Для всех тех, кто не знает, в чем состоит смысл жизни

17 Ноября 2018

Имеется немало людей, которые не знают, зачем они живут. Нередко даже те, кто формулирует собственный смысл жизни, делают это с некоторым сомнением. Здесь нет ничего удивительного. Обращаясь к научной литературе, узнаем, что смысл жизни – не иначе как философская и духовная проблема. Но если это проблема, то ее надо решать. Наверняка, имеется множество вариантов решения. В этой статье описан наиболее радикальный вариант. Кому-то он поначалу покажется издевательством, но с окончательной оценкой не надо торопиться. Пусть эмоции улягутся, и спустя некоторое время вы поймете, что тут есть над чем поразмыслить.

В масштабах Вселенной человеческая цивилизация – это эксперимент по созданию новых жизнеспособных конструкций. Лабораторное пространство Земли изначально заполнено разнообразием живых и неживых форм. Задача людей – исследовать окружающий их мир, собственное устройство и на основе полученных знаний построить формы, которых еще не было в Природе. Эти формы должны существенно превзойти по возможностям человека. Путем почти слепого перебора нам предстоит найти схемы создания квантовых систем-трансформеров, способных самонстраиваться и самоконфигурироваться на любые задачи и виды деятельности в самых неблагоприятных условиях. Судя по достигнутым успехам, сейчас мы находимся на ранних стадиях прохождения эксперимента. Пока нами создается реальность, в которой будет возможно максимальное быстрое прохождение ошибок проектирования. Увеличение вычислительных мощностей, создание грид-компьютеров – это та цель, которая выведет человечество на многократное повышение эффективности метода проб и ошибок.

Как и в любом эксперименте, нет никаких гарантий, что будет получен нужный результат. Как и при решении любой масштабной задачи, закладывается не один эксперимент, а множество – на других планетах ведутся аналогичные работы, но с иными параметрами.

Суть эксперимента состоит в следующем. Человека окружают различные объекты и процессы. Он должен составить их схемы и на их основе создать новые схемы согласно техническому заданию. Это задание заложено в ДНК человека. Поскольку неизвестно, как выполнить задание, человечество пытается прорабатывать самые разнообразные направления. Все ветви культуры и науки – это исследование различных аспектов темы. Заранее неизвестно, какие из аспектов окажутся наиболее значимыми. В частности, становится понятна роль эзотерики – туда попадают аспекты, к которым не может быть применен научный метод. Легенды, мифы, фантазии и т.п. необходимы для стимулирования воображения.

Все люди так или иначе работают на единую задачу. Создаваемая инфраструктура цивилизации – это та лаборатория, в которой ведется исследование. Весь социум поступательно развивает ее, и здесь важна каждая даже незначительная роль.

В процессе эксперимента неизбежны негативные моменты. Все виды преступлений и извращений – это вполне естественное явление. Для достижения максимального разнообразия, без которого не получить работу по многим направлениям, в генах происходят различные флуктуации, часть из которых приводит к появлению непригодного для решения задачи материала.

***

Далее в самых общих чертах дадим разъяснение, что это значит для конкретного человека.

Как просто и в то же время полноценно смотреть на мир? Другими словами, какова наиболее прагматичная позиция?

Мир базируется на предписаниях. Предписание – то, что надлежит делать в определенной ситуации или отдаленной перспективе. Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд (операций), приводящую от исходных данных к искомому результату.

Каждое выполняемое действие соответствует некому предписанию. Не бывает активности без предписаний. Везде и во всем надо искать предписания.

Что-либо создавать равносильно формированию предписаний. Понимая структуру предписаний, понимаешь организацию фрагмента реальности.

Предписания могут быть многоуровневыми. Например, стратегия, тактика, оперативный план.

Управление людьми – создание для них предписаний. Воспитание и образование – обучение выполнять предписания. Подконтрольное поведение – выполнение чужих предписаний.

