью его бессмысленного повторения, передразнивания, пародирования. Юмор, ирония, сатира – это усовершенствованные формы данного способа защиты от внушения. И очень эффективным способом защиты от внушения является молчание, отсутствие реакции. Поскольку именно в таком внутреннем молчании возникает некая отстройка человека от внушаемого, его отделение от принудительного социального пространства.

Сложнее всего преодолевать манипулятивное воздействие людей известных, авторитетных, а также облеченных властью. Тут необходимо постараться, чтобы оперативно пропустить указания социальных лидеров через прямую кишку, дабы не создать угрозу для собственной психики.

Отстраиваться от вредоносного внушения лидера можно, применив тактику «включения дурака», молчаливым бойкотированием, затягиванием дела, открытым неповиновением, «захлопыванием» (как захлопывали выступления А. Сахарова на съезде).

Также можно отстраиваться от вредоносного внушения с помощью технических приемов. К ним прежде всего относится водка, введение новых моделей и правил игры. Эти приемы поистине универсальны. Их можно использовать для конструирования нужной социальной реальности.

В советские времена люди много пили, а власти их в этом всячески поощряли. Идеология не «срасталась», поэтому для обеих сторон – народа и власти – нужен был выход из тупиковой ситуации. Водка была идеальным решением. Народ пил, чтобы забыться, а власть щедро наливала народу, чтобы тот, не просыхая, поступательно шел к «победе коммунизма».

В условиях отсутствия всякой идеологии, при наличии чисто хозяйственных отношений между властью и народом необходимость в водке отпала. Власти, наоборот, понадобился трезвый народ, способный исправно платить налоги в государственную казну.

Зачем человеку «пудрить» мозги идеями, когда его психику можно подавить значительно проще  – нужно лишь создать «счастливого» обладателя товара. В начале XX века экономика работала по принципу «утром деньги – днем стулья». Сегодня схема кардинально изменилась: «утром стулья – днем деньги». При такой схеме «счастливый» обладатель товара напрочь забывает обо всякой политике и думает только о деньгах, ибо товар ему обходится значительно дороже, чем без кредита. Таким образом, введение новой модели и правил игры позволило сконструировать нужную социальную реальность.

Посмотрим, как рассуждают противники новой реальности. По их мнению, идеологический ошейник сменили на экономический – кредиты и ипотеку. Ростовщическая финансовая удавка гораздо эффективнее – не мешает «рабу» функционировать в системе коллективного обслуживания средств производства и легко затягивается, принуждая строптивых к покорности и уничтожая голодом наиболее непримиримых.

Кредит – идеальный инструмент порабощения современного человечества. Теперь индивид платит налоги, гасит кредит и платит за него проценты, т.е. получается своеобразная схема двойного налогообложения. Благодаря системе кредитов человек становится полностью управляемым.

Особо «действенным» кредитом на сегодняшний момент является ипотека. Если человек пропускает 2 платежа, он лишается квартиры и тех денег, которые туда внес. А возможно, что он потеряет и квартиру, и деньги, и еще останется должен банку. А вдруг он заболеет и не сможет работать? Нет, вот болеть при ипотеке никак нельзя. В течение 15-и лет (срок выплаты ипотеки) человек не должен болеть, допускать ошибки, ему не рекомендуется разводиться и т.п. Работодатель, узнав, что работник взял ипотеку, начинает его нещадно эксплуатировать, загружать непомерным объемом работы. Да и как не  воспользоваться подвернувшейся возможностью! Человек находится в рабском положении, он не может себе позволить лишиться работы – иначе он пропустит один платеж, потом пойдут еще пени, и он будет еще больше должен.

Однако практика показала, что молодежь не испугаешь жизненными трудностями. Раньше ехали осваивать целину, строить БАМ, возводить Саяно-Шушенскую ГЕС. Ударные комсомольские стройки, разворачивающиеся на бескрайних просторах нашей Родины, привлекали тысячи и тысячи энтузиастов строительства светлого будущего. Теперь, когда мечты о светлом будущем канули в лету, молодежь в едином порыве осваивает нелегкие метражи коммерческой жилой площади. Каждый освоенный метр – это прирост экономики российской, появление еще одной зажиточной социальной ячейки.

Наконец-то в России появилась счастливая молодежь, которая может полной грудью вдыхать истинный запах свободы на просторах условно-собственной жилплощади. Нынешнему поколению неведомы ни идеологическая зашоренность сознания, ни болезненные искания вечно скрываемой правды, ни страх недоносительства, ни голосования по указке. А сложности с оплатой кредитов – разве их можно сравнить с ужасами гулаговских лагерей, сталинским волюнтаризмом, экстремизмом лысенковщины, пьяным угаром брежневского застоя.

