Схема самоопределения личности

24 Октября 2018

Человек мыслит и действует на основе схем, все его знания организованы в виде понятийных схем, даже эмоции у него возникают по определенным врожденным схемам. Образ-схемы характеризуют понятия схематически, отображая форму предмета, его локацию, траекторию движения и т.д. Главный помощник человека – компьютер – это схемотехническое устройство.

Если психика действует на основе врожденных и приобретенных схем, то ее управление также осуществляется схемами. Понимание этих схем и дает Бэкмология.

Понятие «схема» является одной из теоретических основ, на которых держится когнитивная психология. Когнитивная схема определяется как единый блок знаний, возникающий у нас на основе прошлого опыта, обеспечивающий точку отсчета для оценки предстоящего опыта и влияющий на наше восприятие событий и людей и реакцию на них.

Схемы – это класс умственных структур, которые накапливают и организуют прошлый опыт, а также руководят нашим последующим восприятием и опытом. Схема структурирует наш опыт и сама структурируется им. Схема, созданная в результате предшествующих переживаний события определенного вида, не является точной копией этого события; схемы – это абстрактные представления закономерностей окружающей среды. Схемы варьируются от самых конкретных до самых абстрактных; они организуют как перцептивные элементы данного события, так и его «значение», или суть. Существуют схемы определенных объектов, например какого-то стула или конкретной лекции, а также схем мебели и типичного поведения на лекции. Мы постигаем события в терминах схем, которые они активируют.

Схемы можно понимать как максимально обобщенное и особым образом структурированное вербальное описание разного рода сущностей. Например, схема дома включает в себя следующие элементы: 1) здание; 2) материал (дерево, кирпич, камень); 3) функции (человеческое жилище); 4) форму (прямоугольная или квадратная) и т.д. А схема аэропорта включает в себя: 1) взлетно-посадочную полосу или полосы; 2) находящиеся на них или рядом с ними самолеты; 3) наземные постройки, предназначенные для размещения служб управления воздушным движением; 4) специальное оборудование, необходимое для воздушной навигации; 5) огороженную территорию, на которой все это расположено, и т.д.

Схема представляет собой организованный и структурированный набор знаний о каком-либо понятии или стимуле. Она включает в себя информацию о понятии или стимуле, связи между различными фактами, имеющими к нему отношение, и специфические примеры. Схемы позволяют нам лучше запоминать новые данные, организовывать детали и очень быстро обрабатывать информацию, соответствующую схеме.

Схемы строятся в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и на возрастающих уровнях ее обобщения. Это организованный опыт людей, обобщаемый ими в широком диапазоне – от отдельных признаков объектов до категорий. Схемы являются способами организации информации о мире. Схематизм представляет наше знание обо всех концепциях, подчеркивающих объекты, ситуации, события, последовательности событий, действия и последовательности действий.

Функции и особенности когнитивных схем: помогают обработке и интерпретации информации; помогают вспоминать и формировать суждение автоматически; ускоряют процесс обработки информации и добавляют ее; определяют ожидания; содержат маркеры на аффективный компонент; являются руководством к взаимодействию с другими людьми, так как позволяют идентифицировать действия. В то же время схемы ответственны и за недостатки в обработке информации. С ними связана, например, тенденциозность наших оценок.

Далее рассмотрим сложную схему – схему самоопределения (самоактуализации) личности.

В отношении личностного самоопределения часто употребляемые и относящиеся к категории системы жизнеобеспечения личности понятия – это «жизненный план», «жизненный путь», «жизненный сценарий», «жизненная стратегия», «жизненная установка», «ценностные ориентации», «жизненная позиция». Схема самоопределения определяет связи между данными понятиями.

Концептуальная схема самоопределения личности описывается как движение в четырех указанных пространствах:

  1. как ситуативное поведение, которое направляется обстоятельствами (ситуативное пространство),
  2. как социальное действие, детерминированное локальной целью (социальное пространство),
  3. как рефлексия собственной деятельности личности и предоставления ей статуса «дела», что вписывается в некоторую культурную традицию (культурное пространство),
  4. как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство).