Компания есть совокупность предписаний для ее работников и клиентов. Успешная компания – ее предписания в основном выполняются, т.к. согласуются с объективной реальностью. Создание компании – создание своей системы предписаний.

Победителем считается тот, чьи предписания приобретают законные силу.

Социальная конкуренция выражается в соперничестве различных систем предписаний. Субъекту предписывают вести себя определенным образом, в свою очередь, сам субъект может предписывать другим шаблоны поведения.

Предписания могут не выполняться (игнорироваться). Тогда возникает ситуация рассогласования (конфликта) между источником предписания и его исполнителем. В идеале все существующие предписания должны выполняться.

В отношении субъекта различаются внешние и внутренние предписания.

Внешние предписания – законодательство, социальные нормы и правила, мораль, заповеди, регламенты поведения.

Эмоции – внутренние ситуационные предписания. Потребности – предписания организма на организацию деятельности. Энергетика – система всех внутренних предписаний.

Несоответствие внешних предписаний внутренним приводит к личностному конфликту.

Далеко не всегда чужое предписание понятно, т.е. достаточно конкретизировано. Вполне типична ситуация, когда субъект попадает в ситуацию неопределенности (для него такая ситуация может искусственно создаваться). Он не знает, как себя надлежит вести, какие действия ему следует предпринять.

Всякая неопределенность негативно воздействует на субъекта. В подобных случаях лучшая линия поведения для него – навязывать окружающим собственные предписания. Причем чем конкретнее будут эти предписания, тем быстрее удастся выйти из ситуации неопределенности. Ожидать же, пока ситуация сама собой разрешится, – бесперспективная линия поведения во всех отношениях. Другими словами, инициативу всегда следует брать в свои руки.

Для конструирования реальности такой картины оказывается недостаточно. Чтобы что-либо сконструировать, надо перейти на более абстрактный уровень описания. Это позволяет построить схему того, что будет создаваться. Иными словами, без плана не будет результата, а план всегда содержит обобщения конкретных предписаний.

Переходя на абстрактный уровень описания, мы уже начинаем мыслить следующим образом.

Информация есть мера неоднородности материи и энергии в пространстве, мера изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы. В знаковой реальности информация – это то, как организованы знаки.

Любое различение в пространстве-времени может быть признано информацией. Различение в пространстве – это форма и расположение. Различение во времени – это изменение.

Информация предполагает различающий ее объект. Без различения нет информации. В последовательности одинаковых знаков нет информации (если только информацией не считать количество знаков, но тогда между знаками должны быть пробелы). Различение становится значимым (имеет смысл) только при наличии обработчиков. Информация интерпретируется (обрабатывается).

Информация материальна в том смысле, что всякая различаемая (отражаемая, фиксируемая) неоднородность несет в себе информацию. Однако информация всегда опосредована – она переносится посредством того или иного носителя. В знаковой реальности носителем является энергетическое поле.

Противоположностью различения является игнорирование. В знаковой реальности игнорирование – это исключение из восприятия знаков. Фокус – это соотношение различения и игнорирования знаков в знаковом потоке.

Различение предполагает наличие у объекта памяти. Различить можно только то, для чего есть эталон. В памяти хранятся эталоны, поэтому различаются только известные знаки.

Набору знаков можно ставить в соответствие другой знак. Такое замещение приводит к созданию разнообразных шаблонов. Фокус и шаблоны образуют фильтр.

Наборам знаков соответствуют операции. Алгоритм – схема операций преобразования входного потока знаков в выходной поток. Объект – это контейнер алгоритмов.

Объекты взаимодействуют, передавая знаковые потоки. Устойчивые взаимодействия приводят к созданию ансамблей объектов (конфигураций). Усложнение состоит в создании все более и более комплексных ансамблей.