Но неймется врагам отечества, не могут они спокойно смотреть на счастливые лица миллионов россиян – обладателей авто, квартир и коттеджей. Нужно западным холуям очернить нарождающийся экономический порядок, при котором каждому дается реальный шанс не только выжить, но и преуспеть.

Что же утверждают новые диссиденты и неспособные понять и принять новые российские реалии?

Итак, вся нынешняя идеология сводится к «страстям» вокруг кредитов. Главная тема государственной пропаганды последних лет в области экономики – ипотека, кредитные услуги банков, залог земли под кредиты. Фактически это означает, что государственно пропагандируется система долгового рабства, поскольку кредит не является инструментом порабощения только при нулевых и отрицательных ставках ссудного процента. Ипотека раздувает пузырь цен на жилье и приводит к тому, что без нее становится невозможно купить жилье вообще.

Реклама ипотечного кредитования утверждает, что оно выгодно именно потому, что ставка по ипотечному кредиту ниже темпов инфляции. По умолчанию вносится предположение, что семья, имея стабильные доходы, гарантировано может расплатиться по кредиту и это будет ей более выгодно, нежели копить деньги самостоятельно для того, чтобы купить жилье в будущем. Т.е. работайте на систему больше и все в вашей жизни будет хорошо, поскольку система вас тоже поддержит.

Но это только одна сторона «медали». О второй стороне верующие в ипотеку и рекламирующие ее умалчивают. Инфляция обесценивает не только накопления, но и оборотные средства предприятий отраслей, производящих продукцию; при рассмотрении макроэкономической системы в целом инфляция выгодна только тем, кто получает паразитические доходы за счет инфляционной кражи, – перекачивая огромные номиналы в свои кошельки путем создания, котировки, продажи и перепродажи разнородных спекулятивных ценностей или путем получения монопольно высоких зарплат.

Главный генератор инфляции – кредитование под процент и биржевые спекуляции, а они в принятой ныне Российским государством концепции организации макроэкономики – системообразующие факторы, к тому же подконтрольные не государству, а государственно узаконенной банковской и биржевой транснациональной мафии. Поэтому та система ипотечного кредитования жилищного строительства, которая ныне создается в России и рекламируется, несет в себе следующую скрытую угрозу. Вошедшие в систему люди могут утратить способность погашать свою кредитную задолженность из своих текущих доходов вследствие опережающего роста номинальных цен по отношению к их доходам, а также и вследствие банкротства предприятий, на которых они работают, в ходе удушения макроэкономической системы, организованного транснациональной банковской и биржевой мафией, действующей в соответствии со сценарием глобальной политики. В этом случае они, не выкупив жилья, в котором проживают, не являются его собственниками, и на вполне законных основаниях вместе с их семьями могут быть выкинуты на улицу реальными собственникам жилья – кредиторами, строительными фирмами и т.п.

Выкриков об ущербности и несправедливости путинского режима сегодня можно услышать предостаточно. Несогласная с режимом интеллигенция трудится изо всех сил, старается подстроиться под любой интеллектуальный уровень и вкус. Обличительных публикаций – от сугубо экономических рассуждений до витиеватых литературных изысков – великое множество.

16 ноября, 2013 года Борис Акунин в своем живом журнале сделал характерную для него публикацию «И немного нервно»:

Сегодня у меня важный день. Выходит первый том моей «Истории Российского государства» – одновременно в нескольких форматах.

Последний раз я так нервничал пятнадцать лет назад, когда в магазинах появилась моя первая книга, роман «Азазель». (И нервничал не зря – никто ее не покупал. Совсем никто).
Сейчас я волнуюсь не из-за продаж. Эту большую, на десятилетие, работу я затеял не ради заработка. (Зачем было бы утруждаться? Штамповал бы себе по накатанной трассе приключения Эраста Фандорина – публика довольна, издатели тоже, рука пишет сама, голова отдыхает).
Тут вот что.

С течением времени меня все больше завораживала моя страна, которая, в зависимости от внешних событий и моего внутреннего состояния, казалась мне то равнодушной каменной бабищей, то Царевной-Лебедь, то злобной Бабой Ягой, то потерявшейся в лесу Красной Шапочкой, а то и вовсе вертлявым Янусом: сегодня повернется бакенбардом Александра Сергеевича, завтра – усом Иосифа Виссарионовича.  Наверное, это так и должно быть – чтобы собственная страна вызывала сильные чувства, но не до такой же степени разновекторные, говорил себе я.

