США в борьбе за мировое могущество. Часть 25

8 февраля 2013

Администрация Клинтона (1993–2001)

Президенты:
42. Билл Клинтон, 20 января 1993 – 20 января 2001

В 1996 году Уильям Клинтон отпраздновал свое 50-летие. Он был пока единственным президентом США, родившимся после второй мировой войны. Заняв Белый дом в 46 лет, Клинтон стал вторым по возрасту избранным главой государства после 43-летнего Джона Кеннеди, а после победы на вторых выборах он стал самым молодым в истории дважды президентом. Клинтон – первый в истории США президент, начавший активную кампанию за собственное переизбрание более чем за год до выборов. О своем желании остаться на второй срок он заявил еще до первой инаугурации, не успев принять дела у предшественника, чем также установил своего рода рекорд. Американские газеты ехидно замечали, что президент умеет и любит лишь одно – проводить избирательные кампании.

В 1991 г. Клинтон он принимает решение бороться за пост президента США. После непростой и продолжительной борьбы демократическая партия выдвигает его как своего кандидата. В качестве вице-президента Клинтон называет губернатора штата Теннесси Ала Гора. В своей предвыборной программе он предлагал усилить систему здравоохранения, улучшить школьную систему, и, больше всего, поддерживать экономику и создавать новые рабочие места. Бил Клинтон проводил рекламную кампанию «один на один» с людьми в встречах на площадях, брал участие в различных дискуссиях.

ДЖ. Буш стремительно стал терять популярность, взлетевшую было столь высоко после победоносной войны в Персидском заливе, что он наивно уверовал в собственное переизбрание. За ним быстро закрепился имидж радикала. И именно борьба с «непродуманными методами реформ», «радикализмом» Буша стала главной темой избирательной кампании Клинтона, выступавшего в качестве «рационалиста». Лозунг «Вырвем контроль над страной из рук радикала Буша!» и привел его к победе.

Избирательная кампания 1992 г. проходила на фоне некоторого экономического спада, роста дефицита торгового баланса, укрепления позиций конкурентов США на мировых рынках. ВВП Японии составлял 60 % от американского. Опросы общественного мнения показывали: большинство считало, что президент-демократ лучше справится с экономическими проблемами, чем президент-республиканец. Кандидат от демократов Б. Клинтон заявлял, что Америке нужны перемены. Он предложил расширить занятость населения путем развития инфраструктуры, обещал снизить налоги, перестроить систему социальной помощи неимущим, выступил за всеобщее образование и медицинское обслуживание. В ноябре 1992 г. Клинтон выигрывает у республиканца Джорджа Буша, и становится президентом.

Бюджетная политика Клинтона

Экономическая ситуация в Соединенных Штатах Америки, достававшаяся 42-му президенту Билу Клинтона, от Джорджа Буша – старшего, оставляла желать лучшего. Дефицит федерального бюджета на момент вступления в президентские полномочия Клинтона, составлял 289,3 млрд. долларов. Безработица остановилась на уровне в 9 миллионов 384 тысяч человек, что составило 7,4 % от рабочей силы. Самые первые шаги, которые были сделаны новой администрацией, способствовали экономическому подъему. Экономический подъем, который продолжался до середины 1994 года, позволил только за первый год сократить дефицит федерального бюджета на 10 млн. долларов, безработицу на 0,6% или на 653 тысячи человек. Но это было только начало масштабным мероприятиям, проведенным двумя администрациями Била Клинтона, и которые позволили к концу ХХ века достичь столь желаемую сбалансированность федерального бюджета.

В сфере решения вопроса о дефиците федерального бюджета мероприятия, которые проводились администрацией, не были столь грандиозными и не вселяли оптимизма. В 1992 году после победы на президентских выборах Клинтона, обещавшего в ходе предвыборной кампании сократить через четыре года размер дефицита федерального бюджета вдвое, его уменьшение стало одной из наиболее приоритетных задач демократов, и именно она во многом определила формирование экономической стратегии и бюджетных приоритетов США в 90-е годы. Внимательное изучение экономической программы администрации, предложенной президентом Клинтоном в феврале 1993 года, показывает, что в тот период демократы не видели для себя больших возможностей резкого уменьшения бюджетного дефицита, не говоря уже о сбалансированности федерального бюджета. Длительный период дефицитного финансирования сказался не только на «ожиданиях» высшего государственного руководства США в отношении среднесрочных перспектив бюджетной политики, но и на конкретной практике использования бюджетных дефицитов для достижения различных социально-экономических целей.

Размеры почти 300-миллиардного дефицита должны были быть уменьшены за счет сокращения непроизводительных военных расходов. Однако дефициты в размере 150-200 млрд. долл. вполне можно было использовать для стимулирования развития американской экономики и финансирования новых социальных программ, среди которых администрация особое внимание уделяло программам медицинского обслуживания населения США. В своей стратегии уменьшения размеров дефицита бюджета администрация решила также повысить подоходные налоги на наиболее состоятельные группы американского общества и обеспечить всемерную бюджетную поддержку среднему классу – традиционной опоре и массовой политической базе Демократической партии.

«Сохраняя импульс нашего продвижения по пути сокращения дефицита, мы взяли обязательство облегчить налоговое бремя для американцев, составляющих средний класс, который больше всего в этом нуждается» – заявлял Клинтон.

В предвыборных речах все кандидаты на пост президента обыгрывают идею сбалансированного бюджета. Клинтон в 1993 году отметил, что бюджетный дефицит и его негативное влияние на экономику оказались больше, чем он мог себе это представить в ходе предвыборной кампании. Поэтому он предложил комплексный план, направленный на его сокращение. Администрация сочла, что если не будут предприняты меры по стабилизации дефицита, то через 10 лет он может превысить 600 млрд. долларов. По мнению президента, с бюджетным дефицитом не справиться, если не учитывать сокращения уровня государственных инвестиций. Действительно, если в 60-ых годах инвестиции составляли 4,5 % ВНП, то в настоящее время они сократились до 1,7%. Следовательно, необходимо увеличить объем инвестиций и одновременно снизить бюджетный дефицит, что является сложной задачей. Вся экономическая политика администрации Клинтона может быть выражена одним словом – инвестирование. Бюджетная стратегия его администрации характеризуется следующими чертами:

1. Акцентирование основного внимания на долгосрочных проблемах;
2. Использование федерального правительства для достижения ряда экономических и социальных задач;
3. Изменения в доходной и расходной частях государственного бюджета, направленные на сокращение бюджетного дефицита;
4. Усиление роли государства в решении социальных проблем: здравоохранения; системы государственного вспомоществования; образования и профессиональной подготовки.