В знаковой реальности потенциально может создаваться бесконечное разнообразие конфигураций различной сложности. Для усложнения требуются алгоритмы. Чтобы создавались новые алгоритмы, нужна схема соответствующего устройства, нужны алгоритмы, ориентированные на создание новых алгоритмов. Начинать разбираться с такими алгоритмами надо с получения понимания, как вообще строятся алгоритмы (схемы).

Любая схема – это композиция ранее существовавших схем. «Композиция» – это мета-схема построения схем. Мета мета-схема – это схема построения всех схем, описывающая базовые конструктивные элементы. Таких элементов, как минимум, два: сущность и связь. Предстоит определить, что еще относится к базовым элементам.

Зная мета мета-схему и мета-схемы, можно сконструировать весь мир. Эти схемы нельзя придумать, они являются первоначалом, их можно только выявить.

В человека заложены схемы восприятия и мышления, построенные на основе первоначала. Эти схемы позволяют делать попытки создания версий мета мета-схемы и мета-схем.

***

То, что в человека не заложено изначальное знание первоначал, сделано преднамеренно. Отсутствие такого знания вынуждает человека искать свои пути конструирования реальности. Они могут привести к новациям.

Человек исследует реальность и создает свои представления о ней. Представление будет верным, если поставленный на его основе эксперимент заканчивается успешно. То есть представление должно проходить верификацию – в этом суть научного метода. Наука  изучает, собственно, не явления, а то, что лежит за ними и производит их, что составляет «сущность» этих явлений, – их механизмы. Понятно, что, только зная эти механизмы, можно овладеть предметом в большей мере, чем позволяют опыт и практика, не вооруженные теорией. Теория есть внутреннего опыта человека.

Таким образом, сам «внешний мир» есть не что иное, как проекция – «вынесение наружу» – внутреннего опыта человека, «конструирование» мира происходит по законам человеческой целесообразности и потребности. Активность роли человека-наблюдателя заключается не только в том, что он рассматривает открываемые им законы и явления природы, но в том, что он сам непосредственно участвует в их появлении. Фактически речь идет о создании «теории с участием наблюдателя». Теория выступает в роли «трансформера», который всякий раз меняет свою форму в зависимости от того, в создании какого типа реальности предполагает участвовать человек. Или говоря словами Канта: какого типа законы он собирается «предписывать природе».

Делая попытки создания собственной версии мета-схем, человек ставит эксперимент, проверяющий возможность иной интерпретации мира. Проверка, допускает ли первоначало множество разных интерпретаций, должна входить в само первоначало. Это значит, что существует мета-схема рефлексии.

***

Все изложенное выше – это описание концепции нисходящей причинности. Насчет нее вкратце дадим пояснения.

В учебниках и руководствах, написанных с позиций синтетической теории эволюции, изложение эволюционной теории начинается с описания элементарных эволюционных явлений. В качестве единицы наследственной изменчивости в них принята мутация. Образование новых видов и всех других групп более высокого систематического ранга объясняется аккумуляцией мутаций под действием естественного отбора. Иными словами, развертывание всей грандиозной панорамы биологической эволюции – механическое следствие ошибки в правильном воспроизведении наследственной молекулы.

Но как разрешить противоречие, когда закономерный и направленный процесс исторического развития, каким он предстал перед нами в результате поисков многих выдающихся эволюционистов и мыслителей, начинается со случайности и чисто технической поломки на молекулярном уровне? Чтобы обратить ошибку в достоинство, зачастую возводились весьма искусные гипотезы. Если прибегнуть к старой аналогии и уподобить организм сложной машине, то эволюция с помощью мутации – это все равно что создание новой машины переделкой деталей старой. Но где это видано, чтобы качественно новые машины (аналог новых видов) создавались таким способом?

Описанную направленность причины и следствия можно назвать восходящей причинностью, а соответствующий взгляд на эволюцию – «эволюцией снизу».