Много лет я ломал голову:  свой я здесь или чужой (всегда хватало желающих напомнить мне про нерусскую фамилию); уезжать в блаженное далеко или оставаться; пытаться что-то изменить или не соваться с суконным рылом в калашный ряд.

Постепенно я пришел к сознанию, что сначала нужно понять, а потом уж решать. А загадочных стран не бывает, бывает дефицит знаний и недостаточно высокий  IQ.

Еще я понял, что Карамзин был прав, когда назвал свой труд так, как он его назвал. Ключ к пониманию страны России – в истории созданного ею государства. Оно – хребет, на котором тысячу с лишним лет держится эта плоть и дает пристанище загадочной (или не загадочной) душе.

У меня сложное отношение к нашему государству – даже не к нынешнему, которое, в конце концов, всего лишь крупица в этих песочных часах, – а к Российскому Государству во всей его исторической глубине. Такое ощущение, что оно беспрерывно  находилось в конфликте и войне с собственным населением: притесняло его, мучило, обездоливало. Я решил пройти по всей траектории, с самого начала, и проверить, правда ли это.  (Написал только первый том и уже вижу: нет, неправда. Не беспрерывно).

Кроме того, при всей либеральности взглядов, я видел, что российское государство обладает феноменальным запасом прочности, позволившей ему провести страну через множество тяжелейших испытаний. В чем секрет этой живучести? Это тоже очень хотелось (и хочется) понять.

В общем, у меня хватает стимулов для написания «ИРГ». Помимо всего прочего, и даже в первую очередь, это чрезвычайно увлекательное занятие. Лучше всего, как известно, та работа, которая не кажется работой.
http://borisakunin.livejournal.com/115871.html

Б. Акунин не рассуждает о частностях: кредитах и ипотеках. Он берет значительно глубже, как бы замахивается на анализ фундаментальных основ нашего жизнеустройства. Такое впечатление, Б. Акунин собирается вывести некую универсальную формулу русской сущности. И упоминание Карамзина здесь не случайно. Беззастенчиво ассоциируя себя с великим классиком, Б. Акунин как бы предлагает нам уверовать в его непререкаемую компетентность. Но удастся ли Акунину превратить историю в открытый для анализа код, который можно «сломать»? Сумеет ли он сделать то, что еще никому не удавалось?

Что нам способны предложить сегодня господа Каспаровы, Акунины, Лимоновы и Новодворские? Да ничего, кроме лозунгов «Уберите Путина!» и «Да здравствует демократия!». Эти лозунги совершенно оторваны от объективной реальности.

После присоединения Крыма к России В. Путин стал национальным героем, рейтинги его поддержки выросли до 80%. Это ли не факт почти всеобщего одобрения народом нынешнего курса?!

Борьба за демократию в России на деле оказывается почти никому не нужной. Обыватель с радостью готов променять всякую эфемерную демократию на вполне реальные авто, квартиру и тур в Тайланд. При этом его не страшат кредиты, темпы инфляции, коррумпированность госчиновников, ущемления прав сексуальных меньшинств и другие опасные тенденции. Народ, сумевший победить фашистские армады, способен пережить куда большие катаклизмы.

Известный телеведущий Владимир Соловьев в своем блоге писал об оппозиции как о неизвестных и непонятных людях, говорящих непонятно с кем непонятно на каком языке. Назвав их деятельность маргинальной и мелочной, В. Соловьев указал на отсутствие как лидеров, так и идей у современной российской оппозиции.

Порядка 15-20% несогласных пытаются манипулировать подавляющим большинством, приветствующих политику Кремля. Рисуя страшные картины скорого развала российской экономики, диссиденты надеются, что народ захочет спасать нажитое и примется совместно с ними заниматься идиотизмом перекраивания существующего режима. Диссидентам, по-видимому, невдомек, что в России принято жить согласно пословице «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Также не стоит забывать, что СССР разваливали исключительно «через желудок» граждан. Искусственно создав дефицит продуктов питания в конце 80-х, политтехнологи подтолкнули народ поддержать ельцинские преобразования. Не будь в те годы угрозы голода, не видать бы нам нынешнего режима.

Сегодня на сытый желудок никто не станет «раскачивать лодку» политической системы России. Только голод способен вывести людей на улицы. А озверевшие от голода люди пойдут за любым, кто покажет им буханку хлеба. Никаких изощренных манипуляций не потребуются, чтобы скинуть ненавистного правителя и поставить во главе государства любого, кто пообещает народу хлеб с маслом в самой ближайшей перспективе. Пирамиду потребностей А. Маслоу ведь еще никто не отменял.