Комплексный план стабилизации экономики, составленный администрацией Билла Клинтона, состоял из трех программ:

1. Краткосрочная программа стимулирования американской экономики;
2. Долгосрочная инвестиционная программа;
3. Программа сокращения бюджетного дефицита, как необходимое условие для долгосрочного экономического роста.

Администрация Клинтона выделила несколько причин, почему необходимость сокращения дефицита в 1994 году даже больше, чем в предыдущие годы:

  • сокращение внутренних сбережений;
  • привлечение капитала из Японии, Германии и других стран, которое помогло финансировать бюджетный дефицит в 80-х годах, когда США были крупнейшим импортером в мире, значительно уменьшилось;
  • улучшение международной конкурентоспособности США будет требовать значительного увеличения частного инвестирования, в то же самое время высокие долгосрочные процентные ставки, которые являются следствием больших дефицитов, будут только сдерживать такое инвестирование.

Успешное выполнение плана администрации Клинтона должно было оказать стимулирующее воздействие на экономику в долгосрочном плане. Федеральный дефицит бюджета должен быть постепенно уменьшен, а освобожденные сбережения направлены для финансирования частного сектора. Сокращение дефицита – это ключ к уменьшению процентных ставок, экономической стабильности, долгосрочному экономическому росту.

Первые шаги администрации нового президента оказались удачными, и перед той же администрацией теперь встала новая, не менее трудная задача, закрепить и попытаться развить успех. «С тех пор как, я стал президентом, мы создали почти 6 миллионов новых рабочих мест, а уровень безработицы и инфляции сейчас самый низкий за последние 25 лет».

Экономический подъем 1993-1994 годов можно охарактеризовать как положительную динамику нескольких отдельных экономических статей, но, к сожалению, не всех. Для того чтобы начать рассмотрение экономического спада (замедление экономического развития), следует сначала определить какие отрасли экономики, и за счет чего или кого, «тащили» вверх американскую экономику середины 90-ых гг. ХХ века.

1. Создание новых рабочих мест. Занятость расширялась преимущественно в сферах торговли и сфере услуг. За 1989-1994 гг. эта сфера обеспечивала 80% прироста занятости в экономике, и теперь на нее приходилось около половины общей численности занятых, которая за этот период увеличилась на 19,7 млн. человек (с 92,6 до 112,3 млн. человек).

2. Снижение темпов инфляционных процессов. Сокращение уровня инфляции в период 1993-1994 гг. до уровня 3%, что сказалось на снижении роста потребительских цен.

3. Снижение долгосрочных процентных ставок в 1992-1994 гг., что способствовало развитию малого бизнеса, и улучшению качества жизни простых американцев.

4. Снижение курса доллара. Данное снижение курса способствовало увеличению спроса на продукцию американских производителей. Для производителей – расширению производственных территорий, увеличению выпуску продукции и увеличению числа занятых на производстве.

Вышеуказанные экономические параметры способствовали не только экономическому развитию Соединенных Штатов Америки, но увеличению доходной статьи федерального бюджета, что не могло не сказаться на итоговом сальдо бюджета. К концу 1994 финансового года дефицит федерального бюджета составил 203,2 миллиарда долларов, что уже на 75 миллиардов долларов меньше, чем в предыдущем финансовом году.

Бюджет государства является своеобразным отражением экономической ситуации в стране, поэтому его функционирование, принятие и исполнение находятся под пристальным вниманием не только исполнительной и законодательной властей, но и общественности.

Бюджетный дефицит тесно связан с причинами его возникновения, с ростом, размерами механизмом финансирования. Он зависит от общеэкономической ситуации, стабильности, экономического роста и потенциальных угроз для него. Взаимодействие этих факторов в сочетании с существующим дефицитом бюджета могут оказывать нейтральное или отрицательное влияние на общее состояние экономики. В связи с этим американский экономист А. Лаффер подчеркивал, что дефицит сам по себе не является проблемой, а служит лишь барометром того, что происходит.

Экономический план Клинтона нашел воплощение в принятии в августе 1993 года закона «Об общих бюджетных согласованиях». Показательно, что в этом законе уже не фигурировали ни конкретные сроки «ликвидации» бюджетного дефицита, ни возможные их размеры на протяжении оставшегося периода 90-ых годов. В законе говорилось о том, что общие сокращения бюджетного дефицита в период 1994-1998 финансовых годов составят не менее 500 млрд. долларов, причем ожидаемый эффект только от увеличения налоговых поступлений оценивался в размере 241 миллиард долларов.

Основная тяжесть увеличения подоходных налогов ложилась на плечи 1,2% населения с наиболее высоким уровнем дохода. Закон повысил уровень налогообложения для наиболее состоятельных налогоплательщиков, установив две новые налоговые ставки в размере 36% и 39,6% ,а также дополнительно ввел 10%-процентный налог для лиц с годовым доходом свыше 250 тысяч долларов. Был оговорен 35-ный максимальный уровень налогообложения прибыли корпораций, а наивысшая ставка прибылей бизнеса возросла до 36%.

По оценкам Административно-бюджетного управления при президенте США (АБУ) и Бюджетного управления Конгресса США (БУК), вступление в силу этого закона привело к совокупному сокращению дефицита федерального бюджета за период с 1994-1998 гг. более чем на 924 млрд. долларов. В том случае, если бы не был принят закон 1993 года, дефицит продолжал бы расти, и составил бы примерно 500 миллиардов долларов, что могло бы привести к увеличению процентной ставки и пагубно повлиять на уровни инвестиций в экономику США.

Если величину, на которую сократился бюджетный дефицит за период с 1993 по 1998 год, условно принять за 100%, то эффект от сокращения расходов и увеличения поступлений в федеральный бюджет составляет 52% и 48% соответственно . Увеличение налогов сочеталось с некоторым сокращением доли расходной части федерального бюджета в ВВП США , которая понизилась с 22,5% в 1993 финансовом году до 20,8% в 1996 финансовом году, что, безусловно, способствовало стимулированию экономического роста и обеспечивало повышение жизненного уровня большей части американского населения в середине 90-х годов.

Повышение налогов на наиболее состоятельные группы американского общества повлекло за собой «политическое землетрясение» 1994 года, которое обеспечило республиканцам достаточно прочный контроль над законодательной ветвью власти. Это обстоятельство не могло не сказаться на бюджетной политике администрации; согласно проекту федерального бюджета на 1995 финансовый год, представленному администрацией Клинтона Конгрессу США в феврале 1994 года, она была твердо уверена, что бюджетные дефициты в размере 200 млрд. долларов, или примерно на уровне 1993 фин. года, сохраняться вплоть до начала следующего века. Иными словами, администрация в тот период пришла к убеждению, что дальнейшие целенаправленные меры по сокращению бюджетного дефицита несут с собой значительные политические побочные эффекты, которых желательно было избежать в преддверии президентских выборов 1996 года.