Распространение системных представлений в науке было велением времени, которое было бы неразумно не принимать. Но единого понимания принципа системности достигнуто не было, мнения разошлись. Одни – редукционисты – склонны сводить свойства системы к свойствам ее компонентов и ищут первопричину развития в низших (мелких) компонентах. Таковы, в частности, синтетисты, полагающие, что пружина эволюции начинает раскручиваться с самого элементарного уровня – случайных генных мутаций. Другие исследователи признают существование особых системных свойств, создаваемых взаимодействием компонентов и у самих компонентов отсутствующих. Всякая система стремится к сохранению самой себя и входящих в нее подсистем, хотя бы ценой их изменений. Наиболее серьезные испытания для ее судьбы, с которыми ей труднее всего справляться, приходят, безусловно, извне, т.е. от систем более высокого уровня. Применительно к систематическим группам организмов таковыми оказываются в нисходящем порядке: система, связывающая Землю с другими небесными телами, земная биосфера, составляющие ее экосистемы.

Придерживаясь такого понимания системности, мы всецело разделяем взгляд, согласно которому импульс к эволюционному развитию, зарождающийся на самом высоком уровне и передающийся сверху вниз (от системы к ее компонентам), оказывается гораздо более могущественным, чем идущий в обратном направлении. Поэтому не приходится сомневаться, что истинные причины изменения таксонов следует искать на экосистемном уровне.

Таким образом, в соответствии с теорией систем эволюционная судьба видов как компонентов и функциональных единиц экосистемы определяется ее состоянием. Виды реагируют на сигналы системы, которой принадлежат. Такая зависимость выражает нисходящую причинность, а соответствующий взгляд на эволюцию можно назвать «эволюцией сверху». Нисходящая причинность оставляет мало места для случайности.

Установка на постоянное развитие

Миссия человеческой цивилизации – быть «материалом» и «инструментом» для создания более высоких форм организации. При этом люди убеждены, что им должен принадлежать мир, отсюда предполагается их изначальная связь с богами. Близость к богам, возможность говорить с ними – это знак собственной исключительности, который не появился случайно или как защитная реакция на страхи перед природной стихией. Природа не совершает ошибок, и нет никаких оснований полагать, что судьба человечества строится на простой игре случая или базируется на принципиальной мировоззренческой ошибке.

В истории цивилизации период становления религии занимает несколько столетий, что свидетельствует об осознанной тенденции приобщения людей к Всевышнему как его наместников на Земле.

Человечество выживает только благодаря следованию своей миссии, что выражается в постоянном развитии. Развитие цивилизации не может прекратиться, т.к. существует слишком много угроз вымирания людей и, только развиваясь, с ними можно бороться. Отдельный человек не может устраивать свою жизнь вразрез с установками цивилизации, поэтому для него постоянное развитие – естественный путь.

Познание мира человека интересует ровно настолько, насколько это отвечает его потребностям управлять миром. Непрекращающиеся поиски метода познаний говорят не о слабости, а об интуитивном понимании человеком своей миссии и целеустремленности ей следовать. Стремление управлять миром должно приводит человека к созданию квантовых «трансформеров».

Оказывается, что неполное и неточное знание позволяет трансформировать мир. «Невозможность» познания с лихвой компенсируется конструктивной деятельностью, позволяющей приспосабливать мир под свои потребности.

Нисходящая причинность невозможна без восходящей причинности. Поэтому далеко не все люди поддерживают концепцию нисходящей причинности. Интрига здесь состоит в том, что потенциал отдельного человека и потенциал общества не находятся в полной гармонии, что, по-видимому, и является движущей силой постоянного развития. Кооперация людей строится в условиях конфликта интересов отдельных личностей. Сильная личность с одной стороны выступает в роли лидера, направляющего общество, а с другой стороны в связи с этим всегда есть вероятность однобокого развития, ущемления реализации возможностей других людей. Борьба за власть, сферы влияния, идеологическую, этическую или научную правоту пронизывает всю структуру общества. Это та данность, при которой усредненная творческая активность никогда не опускается ниже красной черты и не зашкаливает, трансфорсмируясь в опасное безумие.