Итак, правило ситуационной подстройки крайне просто. Накорми, пригрей, а потом уже занимайся обработкой мозгов сытого тела.

Как добиться того, чтобы человек, вопреки внутреннему сопротивлению внушению, по доброй воле стал делать то, что надо коллективу. Чтобы был солидарен с другими членами группы, ощущал себя ее частью, спокойно реагировал и выполнял указания по необходимому взаимодействию.

Действенный способ «сплочения масс» хорошо известен с античных времен – «хлеба и зрелища». Совместные праздники с удовлетворением физиологических потребностей и эмоциональной эйфории способствовали возникновению у людей чувства общности, чувства единения. Так ликуют толпы фанатов на площади. Так соединяются в едином душевном порыве оранжевые, синие, красные приверженцы идеологий и религий в своих массовых митингах служениях празднествах.

Модели – повсюду

Можно ли как-то иначе представить новую социальную реальность? Конечно, можно. Все зависит от точки зрения, и любой подход будет иметь право на существование. Причем манипулятивность любого высказываемого мнения несомненна.

Но существует ли та единственная неманипулятивная правда, которая будет наиболее объективно отражать реальность? Нет, не существует. Нам лишь дано мыслить упрощенными моделями. Каждое мнение – это по сути модель.

Почему люди дают полярные оценки одному и тому же факту, совершают в одной и той же ситуации прямо противоположные действия, почему одному человеку что-то кажется правильным, а другому то же самое представляется абсолютно неприемлемым? Все дело в том, что у каждого своя модель жизни, которой свойственны свои нормы, правила, действия, ценности, критерии оценок.

У каждого из нас своя особенная структура мышления, разные жизненные ориентиры и ценности. Мы предпочитаем разные формы поведения. На языке НЛП это называется «перцептивными картами». «Перцептивная карта реальности» – модель восприятия каждого человека, является результатом его предшествующего опыта, в «правильности» и «очевидности» которого он твердо убежден.

Можно выделить наиболее яркие и распространенные в современном обществе модели: «жизнь – подготовка», «жизнь – творчество», «жизнь – трата времени», «жизнь – грезы», «жизнь – рок», «жизнь – регламент», «жизнь – диссидентство», «жизнь – подвиг».

Изучение и сравнение различных моделей реальности помогает выявить объективную модель реальности.

Существуют стереотипные модели, разделяемые большинством. Для ведения более или менее успешной социальной практики считается целесообразным в большинстве случаев поступать согласно стереотипным моделям. Тогда не будет возникать непредвиденных проблем.

Однако подобная линии поведения не всегда хорошо срабатывает. Во-первых, в каждой области деятельности имеется множество стереотипных моделей, и какую из них принять за основу – вопрос далеко не праздный. Порой от того, на чью сторону встанешь, зависит жизнь. Выбирая ту или иную модель, мы вольно или невольно причисляем себя к определенному лагерю, т.е. вешаем на себя ярлык. Даже если у нас нет такого намерения, нам все равно приходится становиться коммунистами, либералами, демократами, консерваторами и т.п. Социум построен на кастовости, статусах, ролях, ярлыках и других стереотипах. Человек без ярлыка – это вовсе и не человек. Но вешать на себя ярлык надо очень аккуратно, с учетом факторов внешней среды и личных особенностей.

Во-вторых, следование некому стереотипу – это всегда усредненная позиция. А выигрывает лишь тот, кто в какой-то момент отказывается от стереотипного предсказуемого поведения и поступает неординарно.

В-третьих, выбор стереотипной модели не должен противоречить индивидуальной модели поведения. Поведение человека направляется возникающими у него намерениями, в основе которых лежат его потребности, а с другой стороны, и возникновение самих этих потребностей, и их реализация зависит от привычек, характера и ситуации. Особенности в выстраивании способов отношений с окружающим миром – модель жизненной стратегии – являются важнейшей психологической характеристикой индивида. Привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, длиной не только в одну человеческую жизнь – опыт семьи «до седьмого колена» заложен в индивидуальной модели поведения. Изменить привычки своего поведения крайне сложно, почти невозможно.