«Победа Клинтона на выборах 1996 года была не следствием его обаяния, юношеского задора, и даже не в идеалах, к которым он взывал. Основой его победы стало то, как избиратели оценили экономическую и бюджетную политику его администрации» – писал экономический журнал США «Financial Time».

Формирование бюджетной стратегии администрации президента Клинтона проходило на фоне острой борьбы республиканцев и демократов за выбор стратегии сокращения бюджетного дефицита. От результативности выбранной стратегии тесным образом зависел и политический успех партий.

Дискуссии, возникающие в период обсуждения федерального бюджета, всегда связаны с самыми расходными статьями бюджета, которые решают итоговое сальдо. Для того чтобы начать раскрывать вопрос о принятии бюджета, следует посмотреть, какие статьи являлись самыми значимыми и дискуссионными на этапе предоставления законопроекта о принятии федерального бюджета в конгресс. Итак, в предварительном федеральном бюджете США на 1995 финансовый год, самые существенные ассигнования выделялись на:

План-проект федерального бюджета США на 1995 финансовый год


Федеральные ведомства

Предварительные расходы 1995 финансовый год (в миллиардах долларов)

Предварительные расходы 1995 финансовый год (в %)

1.

Министерство здравоохранения и гуманитарных услуг

345,8

22,76

2.

Управление социального страхования

335,1

22,05

3.

Министерство финансов

310,5

20,43

4.

Министерство обороны

309,9

20,40

Как видно из таблицы, стратегия демократической администрации президента была за сокращение ассигнований на оборону, и за увеличение оных на здравоохранение и социальное страхование. Однако республиканское большинство в Конгрессе не было согласно с подобным положением дел.

В начале 1995 года республиканцы выдвинули альтернативный вариант бюджетной стратегии, предусматривающий полную ликвидацию бюджетного дефицита к 2002 финансовому году. Ретроспективный анализ республиканского подхода к сбалансированию федерального бюджета показывает, что республиканцы особо не утруждали себя глубоким исследованием конкретных путей ликвидации бюджетного дефицита. Республиканское большинство сосредоточило свое внимание на значительном снижении налогов, главным образом подоходных, и драконовском сокращении основных социальных программ. Предполагаемые сокращения должны были пройти в основном в сфере социального обеспечения (пенсионной и медицинского обслуживания).

С аналитической и политической точек зрения этот подход грешил серьезными недостатками. Снижение налогов, как убедительно показал опыт американской налоговой политики в 80-е годы, неизбежно вело к формированию бюджетных дефицитов. И демократическая партия, воспользовавшись этим неудачным опытом республиканской партии в середине 80-х, в итоге склонила чашу весов в свою сторону.

Этот подход по существу так и не был реализован, и более того: бюджетная сбалансированность в 1998-1999 финансовых годах была достигнута в основном за счет «сверхпланового» роста налоговых поступлений в казну федерального правительства.

Общего числа социальных расходов по федеральному бюджету республиканцам также не удалось предотвратить. При этом демократы в ходе президентской кампании 1996 года искусно сыграли на страхах пожилого населения США в отношении возможного скорого «демонтажа» системы пенсионного обеспечения – в американской печати появилось немало сообщений о том, что республиканское большинство в Конгрессе вынашивают далеко идущие планы намеренного банкротства этой системы.

Следует признать, что среди основных факторов сокращения дефицита бюджета в период с 1993 по 1996 годы главную роль сыграло уменьшение военных расходов. Сокращение ассигнований на министерство обороны в период с 1994 года по 1996 год, позволило сэкономить около 24 млрд. долларов. В основном программа демократической партии по уменьшению ассигнований на нужды военных происходило за счет:

1.Сокращение военных баз, как на территории США, так и за ее пределами. Эта программа была начата еще в 1991 году администрацией Джорджа Буша-старшего. В 1994 году эта программа пережила свое второе рождение. По плану демократов предполагалось закрыть 86 военных баз. На территориях, принадлежащих США предполагалось закрыть еще пять баз, и на территориях зарубежных государств было ликвидировано 45 военных баз.

2. Сокращение расходов на вооружение армии. В 1994-1995 годах на закупку «Стелсов» были урезаны 4 миллиарда долларов. Численность вооруженных сил за этот период сократилось на 25 тысяч человек, что позволило сэкономить около 4,5 миллиардов долларов. Экономия в 410 миллионов долларов была осуществлена за счет сокращения покупки баллистических ракет и их испытания.

3. Борьба вокруг планов модернизации стратегических ядерных сил. Программа «Миджитмен» вызвала непрерывные дебаты между Конгрессом и Белым домом. Стоимость данной программы составила в период с 1994 по 1997 гг. 16 миллиардов долларов, и это с учетом сокращения ассигнования программы в 1994 году примерно на 1,5 миллиарда долларов.

4. Сокращение ассигнований на программу СОИ. Вместо требуемых Пентагоном 5 миллиардов долларов в новом бюджете (и в последующих бюджетах тоже) было выделено менее 4 миллиардов долларов. Программа СОИ, по мнению американской печати, стала практически бесцельна, вследствие улучшения российско-американских отношений.

Республиканское большинство в конгрессе было за сокращение расходов на нужды здравоохранения и социального обеспечения, а именно на программы «медикэр» и «медикейд». Дело в том, что каждый из семи долларов, потраченных американцами (14,3 ВВП), шел на услуги здравоохранения, в то время, как ни одна другая развитая страна не тратит больше 10% ВВП. Половина ожидаемого роста дефицита федерального бюджета с 1994-1998 гг. связана с увеличивающимися выплатами на «медикэр» и «медикейд». Затраты на здравоохранение не только большие, но и еще быстрорастущие. Демократы сумели убедить республиканцев в том, что если в ближайшее время не провести с помощью этих программ реформу здравоохранения, то к концу ХХ века на здравоохранение будет тратиться львиная доля бюджета. Поэтому правительство сочло необходимым повысить контроль над отчислениями в систему здравоохранения. На второе место были поставлены выплаты процентов по государственному долгу.

Превращение растущего бюджетного дефицита в константу влечет за собой увеличение государственного долга, то есть покрытие его за счет государственных займов. В свою очередь это приводит к росту доли расходов, идущих на выплату процентов по займам. Для компенсации необходимо увеличивать ежегодные выплаты процентов по долгу на 10-15 миллиардов долларов. В середине 90-ых гг. ХХ века федеральное правительство выплачивает в виде процентов держателям государственного долга 2000 миллиардов долларов, что составляет 14% общей суммы бюджетных расходов. То есть на государственный долг приходится 15% с каждого налогооблагаемого доллара. В результате большая часть правительственных займов, так или иначе, связана с обслуживанием ранее накопленных долгов. Государственная задолженность в 80-е годы росла опережающими темпами по отношению к ВНП: в 1981 году размер федерального долга составил 26,5% ВНП, в 1993 – 51,6%, а в 1995 году – 50,7% .