Общество устроено иерархически. При этом в нем всегда складываются отношения, при которых лидеры подавляют массы, а в ответ в массах растет недовольство лидерами, что и обеспечивает сменяемость лидеров. Хотя может сложиться представление, что общество постоянно лихорадит, лучшего балансирующего механизма одновременно создавать разнообразие и поддерживать порядок не придумаешь.

С двумя обозначенными концепциями – нисходящей и восходящей причинностью – связаны два способа развития: интенсивный путь создания новаций и экстенсивный путь устойчивого наращивания воспроизводства полезных для человека конструкций.

Люди, которым близка концепция восходящей причинности, т.е. которые предпочитают экстенсивный путь развития, видят смысл жизни исключительно в выживании, удовлетворении своих потребностей. Это упрощенный взгляд на вещи, лишенный возможности целостного восприятия. О таких людях говорят, что они живут на основе здравого смысла. Однако даже те, кто не создают теорий и не делают открытий, а выполняют самую тривиальную работу (к примеру, сбор фруктов и ягод на плантациях), оказывают значительное влияние на социальную жизни и развитие цивилизации. Именно эти люди формируют твердую основу цивилизации – они обеспечивают ее постоянное воспроизводство.

В психологическом аспекте такая позиция крайне уязвима – неспроста по поводу обывателя было создано так много сатирических портретов. Человек, который не связывает свой жизненный путь с интенсивным развитием, будет испытывать постоянный психологический дискомфорт в виде необъяснимой тревоги, тоски, скуки и других отрицательных эмоций. Человек, ставящий перед собой только цель личного обогащения, скорее всего, потерял жизненные ориентиры и пытается их компенсировать через обладание властью денег. Такой индивид очень несчастен, т.к. он видит мир во всем своем многообразии, для него каждый человек представляет собой потенциальную угрозу.

Позиция обывателя нуждается в обосновании. Дальше попробуем вкратце разобраться, как мыслит обыватель.

Нужен ли мне личностный рост?

Нам не известно, как устроен мир, поэтому в поведении мы руководствуемся заложенными в нас программами и ориентируемся на свои потребности, которые определяют, что и как мы делаем, к чему стремимся в будущем. Кроме потребностей у нас нет других базовых ориентиров. Отсюда приходит понимание, что мы не можем изменить мир (его законы), но можем изменять себя.

Мы устроены так, что постоянно изменяемся – физиологически и психически. Психические изменения мы во многом можем контролировать.

Находясь в благоприятной для жизни среде, где тепло, много вкусной пищи и развлечений, мы неизбежно переходим в режим расслабленного состояния, нам не хочется ничего менять. Напротив, а агрессивной среде мы поддерживаем в себе режим постоянной готовности к адаптации и немедленно адаптируемся, сталкиваясь с очередной опасностью. Для нас становится особенно важен полученный ранее опыт, чтобы использовать его в похожих ситуациях, мы активно накапливаем знания, помогающие нам выживать в сложных жизненных обстоятельствах.

Не будет саморегуляции, организм тут же погибнет. На то и дана человеку психика, чтобы подстраивать свое поведение под условия среды. Более того, психика позволяет изменять среду, делать ее местом комфортного обитания. В конечном счете, вся жизнедеятельность людей направлена на облегчение условий их выживания.

Вышесказанное – хорошо известные истины. Да, психика пластична, ее можно программировать. В человека вкладывают ценности и установки, и он добровольно идет на амбразуру дзота или совершает другие подвиги. Ребенка с раннего детства постоянно учат и воспитывают, и даже когда он вырастает, ему приходится изменяться: усваивать новые нормы и правила поведения, получать профессиональные знания…

Никого не удивляют разговоры о саморазвитии и личностном росте. Но мало кто готов развиваться «впрок», т.к. это кажется крайне нерациональным. Здравый смысл подсказывает, что учиться надо тогда, когда того требуют обстоятельства. Смена места работы предполагает освоение других методик и инструментов. Не хватает денег – надо продвигаться по служебной лестнице, и для этого приходится получать новые знания. Одолевают конкуренты – приходится заниматься созданием новаций и совершенствованием бизнес-процессов.