Смысловое пространство самоопределения

Тип жизненной активности

Схема описания жизненной активности

Способы самоопределения

Экзистенциальное

Деяние

Ценность – путь – ответственность

Рефлексия бытия

Установление ограничений

Культурное

Дело

Замысел – реализация – рефлексия

Рефлексия деятельности

Анализ последствий

Социальное

Деятельность

Цель – средство – результат

Рефлексия
Действий

Оценка результатов

Ситуативное

Действие

Ориентировка – исполнение – контроль

 

 

Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме как средство самоопределения, побуждением к которому служит оценка результатов ситуативного поведения, анализ результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации.

На первом этапе самоопределения (развития проектной культуры) ребенок выполняет деятельность, диктуемую ситуацией или определяемую кем-то другим, используя предоставленные ситуацией или кем-то другим средства, инструкции, не вникая в окончательные цели и смыслы процесса. Это ситуативное самоопределение: замысел реализуется, цель достигается, контроль заключается в сличении полученного результата с эталоном. Ситуативное самоопределение характерно для школьников подросткового возраста (5-6 класс, 11-12 лет), только начинающих системно осваивать проектную культуру.

Для развития личностной позиции необходимо проблематизировать наличную ситуацию как бессмысленную для учащегося, чтобы он остановил деятельность и вышел в рефлексивную позицию по отношению к ней, что является вторым этапом развития проектной культуры. Рефлексия и анализ деятельности позволяют осознать собственные цели и ценности, выйти в отношение к другим системам ценностей. Тогда действия становятся не только сообразными обстоятельствам, но и подчиненными внутренней, поставленной субъектом цели. А жизненная активность приобретает вид деятельности, описываемой схемой «цель-средство-результат». Опыт такого самоопределения школьники приобретают в отроческом возрасте (7-8 класс, 13-14 лет), когда они уже обладают определенными интеллектуальными способностями, элементами рефлексии, способностью оперировать отвлеченными понятиями, строить гипотезы.

На третьем этапе развития проектной культуры школьник (9-11 класс, 15-17лет) самоопределяется в культурном пространстве, что описывается схемой «замысел-реализация-рефлексия» и отличается от самоопределения в социальном пространстве (движение от цели к цели) наличием собственных культурно ориентированных долговременных замыслов внутри определенной традиции. Динамика в ценностном пространстве может быть достигнута через организацию рефлексии соответствующего опыта жизни человека («документов собственной жизни») при встрече с Другим (другой системой ценностей. Чтобы обнаружить свое собственное лицо, то есть найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни. Выход на самый высокий уровень самоопределения – экзистенциальный (проектирование в бытийном пространстве) – возможен только для отдельных учащихся, уже в юношеском возрасте способных к рефлексии бытия и проектированию новых ценностей.

Наиболее важными компонентами самоопределения личности являются информационный, рефлексивный и конструктивный.

Информационный – представляет собой систему мировоззренческих (философских, аксиологических, этических, эстетических и других) знаний, обеспечивающих поиск и обретение ценностных основ самоопределения. Рефлексивный компонент – это сформированность личностной и экзистенциальной рефлексии, способность к анализу ситуации, к самоанализу, самопознанию, самопониманию себя, своих смыслов и ценностей. Конструктивный компонент представляет собой владение способами планирования своей жизни и принятия решений в ситуации выбора.

Перечисленные компоненты в совокупности образуют культуру самоопределения личности, от степени сформированности которой зависит позитивный или негативный характер осуществляемого выбора в процессе жизненных стратегий личности и его влияния на человека, окружающих его людей и общества в целом.

Психологическая сущность самоопределения заключена в его структурно-содержательных характеристиках:

  • связи самоопределения с ценностями;
  • потребности в формировании некоторой смысловой системы о собственном смысле жизни, социальном статусе;
  • профессиональном выборе.

Центральным звеном, ведущим личностным механизмом, обеспечивающим ценностное самоопределение человека в любой сфере жизнедеятельности, является выбор, который обнаруживает, формирует и закрепляет ценностные отношения личности, приобретающие статус ориентации.

Выбор – это определенный механизм соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. И этот компонент ценностного механизма в цепочке: поиск – оценка – выбор всегда обращен в настоящее, выбор сделан – он преддверие действия. Это переход от слова через оценку к поступку.

Именно в ситуации выбора многократно закрепленный опыт приобретает устойчивость качества. В выборе задействованы все стороны формирующейся личности: рациональный (когнитивный), эмоциональный (эмотивный), действенный (проективный).

Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации существенно влияют на принятие наиболее значимых для личности решений не только в конкретных ситуациях выбора, но и в жизни в целом.