В конце концов, после дискуссий и дебатов, которые не были закончены и с принятием бюджета, в отчетности после окончания финансового года указаны следующие цифры:

Таблица. Расходы федерального бюджета США по основным федеральным ведомствам, 1995 финансовый год (Budget of the United States Government. FY 1995. Budget Supplement. Wash., 1996, Р.166)


Федеральные ведомства

Фактические расходы (млрд. долларов)

Фактические расходы
(в %-х к итогу)

Управление социального страхования

362,1

23,84

Министерство финансов

348,6

22,95

Министерство здравоохранения и гуманитарных услуг

303,1

19,95

Министерство обороны

291,3

19,18

Министерство сельского хозяйства

56,7

3,73

Управление кадров

41,3

2,72

Министерство транспорта

38,8

2,55

Управление по делам ветеранов

37,8

2,49

Министерство труда

32,1

2,11

Министерство образования

31,3

2,06

Министерство жилищного строительства и городского развития

29,0

1,91

Министерство энергетики

17,6

1,16

НАСА

13,4

0,88

Фонды, выделяемые президенту

11,2

0,74

Министерство юстиции

10,8

0,71

Министерство внутренних дел

7,4

0,49

Управление по защите окружающей среды

6,4

0,42

Государственный департамент

5,3

0,35

Министерство торговли

3,4

0,22

Органы судебной власти

2,9

0,19

Законодательные органы

2,6

0,17

ВСЕГО (включая неупомянутые позиции)

1519,1

100

Таким образом, можно проследить, что в таких вопросах как расходы на оборону и социальное страхование, победа осталась за демократами. В вопросе о расходах на министерство здравоохранения и гуманитарных услуг демократы также оказались убедительнее в своих предложениях. Можно сказать, что, несмотря на длительные дебаты в Конгрессе, республиканская партия не смогла ничего противопоставить доводам демократической партии во главе с президентом.

Таблица. Расходы федерального бюджета США по основным функциям правительственной деятельности, 1995 финансовый год (Budget of the United States Government. FY 1995. Budget Supplement. Wash., 1996, Р.168)


Федеральные ведомства

Фактические расходы (млрд. долларов)

Фактические расходы (в %-х к итогу)

Социальное страхование

335,8

22,11

Национальная оборона, всего

272,1

17,91

Выплата процентов по государственному долгу

232,2

15,29

Обеспечение доходов населения

220,4

14,51

Программа «медикейр»

159,9

10,53

Здравоохранение

115,4

7,60

Образование и проф. обучение

54,3

3,57

Транспорт

39,4

2,59

Выплаты и услуги ветеранам

37,9

2,50

Природные ресурсы и окружающая среда

22,1

1,45

Общие проблемы науки, космос и техника

16,7

1,10

Международные проблемы

16,4

1,08

Отправления правосудия

16,2

1,07

Общие расходы на правительственное управление

13,8

0,91

Местное и региональное развитие

10,6

0,70

Сельское хозяйство

9,8

0,65

Энергетика

4,9

0,32

ВСЕГО (включая неупомянутые позиции)

1519,1

100

Если мы вернемся к плану-проекту демократов, то мы увидим, что на первое место, как и предполагалось, была поставлена статья социального страхования населения. Республиканскому большинству, судя по предыдущей таблице, удалось увеличить ассигнования именно на национальную оборону, при сокращении общего числа средств, выделенных министерству обороны. По плану демократов, выплаты по государственному долгу должны были стать второй по значимости статьей, но осуществить свои планы им было не суждено. Хотя на эту статью, в конечном счете, было выделено даже больше средств, чем на печально известную программу здравоохранения «медикейр».

Повышение налоговых ставок на зажиточные слои населения, привело к тому, что доходная часть федерального бюджета начала стремительно расти. В итоге, доходная часть достигла своего исторического максимума.

Таблица. Доходы федерального бюджета США по основным источникам, 1995 финансовый год (Budget of the United States Government. FY 1995. Budget Supplement. Wash., 1996, Р.171)


Источник дохода

Фактические поступления (млрд. долларов)

Фактические поступления (в % к итогу)

Индивидуальные подоходные налоги

590,2

43,56

Налоги и выплаты для целей социального страхования

484,5

35,76

Налоги на доходы корпораций

157,0

11,59

Акцизы

57,5

4,24

Таможенные пошлины

19,3

1,42

Налоги на наследство и дарение

14,8

1,09

Прочие поступления

31,9

2,35

ВСЕГО

1’355,2

100

Делая вывод, следует сказать об итоговом сальдо федерального бюджета. Расходная часть бюджета по основным федеральным ведомствам составила 1триллион 519 млрд. долларов. Доходная часть составила 1 триллион 355 млрд. долларов. Таким образом, дефицит федерального бюджета составил 163,9 млрд. долларов, что на 39,3 млрд. долларов меньше, чем в предыдущем финансовом году.

Намеченный администрацией Уильяма Клинтона, план по сокращению дефицита федерального бюджета был продолжен и реализован уже второй администрацией Клинтона. В 1996 финансовом году дефицит бюджета составил 107,3 миллиарда долларов. Такого низкого бюджетного дефицита в США не было с 1981 финансового года. В последние два финансовых года (1995 и 1996) бюджетные расходы на выплату процентов по государственному долгу превысили величину дефицита. «Таким образом без учета этих расходов бюджет уже можно было бы считать сбалансированным».

Успешное выполнение плана администрации Клинтона оказало стимулирующее воздействие на экономику в долгосрочном плане. Федеральный дефицит бюджета постепенно уменьшался, а освобожденные сбережения были направлены для финансирования частного сектора. Сокращение дефицита – это ключ к уменьшению процентных ставок, к экономической стабильности и долгосрочному экономическому росту и процветанию.

Можно сделать следующие выводы о подготовке, процессе принятия федерального бюджета США на 1995 финансовый год:

1. на момент начала экономического спада, экономика США переживала бурный рост, которого не наблюдалось уже на протяжении более чем десяти лет. Программа Клинтона по стимулированию экономики с помощью инвестирования принесла свои плоды, и самым главным итогом для нас является сокращение федерального бюджета только за один год на 15 миллиардов долларов;

2. республиканское большинство в Конгрессе США стояло за сокращение ассигнований на социальные программы и программы по реформированию системы здравоохранения. Демократическая партия во главе с президентом в конечном итоге реализовала свои планы по сокращению военных ассигнований, и не позволила республиканцам сократить столь необходимые для американского общества социальные программы;

3. итоговое сальдо, которое было рассчитано после окончательного принятия федерального бюджета, внушало оптимизм не только действующей администрации, но и простым гражданам, которые были за экономическую стабильность и процветание своей страны.