Даже в отношении науки и образования установки людей всегда были достаточно прагматичные. Финансирование науки ведется исключительно ради получения от ее открытий существенного экономического эффекта. Школы и другие учебные заведения нужны для того, чтобы делать из подрастающего поколения продуктивных работников. Ведь никому не нужны толпы великовозрастных балбесов, которых придется кормить и ничего от них нельзя будет получить взамен.

Конечно, саморазвитие и личностный рост никому не пойдет во вред. Но будет ли от них какая-либо РЕАЛЬНАЯ польза? Да, человеку не помешает знание английского языка, чтобы иметь возможность читать непереведенные статьи и книги. Но и на русском языке полно умных книг, которые за всю жизнь не успеешь перечесть. Зачем самому чему-либо учиться, если жизнь все равно заставит осваивать специальность, а также различные правила поведения?

Люди, строящие для себя планы на будущее, приобретают новые знания, необходимые для достижения поставленных целей. Но они вряд ли станут изучать, к примеру, античную философию, если она напрямую не связана с их предполагаемым будущим. А большинство людей вообще не планирует свое будущее, полагая, что жизнь сама подскажет, в каком направлении надо двигаться и чему соответственно учиться.

Развиваться ради того, чтобы в будущем совершать меньше ошибок? Однако застраховать себя от провалов и неудач все равно не получится. Все кругом совершают массу ошибок, и при этом ничего страшного не происходит.

Изменять себя, чтобы стать эффективнее, креативнее, гибче, успешнее? Но где критерий, по которому можно судить, какие именно знания и умения надо приобретать впрок, чтобы стать конкурентоспособным. Разные компании выдвигают разные требования к своим работникам и управленцам. В разных областях люди по-разному видят мир. Есть ли такие знания, которые будут неизменно полезны всегда и везде?

Всякие умники пытаются составлять списки навыков, без которых успешности и благополучия не добиться. Но они же умудряются потом отыскивать примеры, которые не укладываются в ими же сформулированные критерии. И чтобы как-то самооправдаться, они начинают утверждать, что только отсутствие всяких стереотипов дает реальные шансы на успех.

Зачем всерьез интересоваться психологией? Если появились психологические проблемы, можно обратиться к профессиональному психологу. А проблемы в любом случае появятся, и никакое знание природы человека здесь не поможет их избежать.

Зачем изучать социологию? Если надо будет вести работу с населением, все равно придется прибегать к услугам маркетологов, политтехнологов, спичрайтеров, культурологов и пр.

Развиваться ради того, чтобы иметь общее представление обо всем и вся? Но современная жизнь настолько комплексна, что сколько ни учись, все равно найдутся области, в которой ты ничего не смыслишь, и как назло, именно с ними тебе придется в следующий раз иметь дело.

Несомненно, человеку нужно самореализовываться. Но для этого не требуются энциклопедические знания и разносторонние умения. Достаточно просто умело пользоваться тем, что дает общеобразовательная программа, и не зацикливаться на своих ошибках. И главное – не лениться адаптироваться, не загонять себя в угол.

Если ты не позиционируешь себя в лидеры, а собираешься всю жизнь совершенствоваться в избранной профессии, то никакого личностного роста тебе не потребуется. Жизнь все расставит по своим местам, и не стоит тратить лишней энергии на изменения, которые могут никогда не понадобиться.

Почему тогда так популярна тема личностного роста?

Тот же здравый смысл дает четкий ответ на этот вопрос: чтобы люди не расслаблялись, не останавливались на достигнутом. Это постоянное напоминание о необходимости изменять себя в случае, когда дела начинают идти хуже. Фактически это социальное проявление заложенного в нас кода – стремления к коллективному выживанию.