Итак, каждый человек живет согласно внедренной в него модели. Если модель соответствует «духу времени», существенных проблем у человека не возникает. Но нередко модель оказывается настолько рассогласована с реальностью (ее стереотипной моделью), что стоит всерьез задуматься о ее изменении. Хотя процесс изменения способов взаимодействия человека с миром – крайне болезненный, его стоит попытаться пройти. Будет ли результат успешным, заранее сказать нельзя. Здесь все будет зависеть от ряда факторов.

Человек живет в мире убеждений, верований, идей своего времени. Это значимый мир для человека, на который  он вынужден ориентироваться, соотнося с ним свои действия. Современный быстро меняющийся мир требует от индивида не только своевременного принятия верного решения, но и предвидения развития складывающейся ситуации. Умение правильно оценить меняющиеся тенденции является одним из важных факторов правильного принятия решений. Понятно, что неверная оценка ведет к большим потерям и трудно поправимым последствиям. А правильно принятое решение требует надлежащей реализации, часто связанной с корректировкой жизненной модели. Приспособиться и тем более принять новые реалии под силу далеко не каждому. Воспитанный в духе одних исторических и экономических перспектив индивид не всегда может найти в себе потенциал принять иные, часто чуждые ему поначалу, идеологические и жизненные установки.

В психологическом аспекте данный потенциал – способность к изменениям это движение от детерминации к самодетерминации, становление человека как субъекта жизни, соответствующие изменения в ценностно-смысловой сфере (тенденции уменьшения значения консервативных ценностей, усиление ценностей самостоятельности, стремление к новизне, чувство возможного, целенаправленность в поведении и др.). В экзистенциальном аспекте – это осознавание «авторства» собственной жизни как свободы и способности действовать, осознавание ответственности за свой жизненный мир.

На разных тренингах часто можно услышать такую рекомендацию: следует освободиться от позиции жертвы, осознав разрушительные модели поведения, унаследованные из прошлого, и научиться жить по-другому – свободно и счастливо. Эта и подобные ей рекомендации – не более чем теоретический конструкт. Когда доходит до дела, никто из нас не в состоянии освободиться до конца от сложившихся в детстве установок. Все, на что в лучшем случае приходится рассчитывать, – это возможность приглушить нежелательные привычки. Психоаналитик или НЛП-практик способны здесь оказать квалифицированную помощь. Также не менее важен и самоконтроль, способность держать себя в руках, грамотно играть положенную роль, не проявлять нежелательные черты характера в критических ситуациях.

Проблема отягощается еще и тем, что в течение жизни человеку приходится перестраиваться не менее двух раз. Мир  меняется, вместе с ним изменяется и жизнь человека. Такое изменение происходит с каждым новым поколением, так как предшествующее изменило значимый мир по сравнению с тем, каким оно его застало. Борьба поколений продолжается непрерывно, временами скрытно, временами открыто, она никогда не кончалась явным триумфом молодых, ибо к тому времени, когда они побеждали, они становились людьми средних лет.

Модели решения жизненных проблем закладываются рано, в «детстве поколения», благодаря поколению «родителей». В процессе развития, ребенок учится на примере родителей. Сначала он бессознательно усваивает жизненный стиль родителей, потом, став взрослее, сознательно и активно борется с теми способами решения жизненных проблем, которые являются нормой для предыдущего поколения. Затем наступает стадия создания новых моделей поведения, которые отражают результаты собственного жизненного опыта. Этот опыт клиширует, воспроизводит в своей жизни каждое поколение, но каждому поколению приходится решать свои, новые жизненные задачи. С этим связаны индивидуальные жизненные кризисы, актуальные для целого поколения людей, когда новые задачи в новых изменившихся условиях и обстоятельствах человек пытается решить старыми, хорошо усвоенными еще в детстве  способами, принадлежащими прошлому поколению или родителям.

Образ жизни. Человек вольно или невольно выбирает для себя некую модель, которая определяется его личным отношением к жизни. Глобальные внешние события – войны, катастрофы, революции или стабилизация и консервация общественного бытия – могут делать наши жизни как бы похожими. А принадлежность к поколению, нации, культуре, религиозной конфессии превращает судьбы людей в социально типичные.

Определение понятия «образ жизни» подразумевает выявление личностной специфики жизненного пути людей в дифференцированной социокультурной реальности.

Понятие «образ жизни» обозначает организованную совокупность процессов и явлений жизнедеятельности людей в обществе. Способы организации этих процессов и явлений определяются естественно-географическими, социальными и культурными условиями их реализации, с одной стороны, и личностными характеристиками представителей различных социокультурных групп – с другой. Понятие отражает повседневную жизнь людей и служит для выявления соотношения установившихся, типичных и изменчивых, индивидуальных характеристик жизнедеятельности различных людей в определенных областях культуры. Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, те. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах культуры. Следовательно, образ жизни – это динамический социокультурный «портрет» членов общества, представленный через процессы их жизнедеятельности в определенных условиях, целостность, обладающая культурным смыслом и обусловленная способностью человека к результативной активности.