Второе наплавление экономической политики – сокращение государственного аппарата. С начала своей деятельности Клинтон сократил свою администрацию на 25%.

Вторая половина 90-х гг. для Соединенных Штатов началась с циклических перепадов. Экономический подъем в США, затормозившийся в 1995 г., во второй половине 1996 г. вновь набрал темп. В целом за 1996 г. прирост ВВП в ценах 1992 г. составил 2,4% против 2% в 1995 г.

Специфика хозяйственной конъюнктуры последних двух лет во многом определялась тем, что подъем происходил в условиях pестpиктивной бюджетной политики (ограничение производства, продажи и экспорта с целью повышения цен и получения большей прибыли). На этом фоне произошло резкое ослабление потребительского спроса на товары длительного пользования, особенно на автомобили и жилье. (Продажа легковых автомобилей во второй половине 1995 г. по сравнению с 1994 г. уменьшилась с 15,2 до 14,4 млн. шт.)

Ослабление внутреннего спроса привело к резкому сокращению вложений в товарно-материальные запасы, что ослабило внешний спрос и привело к падению роста экспорта США почти в 4 раза, что, в свою очередь, негативно отразилось на темпах прироста ВВП.

Ослабление конъюнктуры в конце 1995 г. вынудило Федеральную резервную систему (ФРС) перейти к умеренно рестриктивной, стимулирующей кредитно-денежной политике, что повлекло за собой снижение уровня кредитного процента. В результате сразу же наметилось улучшение конъюнктуры – автомобильная пpомышленность, жилищное строительство и далее – по остальным направлениям.

В середине 1995 г. впервые за последние годы была переломлена тенденция ослабления курса доллара. Это событие было положительно воспринято во многих странах мира. Низкий курс доллара благоприятствовал американскому экспорту, а следовательно, росту производства в США за счет стран-импортеров. К поддержке доллара присоединили свои усилия Япония и начавшая испытывать трудности с экспортом Германия, которые рассчитывали на стимулирующее воздействие на производство более низких курсов их национальных валют.

Во второе полугодие 1996 г. США вступили с лучшими показателями: норма безработицы упала до 5,2% (самый низкий показатель за последние 30 лет), темп инфляции по индексу потребительских цен оставался устойчивым – около 2,8–3,0% в год, чего не наблюдалось в США с конца 60-х гг. Почти 56% избирателей оценили положение в экономике как отличное или хорошее. «И дело не столько в выдающемся оратоpском мастерстве, его обаянии и юношеском задоре... Основой победы Билла Клинтона в борьбе за второй срок президентства, как и в 1992 г., стало то, как избиратели оценили экономическую политику», – писала «Файненшнл таймс».

Экономический подъем в США во второй половине 90-х гг. в большей мере опирался на инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом технического переоснащения производства на базе современной компьютерной техники. Это предопределило относительно устойчивый характер экономического подъема.

За 1992–1996 гг. объем частных инвестиций в экономике в сопоставимых ценах увеличился на 37% против 3% во второй половине 80-х гг.

Одна из особенностей подъема заключалась в том, что он развивался в условиях относительно жесткой налогово-бюджетной политики. В 1996 финансовом году дефицит федерального бюджета уменьшился до 107,3 млрд. долл. (1,4% ВВП) по сравнению с 163,8 млрд. долл. (2,3% ВВП) в 1995 финансовом году, а в 1992 г. – 290 млрд. долл. (4,9% ВВП). Такого низкого бюджетного дефицита в США не было с 1981 г.

Улучшению положения федерального бюджета способствовало пpинятие в 1993 г. предложений Президента по сокращению дефицита, включающих, в частности, повышение максимальной ставки налога на личные доходы (до 39,6%), сокращение «немандатных» расходов (на содержание правительства). Большую роль сыграл общий экономический подъем, обеспечивший значительный пpиток налоговых доходов в казну, прирост от налога на прибыль.

В целом политика администрации Б. Клинтона, особенно на первом этапе, показывает, что в решении неотложных проблем американская экономика пошла по пути сохранения экономических и финансовых традиций, одновременно приспосабливая их к новым хозяйственным и социально-политическим условиям. После 12 лет господства «рейгановского» экономического курса Клинтон практически предложил «схему» своей версии современной «смешанной экономики», признающей позитивный потенциал адекватных стабилизационных мер государства и весьма активно использующей этот потенциал.

С одной стороны, вследствие начала очередного циклического подъема в США, а с дугой – ввиду макроэкономической правильности своих стратегических экономических мероприятий администрации Б. Клинтона за период 1993–1996 гг. удалось добиться достаточно позитивных хозяйственных результатов.

Во-первых, правительству демократов удалось серьезно улучшить крайне негативную ситуацию с федеральным бюджетным дефицитом, т.е. в результате проведенных мер резко понизился годовой уровень федеральных дефицитов. По отношению к ВВП федеральный бюджетный дефицит упал до уровня начала 70-х гг. Это впервые с 1989 г. приостановило относительный рост государственного долга и существенно снизило спрос на кредитные ресурсы.

Во-вторых, благодаря реалистичной и сдержанной бюджетной макроэкономике за соответствующий период в условиях экономического подъема удалось одновременно снизить темп инфляции, выйдя на абсолютно низкие показатели за последние 30 лет, и сократить норму безработицы.

Начиная с 1 января 1997 г. президент получил право на «постатейное вето», т.е. он может использовать его, например, для дальнейшего сокращения военных расходов. В целом США удалось сбалансировать федеральный бюджет на 2002 г., не ставя под угрозу фундаментальные ценности американской инфраструктуры – главные государственные программы: здравоохранение, образование и охрану окружающей среды.

Во второй половине 90-х гг. в США сложилась достаточно благоприятная экономическая ситуация, которая выражалась в устойчиво высоких темпах экономического развития, низких показателях инфляции, активном инвестиционном спросе, благоприятной ситуации на рынке труда.

Несмотря на большие масштабы финансовых и экономических потрясений в разных регионах мира (азиатский и латиноамериканский финансово-промышленный кризис), которые резко повлияли на все параметры макроэкономической динамики, в Соединенных Штатах воспроизводственный процесс протекал успешно.

К концу 2000 г. в США был установлен абсолютный рекорд продолжительности циклического подъема. Таким образом, стратегическая задача ликвидации дефицита была достигнута администрацией Б. Клинтона на четыре года раньше намеченного срока.

В этой связи большой интерес представляют факторы, определяющие устойчиво высокие темпы экономики США.