Ценностные образцы, подкрепленные жизненным опытом человека, могут формировать готовые реакции в структуре жизненных стратегий в виде установок – диспозиций.

Именно установка дает вектор направления субъекта к объектам, которые непосредственно служат достижению его целей; способствует разрешению внутриличностных конфликтов, дает возможности выразить важное для человека, реализовать себя в отношении к социальному объекту; помогает осмысливать действительность, задает определенное направление интерпретации событий, позволяет избежать чувства неопределенности. Установка играет роль заложенной в сознании индивида готовность к определенным действиям в каждой конкретной ситуации. Однажды сформированная, она способна сохраняться в сознании достаточно длительное время до момента актуализации. Таким образом формируется габитус – представляющий, по П. Бурдье, систему прочных приобретенных предрасположенностей (диспозиций).

Система установок имеет иерархичную структуру, которая содержит в себе элементарные фиксированные установки; социальные фиксированные установки или аттитюды; общую направленность интересов личности и систему ее ценностных ориентаций. Первый уровень выбора стратегий поведения происходит на интуитивном уровне, спонтанно. Второй уровень содержат социально фиксированные установки – аттитюды, т.е. реальные убеждения, которые подкрепляются личной аргументацией в оправдание выбранных стратегий. Отбор способов достижения конкретных задуманных целей осуществляется на ценностном уровне, где в главной роли вступают высшие принципы, идеалы и замыслы. Таким образом, установка – это пролог или образ поведения, закрепленный в сознании индивида.

Установка проявляется в нескольких формах: поведенческой, когнитивной и аффективной. Когнитивная составляющая содержит убеждения, представления, мнения, образованные в результате познания социального объекта. Аффективная составляющая – различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Установка выступает как итог всех перечисленных компонентов.

Когнитивная составляющая установки отвечает на вопрос о собственном знании о ближайшем будущем. В сознании подростка, все объясняющего с точки зрения собственной компетентности, происходит фиксация схемы: если достигну цели, я успешен. Аффективная составляющая установки отражается в чувственном восприятии мира. В жизненных стратегиях она детерминирует эмоциональные оценки жизненного мира, и подросток производит выбор на уровне: нравится / не нравится, важно / неважно и т.д.

Источником поведенческой формы установки являются притязания. Это намерения, стремления, мечты, замыслы и т.д. Конструируя личную жизненную траекторию, человек опирается на собственное знание, т.е. он уверен, что окружающие его объекты являются реальными и обладают специфическими характеристиками. Притязания людей в конкретной социальной ситуации выражается в форме ожиданий (экспектаций).

Притязания – это особая, эмоциональная устремленность на предмет необходимой потребности, которая переживается как вероятность успеха или неуспеха.

Характер личностных стремлений прослеживается в ценностных идеалах и притязаниях. Каждый субъект являет собой характеристику личных стремлений. Личные стремления могут быть долговременными, или в течение жизни происходит отказ от них. Каждое стремление реализовывается доступными способами и удовлетворяются через достижение некоторого количества конкретных для субъекта задач. Посредством мотивационно-организующих принципов, личные стремления отражают намерение субъекта в процессе самоопределения занять личную позицию в конкретных обстоятельствах жизни.

Схема самоопределения является многоуровневой. Это означает, что процесс самоопределения происходит на нескольких уровнях: профессиональном, жизненном, личностном и других. Жизненные стратегии на каждом уровне конкретизируют личные стремления и превращают их в систему целей и задач, методов, способов и приемов их достижения. Жизненная стратегия как общий план действий, методы, способы, подходы и приемы, является механизмом самоопределения.

В понятии «стратегия жизни» выделяют три основных признака:

  1. выбор основного для человека направления жизни, способа жизни, определение ее главных целей и этапов их достижения, соподчинение этих этапов;
  2. решение противоречий жизни, открытие для себя нового в достижении своих жизненных целей и планов (решение противоречий или уход от них – особые качества жизни);
  3. творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение своих потребностей и жизни в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, основанная на интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегией жизни, когда они определяются самим человеком.

Жизненные стратегии относятся к так называемому субъективному плану. Они формируются в сознании индивида, отражая направленность его личности, т.е. определенным образом выстроенную систему потребностей, интересов, ценностей, мотивов, модусов, перцепций и установок, объясняющих последовательность его поведения. В таком толковании содержится взаимосвязь жизненных стратегий с мотивационной структурой личности. Мотивация побуждает к деятельности, но не дает ее направление развития, что и отражается в жизненной структуре в виде конкретного вектора жизнедеятельности. В основе этого процесса лежит стремление личности удовлетворить определенные потребности.