Понятие «образ жизни» подразумевает внимание не только к способам организации людьми своей повседневной жизни. Оно связано также и с выявлением социокультурной значимости оценок представителями различных социокультурных групп своего собственного образа жизни, образа жизни других людей, а также текущего состояния общественной и культурной жизни вообще.

При определении понятия «образ жизни» важно подчеркнуть ее интегративный характер по отношению к таким понятиям, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», «стандарт жизни». Эти понятия раскрывают и конкретизируют содержание категории «образ жизни» при различных уровнях анализа социокультурной динамики.

Понятие «уклад жизни» характеризует конкретные исторические социально-экономические и политические аспекты культуры, в рамках которой разворачивается образ жизни ее носителей. В качестве показателей уклада жизни выступают характер собственности на средства производства, характер экономики, социальных отношений, ведущих идеологий, политической системы и т.п. Важнейшее значение имеет здесь также показатель урбанизации (соотношение городского и сельского населения).

Понятие «уровень жизни» используется для прямой и косвенной количественной оценки степени удовлетворения потребностей и запросов членов общества в рассматриваемый период времени. К показателям уровня жизни относятся такие, как размер заработной платы и дохода на душу населения, льготы и выплаты из общественных фондов потребления, структура потребления продовольственных и промышленных товаров, уровень развития систем здравоохранения, образования, бытового обслуживания, состояние жилищных условий.

Понятие «качество жизни» подразумевает степень удовлетворения потребностей и запросов более сложного характера, не поддающихся прямому количественному измерению, и выполняет социально-оценочную функцию по отношению к категории «образ жизни». К показателям качества жизни относятся характер и содержание труда и досуга, удовлетворенность ими, степень комфорта в труде и быту (включая качество жилых, производственных помещений и окружающей предметной среды); степень удовлетворенности личности знаниями, общественной активностью и саморазвитием, степенью реализации существующих в обществе моральных и нравственных ценностей. Сюда можно отнести также показатели средней продолжительности жизни, заболеваемости, естественного прироста населения, его демографической и социальной структуры.

«Стандарт жизни» – это теоретическое аналитическое понятие, сконструированное для того, чтобы обеспечить точку отсчета при сравнении уклада, уровня и качества жизни представителей различных социокультурных групп. Оно строится как статистическая «мода» этих параметров образа жизни, в этом смысле можно говорить о стандартах уклада, уровня, качества жизни, характерных для общества в целом или отдельных социальных групп в рассматриваемый период времени.

Понятие «стиль жизни» применяется для обозначения характерных специфичных способов самовыражения представителей различных социокультурных групп, проявляющихся в их повседневной жизни: в деятельности, поведении, отношениях. Показателями стиля жизни являются особенности индивидуальной организации приемов и навыков трудовой деятельности, выбор круга и форм общения, характерные способы самовыражения (включая демонстративные черты поведения), специфика структуры и содержания потребления товаров и услуг, а также организация непосредственной социокультурной среды и свободного времени. Это понятие тесно связано с общекультурным понятием моды.

Каждое поколение имеет собственный жизненный стиль, который обладает чертами объективности, так как несет в себе сущностные характеристики поколения. Этот стиль независим от конкретных людей с их привычками, особенностями, убеждениями, и вместе с тем, жизненный стиль эпохи отражает уникальность образов современников, моделей поведения, выразительных возможностей, что находит отражение в моде.

В качестве ведущих характеристик жизненного стиля может выступать:

  • образ, который складывается из таких внешних атрибутов, как костюм, прическа, бижутерия, тип макияжа, типичные аксессуары и т.п.
  • поведенческий код (экспрессия, мимика, походка)
  • речевые формулы, сленг.

Все это – внешние атрибуты стиля, наличие которых сознательно поддерживается членами данной группы людей, и которые можно достаточно легко имитировать. Если же речь идет о стиле жизни людей, объединенных общей культурной эпохой, одним временем, то имеется такая духовная составляющая стиля, которая позволяет узнать «своего», даже если он внешне уже другой.