Дефицит ликвидирован за счет рационализации доходной и расходной частей бюджета. Основными источниками поступлений стали личные подоходные налоги (48,6% всех поступлений в 1998 г.), взносы в фонд социального страхования (33,2%), налоги на прибыль с корпораций (11%). Нужно отметить, что подоходный налог был увеличен только для верхних эшелонов (1,2%) плательщиков, а 15 млн. семей с низкими трудовыми доходами получили существенные налоговые скидки. Тем самым еще в 1998 г. общая сумма доходной части бюджета достигла 1722 млрд. долл., расходной – 1653 млрд. долл.

Положительное сальдо позволяет государству решить ряд долгосрочных ключевых проблем и прежде всего расширить программу социального страхования.

Массовое создание рабочих мест (за последние 6 лет их прирост составил 18 млн., причем 93% прироста пришлось на частный сектор хозяйства) довел до рекордно низкого уровня безработицу (4,2% в января 2000 г.), что на 3 процентных пункта ниже порогового уровня, за которым (согласно классической теории) неизбежна инфляция. Вместе с тем уровень безработицы и инфляции находился на самой низкой отметке за последние 30 лет.

Один из главных факторов экономического роста США – это высокий внутренний спрос, который обусловлен ростом доходов населения. В 2000 г. рост реальной заработной платы составил 3,4% против 2,5% в 1998 г. и был наивысшим за последние два десятилетия. Более того, в последние годы оплата труда растет значительно быстрее, чем его производительность. В 2003 г. в США сохраняется высокий инновационный уровень инвестиционного процесса через стимулирование научно-образовательной базы. По данным Экономического доклада Президента (ЭДП), прирост «федеральных инвестиций» составил 11%, причем затраты на компьютерную технику и сопутствующее оборудование увеличились на 39%, на информационную технику – на 18%1. Происходила интенсивная замена и модернизация устаревших систем, чему немало способствовала напряженная обстановка, созданная вокруг «проблемы 2000 года». По американским оценкам, вложения, прямо связанные с информационной технологией, достигали не менее половины капитальных затрат. Высокими темпами растут частные инвестиции в новое оборудование и технику (за 1999–2000 гг. в сpед-нем на 18%).

Усиление инновационной направленности повышает уровень антикризисной сопротивляемости американского хозяйства.

Прямые иностранные капиталовложения в процветающую экономику США быстро нарастали и достигли рекордного уровня (277,5 млрд. долл. по сравнению с 189 млрд. в 1998 г.).

При Клинтоне мировые цены на нефть были достаточно низкими, позиции США в Персидском заливе казались непоколебимыми, и вопрос о нефтяной зависимости отошел на третий план. В 1998 году мировые цены на нефть резко снизились. Причиной этого стала необычно теплая зима в Европе и Северной Америке, увеличение производства нефти в Ираке, уменьшение потребления нефти странами Азии, переживавшими тяжелый экономический кризис, и ряд других факторов. Если в 1996 году средняя цена барреля нефти составляла $20.29, в 1997 году – $18.68, то в 1998 году она упала до $11. Падение цен на нефть привело к крупнейшему финансовому кризису в России.

Показательно, что президент Джордж Буш-младший, придя к власти, не собирался вносить заметных изменений в энергетическую политику США. Он предпочитал опираться на традиционные источники энергии, в том числе и импортируемые из-за рубежа. В 2004-2005-е годы цены на нефть достигли рекордных значений, превысив $65 за баррель. Резкий рост цен на нефть в 2004-2005-е годы, активность террористов, нападающих на нефтеперерабатывающие заводы и трубопроводы, кризисы на Ближнем Востоке, неясная ситуация в Ираке, рост потребления нефтепродуктов в странах Азии, особенно в Китае, который впервые в истории стал импортировать нефть, заставила Буша переменить свои взгляды.

Буш стал инициатором «Передовой Энергетической Инициативы» (Advanced Energy Initiative), в рамках которой были значительно увеличены ассигнования на разработку «чистой энергетики». Он декларировал, что целью США является замещение 75% импортируемой из Ближнего Востока нефти к 2025 году. Однако США получают с Ближнего Востока только пятую часть импортируемой ими нефти, таким образом, новые энергетические технологии позволят заменить не более 15% иностранной нефти, сообщает Washington ProFile.

2000 г. был последним годом пребывания Б. Клинтона у власти. Его администрация добилась впечатляющих успехов в ряде внутренних и международных проблем. В течение 7 лет ежегодный прирост ВВП составил более 3 %, выше чем в других развитых странах. Инфляция упала до менее 2 % в год. На долю США приходилось 4 % населения, но 22 % мирового дохода. Это обеспечило американцам один из самых высоких в мире уровней жизни – на 27 % выше, чем в Японии, на 41 % выше, чем в Германии. Бедность значительно сократилась. Безработица упала до 4,5 % (1998 г.). Было создано за 7 лет более 200 млн. новых рабочих мест, из них 1/3 – в информационном секторе. Экономический бум в значительной мере был связан с бурным развитием новейших информационных технологий. В 1998 г. объем электронной торговли на Интернете в США составил 50 млрд. долларов. США перехватили у Японии лидерство в конкурентоспособности ряда экспортных товаров.

Социальная политика Клинтона

Программы социального обеспечения. В США исторически сложились две независимые ветви соцобеспечения – государственная и частная. Причем между бизнесом и государством установилось своеобразное распределение функций. Государство в большей степени отвечает за поддержание минимального уровня помощи и ее широкую доступность. Бизнес во многих случаях предоставляет социальные услуги (пенсии, пособия и т.д.) в более высоком объеме и лучшего качества: они, как правило, увязаны с программами социального развития, которые имеют почти все компании.

Особняком стоит программа страхования по безработице, финансирование и управление которой осуществляются совместно федеральным правительством и правительствами штатов. Функциональные обязанности двух уровней власти распределены следующим образом: выделение финансовых средств в основном контролируется федеральным правительством, а управление программами и механизм ее реализации находятся и ведении штатов.

В целом социальная помощь осуществляется по трем основным каналам:

  1. государственному социальному страхованию (выплаты по линии общей федеральной программы пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, медицинской помощи престарелым и инвалидам);
  2. государственному вспомоществованию (почти 180 программ, которые можно условно разделить на две группы: федерально-штатные программы специализированной помощи в денежной форме: пособия в натуральной форме, включая предоставление бесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования, профессиональной подготовки, жилья и коммунальных услуг);
  3. частной системе социального (производственного) страхования и вспомоществования (оплачиваемые отпуска по болезни, страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение и т.п.).

Активная социальная политика американского государства стала одним из факторов, обеспечивающих чрезвычайно высокий квалификационный уровень рабочей силы в США. Администрация Клинтона провозгласила повышение уровня образования постоянной функцией на протяжении жизни человека в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Из государственных источников финансируется примерно 80% учебных заведений. Расходы на образование достигли почти 7% ВВП. Законченное среднее образование имеют 90 % занятых в экономике, а высшее образование (включая незаконченное) – 56 %. Ныне 81% соответствующей возрастной группы учится в высших учебных заведениях. Это в 2-3 раза выше, чем в других развитых странах.