Потребности отражают состояние удовлетворенности субъекта различными сторонами собственной жизнедеятельности – социальным положением, уровнем образования, местом в системе социально-профессиональных отношений. Попытка удовлетворения является источником активности и определяет предметно-содержательную направленность жизненных стратегий: что именно должно быть достигнуто.

При этом потребности сами по себе не указывают на то, каким способом проявляется активность по их реализации и какими средствами достигается цель. Связь потребностей со средствами их удовлетворения осуществляется через интересы, под которыми понимается активная направленность индивидуального и группового сознания на осмысление целей жизнедеятельности, связанной с удовлетворением возникающих потребностей. В интересах отражаются субъективные запросы человека к окружающему миру (выгодно/невыгодно), объективные требования к личности (возможно/невозможно). В интересах отражаются наиболее общие цели жизнедеятельности. Таковой является, например, достижение определенного уровня профессиональной квалификации или профессиональной самореализация в определенной сфере, карьерные устремления индивида.

Уверенность в реальности реализации своих интересов и лежит в основе самопроектирования жизненных стратегий, доведения их до конкретного плана действий. При этом текущие интересы могут проектироваться на любой временной период: от нескольких моментов до всей жизни в целом, но при этом имеют ясное начало и конец.

В схеме самоопределения «жизненная стратегия» соотносится с «жизненным планом».

Жизненный план – это самопрогноз, ориентация, сформировавшееся в сознании к моменту выбора дальнейшего пути. Жизненный план в отличие от жизненной стратегии имеет определенный список мероприятий, которые будут реализовываться в определенной последовательности и осуществлять жизненный замысел. Жизненная стратегия не имеет ясно представленной программы, а является общим вектором «конструирования жизни в соответствии с установками и представлениями личности о целях деятельности и способах их достижения.

В процессе обобщения жизненного опыта и уточнения целей, которые ставит перед собой личность, происходит интеграция и соподчинение ее мотивов, становления устойчивого мировоззрения и уточняются этапы жизненного плана. Одновременно конкретизируются и дифференцируются цели и мотивы общей стратегии жизни. Мечта и абстрактный идеал приобретают реалистичную форму и предстают в виде плана деятельности.

При подкреплении жизненной стратегией замыслы и планы приобретают форму личных проектов, где жизненный проект – это проектирование самого себя и своего будущего.

Проектирование понимается как целенаправленный, специально организованный процесс преобразования какого-либо объекта, приводящий к качественному изменению ситуации (части социокультурного пространства).

Жизненный проект как схема последовательных действий, меняет прежний уровень и качество жизни. Поэтому в проектах наиболее четко выявляются контуры стратегического целеполагания и целедостижения.

Важную роль в проектировании занимает активная поведенческая стратегия, позволяющая переструктурировать окружающую среду или сменить ее на другую, более соответствующую ожиданиям субъекта, ее жизненным идеалам и целям, сформированной им картине мира.

Так как жизненный проект в отличие от жизненной стратегии является моделью будущего, в которой содержится подробное изложение, целей, задач и используемых ресурсов, то сущность жизненной стратегии состоит в раскрытии путей более эффективного осуществления намеченных жизненных целей в соответствии кажущейся жизненной перспективе. Жизненная стратегия является частью процесса конструирования и проектирования социальной деятельности, в основе которого лежит механизм самоактуализации в процессе жизненного самоопределения, поэтому без стратегии невозможна более эффективная реализация жизненного проекта.

Жизненные планы и проекты помогают индивиду увидеть жизненную перспективу, которая в свою очередь являет собой целостную картину будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых по мнению индивида зависит его социальная ценность и смысл жизни. На каждом следующем этапе жизненного пути одни компоненты сохраняют преемственность, а другие – отражают реальные изменения в окружающем мире и в самом человеке. Перспектива в психологическом аспекте – это понятие, включающее совокупность обстоятельств и условий жизни, дающее уверенности личности в успехе реализации ее жизненных стратегий. Поэтому характер жизненных стратегий зависит от видения перспектив личного и общественного развития.