Жизненный стиль и культура жизни принадлежат символической реальности – сфере выражения смыслов и находятся во взаимосвязи с социальной реальностью – сферой устойчивых и объективных социальных структур. Стиль трансформирует социальные предпочтения в символику культуры и является культурной формой, которая активно используется  в системе социальных коммуникаций. Он поддерживает субъектную целостность, связывает социального, культурного и психологического субъекта в единую систему. Данная система и есть основа социокультурного мира реальной жизни человека, она является формой и способом его  идентификации в социуме.

Через стиль проявляются творческие возможности человека, его уникальность в социуме. Стиль интегрирует личность как целостность и является гарантом ее собственной идентичности для нее самой и для других. Следовательно, стиль является формой проявления внутреннего мира человека, его ценности и достоинства. Стиль рассчитан на признание и прочтение образа человека, его самости в пространстве культуры общества, на вступление в открытый диалог с другими членами сообщества.

Несовпадение образа жизни, стандартов, жизненных стилей разных поколений – данность, которая нередко приводит к конфликтам «отцов и детей». «Отцы» отстаивают свои модели, зарекомендовавшие себя на практике. «Дети» насаждают новые модели, отвечающие духу времени, тенденциям современности.

Целеполагание и принятие решений. Проблемная ситуация возникает на основе или неопределенности, или чрезмерной сложности отношений людей с окружением, или расхождения между их запросами и наличными ресурсами. Обусловливающие ее факторы порождают такие задачи, для которых многие из ранее установленных социальных и культурных форм не могут обеспечить адекватных решений. Поэтому проблемная ситуация характеризуется необходимостью пересмотра, изменения (вплоть до отказа) привычных сложившихся структур распределения времени и усилий, процедур и правил действий и взаимодействий.

Проблемная ситуация на этапе возникновения связана с высокой степенью неопределенности в представлениях индивида о ее смысле, источниках, способах решения. В этот период направленность ее движения плохо представляют себе и переживающий ее индивид, и исследователь. Детерминирующие ее факторы нарушают упорядоченность привычного течения жизни, побуждают человека к целеполаганию, принятию жизненно важных решений, выбору определенной стратегии действий, средств и способов достижения целей.

Необходимость сделать этот выбор создает напряженность ситуации. Высока вероятность, что в этот период изменится сложившаяся форма образа жизни. Неприспособленность индивида к решению некоторых проблемных ситуаций или неразрешимость последних в силу внешних или внутриличностных причин налагает отпечаток не только на индивидуальный образ жизни, но и на отношение личности с другими, придавая этим отношениям напряженный, а возможно, и конфликтный характер.

Проблемные ситуации распознаются людьми в континууме представлений от неопределенного «что-то не так» до четкого осознания источника и характера проблемы. Направленность динамики таких ситуаций начинает определяться с того момента, когда у индивида складывается относительно четкое представление о том, чего можно и чего нельзя хотеть при имеющихся условиях, о целях индивидуальной деятельности, когда начинается отработка путей и способов достижения поставленных целей.

Проблемные ситуации с высокой степенью вероятности могут стать поворотным пунктом жизненного пути человека. В связи с этим необходимо оценить присутствующие в ситуации факторы по их отношению к проблеме:

  • способствующие
  • препятствующие
  • нейтральные для реализации соответствующих действий.

Первая и вторая группы факторов могут оказывать существенное влияние на форму индивидуального образа жизни, поскольку они либо помогают, либо мешают ее благополучному разрешению.

Проблемные ситуации часто характеризуются необходимостью структурных изменений личностных характеристик форм организации жизнедеятельности, связей с окружением. Такая необходимость порождается рядом обстоятельств:

  • резкое изменение внешних жизненных условий, психических состояний и т.п.
  • длительное накопление с нарастающим итогом «микроизменений» личности и условий ее существования, что становится новым ситуационным фактором.

В отношении проблемных ситуаций нет абсолютно рабочих методик. Не имеет смысла спрашивать: «Скажите мне такую фразу, которая со 100%-й гарантией обеспечит мне успех». Для разных ситуаций есть разные методы. Они собственно для этого и придумывались. Это зависит и от места, и от обстоятельств, и от времени суток, если хотите. Некоторые ломают голову, а как определить в каком случае какой метод применять? Что-то типа логарифмических таблиц здесь не существует. Да, можно заметить определенные закономерности, в каких случаях какая линия поведения выглядит более эффективной. Но индивидуальные особенности человека, специфика обстоятельств могут оказаться решающими факторами в определенной ситуации, т.е. типовой сценарий сработает далеко не всегда.