Социальное обеспечение в США представляет собой сложную систему различных выплат, пособий, дотаций. Система социальных расходов образует прочную «страховочную сеть», защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн. американских граждан регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых в 1997 г. впервые превысил рубеж в 1 трлн. долл. Во второй половине 90-х годов уровень бедности в США достиг самой низкой отметки за всю историю.

Согласно оценкам, на «человеческий капитал» приходится примерно 3/4 национального богатства США. Капиталовложения в человеческий фактор стали главной причиной уверенного экономического развития страны в конце XX в. Экономическое содержание так называемого социального контракта - стимулирование роста национального богатства страны.

На здравоохранение американцы тратят 14, на образование – 7,6, на науку – 2,6 % ВВП (для сравнения Россия – только 3 %, 4,5 % и 0,5 % соответственно).

При Клинтоне была осуществлена реформа расходов на социальное обеспечение, которая положила предел их росту. Главный упор реформы был сделан на переориентацию с программ помощи на повышение конкурентоспособности ее получателей на рынке труда. В 1997 г. вступил в силу закон, предусматривающий обязательное участие реципиентов в трудовой деятельности (не менее 20 часов в неделю). Обсуждаются возможности повышения пенсионного возраста, увеличения взносов на пенсионное страхование, увеличения трудового стажа, необходимого для получения пенсии.

Система финансирования здравоохранения. Американское здравоохранение – одна из крупнейших отраслей в стране. Расходы на охрану здоровья растут наиболее быстрыми темпами. В 1994 г. американцы истратили на здравоохранение 800 млрд. долл . Больше американцы тратят только на питание и жилье. Многие экономисты и другие специалисты высказывают озабоченность тем, что столь значительная часть валового внутреннего продукта расходуется на здравоохранение. Ведь если так много денег тратится на медицинские услуги, меньше остается на жилье, еду, одежду и другие жизненно важные товары и услуги.

Кроме того, увеличение расходов на здравоохранение произошло преимущественно за счет правительственных программ, а не в частном секторе. Следовательно, пропорционально уменьшилась доля средств, предназначенная на образование, строительство и содержание дорог и т.д. Это не создало бы больших трудностей, если бы экономика находилась в стадии подъема, но становится серьезной проблемой в период спада.

В США индивидуальное страхование почти полностью осуществляется через предоставление страховых пособий по месту работы. Большинство американских трудящихся кроме заработной платы получают разнообразные пособия, которые могут быть разными у работников как одной фирмы, так и разных фирм. Виды и размеры таких пособий, предоставляемых разными работодателями, могут существенно различаться.

Кроме медицинского страхования, существуют пособия работникам в случае потери ими трудоспособности (т.е. наступления инвалидности), страхование жизни (пособие получает семья, если работник умирает до определенного возраста) и пр. Страхование от болезней – это наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские трудящиеся, даже занятые полный рабочий день, получают такую страховку на работе. Все же наиболее крупные работодатели предоставляют этого рода страхование, и в 1995 г. им было охвачено около 75 % населения США. Существует много разных видов медицинского страхования, которые предлагают те или иные работодатели. В 90-е годы наиболее распространенным видом медицинской страховки было так называемое компенсационное страхование, или страхование платы за услуги.

При этой форме страхования работодатель платит страховой компании так называемую страховую премию за каждого работника, обеспеченную соответствующим полисом. Затем страховая компания оплачивает чеки, представленные больницей или другим медицинским учреждением либо врачом. Таким образом оплачиваются услуги, входящие в страховой план. Обычно страховая компания покрывает 80 % расходов по лечению, за остальное должен платить сам пациент. Наиболее часто применяемая альтернатива страхованию платы за услуги - это страхование так называемых управляемых услуг. Число американцев, охваченных этим видом страхования, быстро растет (более 31 млн. чел. в 1995 г.). Существует несколько типов такой страховки. Один, известный как «кадровая модель», объединяет всех или, во всяком случае, большую часть медицинских работников, предоставляющих услуги (преимущественно врачей). Другие охватывают больницы и дома для престарелых. Так называемые сети или ассоциации независимых практик подписывают контракты с определенными группами врачей и других медицинских работников и учреждений, включая больницы, на оказание всех услуг, предоставляемых пациентам по этому виду страхования. Обычно эти страховые организации получают некую фиксированную сумму денег – подушевой сбор, который выплачивается заранее за каждого застрахованного пациента. Различия между двумя описанными типами страхования очень существенны. При страховании платы за услуги медикам оплачивается конкретная стоимость услуг, которые реально предоставляются нуждающимся в них пациентам. При страховании «управляемых услуг» их производители получают только установленную сумму денег на каждого застрахованного пациента, невзирая на то, будут ли предоставлены пациенту дополнительные услуги сверх этой суммы или нет.

Рост расходов на здравоохранение был связан со многими факторами, один из которых – быстрое увеличение доли населения старше 65 лет, а пожилые люди больше, чем молодые, нуждаются в медицинских услугах. В обществе все больше укреплялось мнение, подтверждаемое и результатами исследований, что система оплаты услуг является одним из факторов, стимулирующих расходы на здравоохранение. Так как при этой системе производителям медицинских услуг (больницам, врачам и пр.) выгодно увеличивать их количество, общие расходы растут. Правительство США в 90-е годы сплачивало более 40 % расходов на здравоохранение в стране (в 1960 г. – 21%) . Очевидно, что за последние 30 лет произошел значительный сдвиг в сторону роста государственных расходов на здравоохранение. Правительство оплачивает расходы на здравоохранение через две основные программы – «Медикэйд» и «Медикэр». В соответствии с программой «Медикэр» осуществляется страхование всех американцев старше 65 лет, а также тех, кто приближается к этому возрасту и имеет серьезные нарушения здоровья, такие как, например, заболевания почек. Программа «Медикэр» частично финансируется через особый налог на всех работников, определенную долю которого они платят сами, другую же – работодатель. В целом этот налог составляет около 15 % дохода занятых американцев.