Схема» стратегия – план – проект» разворачивается в следующую схему:

  • Стратегия: стратегия на 3-4 года вперед с учетом текущих трендов, мониторинг того, что происходит в индустрии, корректировка планов исходя из долгосрочных перспектив. Это нужно, чтобы всегда быть на гребне волны и искать новые возможности для взрывного роста.
  • Дорожная карта: план крупными мазками по развитию на год с детализацией по кварталам, более детальный план на месяц. Это нужно, чтобы четко понимать картину на год.
  • Трехлетний помесячный план: план на три года с детализацией по месяцам со значениями измеримых достигаемых показателей. Без этого нормальная система контроля невозможна, потому что не с чем будет сравнивать промежуточные результаты.
  • Конвейер: список актуальных дел, тем, проблем и др., с которыми надо работать.
  • План действий: актуальный список задач по Get Things Done – простой список актуальных задач с датой постановки, приоритетом и дедлайном. По этому списку задач проходят еженедельные оценки.
  • Еженедельный план/факт отчет: простые таблицы с промежуточными недельными отчетами. Плановые значения берутся из помесячного плана. Оцениваются результаты, корректируется план действий.


Рис. Структурная схема деятельности человека.

Деятельность, субъект, объект образуют семейство категорий. Субъект и объект – крайние члены семейства. Деятельность связывает их и потому является ключевой категорией в этом семействе.

Как подсистема категорий деятельность, субъект и объект располагаются в координатах двух пар категорий: возможности и действительности, внутреннего и внешнего. Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно – как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т.п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т.п., с другой.

Как видно из схемы, категории «цель», «средство», «результат» развертывает деятельность в плане возможности и действительности (по вертикали), а категории «субъект» и «объект» в плане внутреннего и внешнего (по горизонтали).

Категории «цель» и «результат» выражаются в понятиях «целенаправленность» (движение от постановки цели к результату) и «целеполагание» (движение от достигнутого результата к новой цели).

Человек и высшие животные осуществляют свою деятельность в – рамках целеполагания и целенаправленности, т.е. для них «цель», «средство», «результат» – вполне различимые и значимые моменты деятельности.

А как быть с простейшими живыми организмами, растениями, у которых нет и намека на целеполагающую и целенаправленную деятельность? У них в примитивной форме есть то, что лежит в основе целеполагания и целенаправленности. Имеется в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.

Целесообразность лежит в основе всякой деятельности, а целеполагание и целенаправленность являются как бы надстроечными элементами, развивающими и дифференцирующими целесообразность. Эти «надстроечные элементы» выражаются или сводятся к триаде «цель-средство- результат». Близким по смыслу к этому понятию является понятие «целеустремленность». В этой триаде «цель» отчетливо принадлежит к «возможной» составляющей деятельности, а «результат» к «действительной» составляющей. «Средство» же является посредствующим звеном между целью и результатом, иными словами, опосредует цель и результат. В более широком смысле средство является тем элементом деятельности, с помощью которого осуществляется взаимоопосредствование возможности и действительности. Деятельность есть взаимоопосредствование указанных категориальных форм. Средство и служит таким опосредствующим фактором. Сама этимология слова говорит за это. Средство является посредствующим звеном не только между целью и результатом, но и между субъектом и объектом. Оно опосредует субъект-объектное отношение или, шире, отношение между внутренним и внешним. Без этого опосредствования нет освоения субъектом объекта, а, следовательно, нет и деятельности. По тому, насколько развиты и совершенны средства, можно судить о степени развития и сложности деятельности, о глубине освоения субьектом объекта. Благодаря средству деятельность осуществляет взаимоопосредствование внутреннего и внешнего. Субъект и объект – это опосредованные и опосредуемые внутреннее и внешнее. Чем сложнее и совершеннее деятельность, тем глубже она опосредует, охватывает субъект и объект; субъект становится все больше деятельным, культурным, а объект все больше вовлекается в орбиту деятельности субъекта, осваивается, окультуривается. Внутренняя культура субъекта и культура окружающей среды, культурная среда – вот что создает, формирует, «делает» деятельность. Подобно движению от цели к результату и от достигнутого результата к новой цели есть и движение от субъекта к объекту и от объекта к субъекту. В своих развитых формах это движение воплощается в практической, управляюще-преобразовательной деятельности (движение от субъекта к объекту, «опредмечивание»), научно-познавательной деятельности (движение от объекта к субъекту, «распредмечивание») и игровой (художественной и спортивной) деятельности (взаимодвижение субъекта и объекта).