Есть такое понятие как ситуационная уверенность. Один и тот же человек в одной ситуации может чувствовать себя хорошо, а в другой – полным идиотом. Все зависит от подготовленности индивида к восприятию ситуации. Если он в состоянии интерпретировать используемые в «пьесе» модели, у него появляется ситуационная уверенность, в противном случае – приходится действовать на ощупь, подстраивать линию своего поведения по ходу развития событий.

Встречается так называемая ядреная (сущностная, глубинная, постоянная и непоколебимая – в отличие от ситуационной, присутствующей в привычных для тебя ситуациях) уверенность в себе. Она берется из непоколебимого убеждения о том, кто ты есть и на что ты имеешь право. Это та уверенность, которая позволяет занимать харизматичную позицию. Такую позицию, которая заставляет людей реагировать на тебя независимо от ситуации. Но даже эта уверенность не всегда обеспечивает правильное принятие и реализацию решения. Необходимо разбираться в окружающих тебя моделях и принимать решения с учетом их специфики. Также следует иметь постоянную обратную связь с управляемым (манипулируемым) объектом. Она позволяет скорректировать свои действия в случае рассогласования управляющего воздействия.

Важно жить той жизнью, которая человеку подходит больше всего, в которой он наиболее эффективен и чувствует себя максимально комфортно. При этом все же целесообразно научиться разбираться в «социальных играх» и при необходимости активно в них играть, не придавая большого значения смыслу происходящего. Важно помнить, что ни одна модель не может претендовать на право называться лучшей. У каждой модели есть свои достоинства и недостатки. И только в рамках игровой парадигмы возможно адекватное восприятие той или иной модели.

Рассмотрим пример. Сегодня одна из самых популярных и одобряемых социумом моделей – жизнь-целедостижение. Родители нередко ставят своим детям в пример именно таких людей действия. Многие на них ориентируются, стремятся им подражать, мечтают повторить их достижения. Так, с переходом к рыночной экономике многие люди, не обладающие качествами и психологическими особенностями человека целедостижения, стали пытаться примерять на себя именно эту модель жизни и потерпели фиаско, так как на самом деле их жизненный вектор был совсем другим.

Также многие не очень успешные компании стали оценивать своих сотрудников по критериям людей действия. Это нередко приводит к конфликтным ситуациям и плачевным последствиям для компаний.

Жилка делового человека имеется далеко не у каждого. Не всякий человек хотел бы на себя примерить модель успешного менеджера или предпринимателя. Многим нравится просто быть хорошими инженерами, дизайнерами, конструкторами, художниками, наладчиками и т.д. Поэтом, несомненно, при оценке работника следует учитывать его индивидуальные особенности. Ведь часто именно творческий интеллектуальный потенциал, а не менеджерская проактивность создают для компании конкурентные преимущества. Менеджер не может работать с пустотой, ему необходимы аргументы, которые он смог бы продвигать. А инновационность является одним из сильнейших аргументов в современном мире. Но чтобы она имела место, необходимо всячески поощрять самореализацию творчески мыслящих работников.

Итак, жизнь человека построена на основе моделей, и от работы с моделями ему никуда не деться. Чаще всего выигрывает тот, у кого имеются хорошие навыки грамотно анализировать различные модели, выявлять актуальные в той или иной ситуации, оперативно подстраиваться под выгодную для себя модель поведения, избавляться от устаревшей.

Бэкмология позволяет нарабатывать такие навыки. Система поддержки принятия и реализации решений «Бэкмо-Штурман» – это не что иное, как согласованный набор инструментов по организованной работе с социальными моделями. В качестве фундамента для такой работы в Бэкмологии используется научная методология. Такой подход открывает перед индивидом целый ряд широких и по-своему уникальных возможностей, которые позволяют контролировать жизненно важные ситуации, переигрывать конкурентов, оптимально управлять собственной энергетикой. В итоге, индивид постепенно нарабатывает следующие компетенции:

  • управление собой, управление другими, поведение под управлением других
  • быстрое ориентирование и адаптация в незнакомой среде
  • согласование потребностей и устремлений с возможностями и ресурсами индивида
  • разумное целеполагание и нахождение оптимальных путей достижение поставленных целей
  • умение быстро распознать ситуацию и выбрать наилучшую линию поведения
  • прогнозирование развития ситуации и превентивные меры в отношении возможной агрессии
  • психологическая подготовка к неприятным встречам и нежелательным мероприятиям
  • психологическая защита и отслеживание энергоинформационных паразитных связей
  • умение создать атмосферу конструктивного диалога
  • поддержание баланса психической энергии, способствующего творческой самореализациии.

 

 
Бэкмология для компаний: предоставление деловых интеллектуальных услуг 4С-анализ