Другая часть «Медикэр» финансируется из общих поступлений подоходного налога. Программа «Медикэйд» предусматривает страхование нуждающихся американцев, преимущественно женщин и детей из бедных семей. Кроме того, в рамках этой программы оплачивается пребывание в домах престарелых тех, кто требует постоянного ухода и не может обходиться без ежедневной посторонней помощи. Пребывание в домах престарелых обходится очень дорого (до 100 долл. в день), поэтому у большинства нуждающихся в этом людей своих сбережений на эти цели не хватает. Из двух основных групп населения, охваченных действием «Медикэйд», пациенты домов престарелых требуют наиболее дорогостоящих услуг. Поэтому на них уходит большая часть денег по программе «Меднкэйд» в ущерб группе малоимущих. Программа «Медикэйд» финансируется и федеральным правительством, и органами управления штатов. Федеральное правительство оплачивает свою долю расходов по «Медикэйд» из поступлений от общего налога (не специального). Это составляет приблизительно половину всех расходов. Остальное оплачивает правительство каждого штата. Чтобы получать деньги на «Медикэйд» от федерального правительства, администрации штатов должны соблюдать множество правил, законов и требований. Эта политика изменилась после того, как Конгресс в 1966 г. принял закон, реформирующий систему социального обеспечения в США.

Теперь каждый штат должен представить федеральному правительству план предоставления медицинских услуг группам населения, охваченным «Медикэйд». После утверждения этого плана штат может использовать федеральные деньги, а также собственные доходы для финансирования медицинских услуг. Программа «Медикэйд» варьируется от штата к штату в зависимости от того, кому конкретно она здесь предназначена, какие услуги оплачивает и от многого другого. Все это делает данную программу весьма сложной. Финансирование сети охраны здоровья, как уже отмечалось, большинство американцев страхуется там, где работает. Роль правительства в финансировании услуг здравоохранения состоит в обеспечении сети охраны здоровья для неработающих или для тех, кто, даже работая, не может перешагнуть порог бедности. Люди, застрахованные по этим программам, в основном находятся в том возрасте, когда они уже не в состоянии работать. Это также семьи с маленькими детьми, обычно неполные, когда единственный глава семьи вынужден сидеть дома и ухаживать за ребенком. Однако есть много американцев, не охваченных никакими видами страхования. Многие из них работают, но их наниматели не обеспечивают их медицинской страховкой. В то же время эти люди слишком молоды, чтобы соответствовать требованиям «Медикэр», в то же время они не относятся к категории необеспеченных и на них не распространяется программа «Медикэйд».

К 1994 г. расходы на услуги больниц как часть общих расходов США на здравоохранение упали до 40 %, расходы на оплату услуг врачей возросли до 22 %, около 5 % составили расходы на помощь на дому, около 10 % – на лечение лекарственными препаратами, 8 % – на уход в домах престарелых и оставшиеся 15 % – на другие виды услуг . Эти изменения могут показаться незначительными, но за ними стоят огромные суммы денег. Четырехпроцентное снижение больничных расходов означает, что десятки миллиардов долларов перешли из больничного в другие секторы здравоохранения.

Социальное обеспечение. Большинство американцев – около 85 % – не богаты и не бедны. Они составляют широкую экономическую категорию, именуемую «средний класс». Принадлежность к среднему классу означает, что человек либо работает на фабрике, либо управляет магазином, либо является квалифицированным профессионалом – учителем или медицинским работником. Принадлежат к этой категории и фермеры, и полицейские, и коммивояжеры. Обычно эти люди хорошо живут, имеют машины, ежегодно пользуются отпуском и способны оплатить, хотя бы частично, обучение своих детей в университете. Выше этого среднего класса на экономической лестнице стоят очень богатые люди. Ниже – бедные. Бедность в Соединенных Штатах определить трудно. Обычно бедной считается семья из трех человек, годовой доход которой 8000 долларов или меньше . Многие бедные имеют доход куда меньший, чем эта «минимальная» сумма. Жить бедным трудно. Они не зарабатывают ничего или не зарабатывают достаточно, чтобы хватало на еду и иные потребности. Многие живут в трущобах или полуразвалившихся домах, а есть и вообще бездомные, обитающие в ночлежках. Им не по карману ни медицинская помощь, ни высшее образование для детей.

В 90-е годы большинство американцев было обеспокоено существованием в их стране бедности. В конце концов, Соединенные Штаты известны именно своим богатством, изобилием продовольствия и возможностями каждому создать себе хорошую жизнь. Целью является поддержание экономической системы свободного предпринимательства, в которой каждый, желающий трудиться, может найти себе работу, способную принести достаточный доход для безбедной жизни. Однако всегда существует какое-то количество людей, стремящихся, но не сумевших найти себе занятие по способностям. Число безработных в стране колеблется в зависимости от общей экономической конъюнктуры. По официальным данным в 90-е годы безработица составила от семи до восьми процентов.

Бедным и безработным было бы куда тяжелее, если бы они не получали помощи от федерального правительства и правительств штатов. Система социального обеспечения в США столь широка, что в начале и середине 1990-х годов почти половину всех расходов федеральной казны составляли выплаты на «социальные нужды», то есть на оказание помощи людям. Это в два раза больше, чем в 60-х годах, когда на обеспечение социальных программ расходовалось лишь около 25 процентов федерального бюджета. Помимо федеральных программ правительства всех пятидесяти штатов проводят свои собственные программы помощи нуждающимся. Программы помощи бедным включают:

  • Пособия по социальному обеспечению – ежемесячные суммы, выплачиваемые государством тем, чей доход не обеспечивает таких основных потребностей, как пища, кров и одежда.
  • Медикейд – оказание бесплатной медицинской помощи и госпитализации.
  • Продовольственные купоны – книжечки специальных талонов, действительных для приобретения продуктов в любом магазине.
  • Школьное питание – бесплатные завтраки и обеды для школьников.
  • Распределение избытков продовольствия – в рамках этой программы правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей.

В дополнение к этому существует программа предоставления муниципального жилья бедным – да и не только бедным – семьям в домах, построенных за счет бюджетных средств. Федеральные, штатные и городские власти следят за тем, чтобы квартиры в этих домах доставались семьям с низким уровнем доходов. Государственные организации обеспечивают содержание домов, оплачивая персонал, ремонт и отопление.

При отсутствии муниципальных домов бедных, не имеющих крова, иногда расселяют на частных квартирах или в гостиницах за счет государства.

Социальное страхование. Существовали в период правления администрации Б.Клинтона и многие другие программы государственной помощи нуждающимся. Самой обширной в 90-е годы оставалась программа социального обеспечения Сошиал секьюрити. Финансировалась она за счет налогообложения всех работающих американцев. Практически у каждого трудящегося американца вычиталось семь процентов заработка (по данным на 1995 год) на обеспечение программы социального страхования. Расходовались эти средства различными путями.

По достижении пенсионного возраста – не ранее 62 лет – человек мог оставить работу и получить ежемесячную пенсию по социальному страхованию. (Однако в большинстве случаев американцы не выходят на пенсию раньше 65 лет).

Если рабочий или работница теряли трудоспособность в результате увечья, они обычно получали право на пособие по социальному страхованию. Также выплачивались пособия по социальному страхованию вдовам и детям рабочих, скончавшихся до достижения пенсионного возраста.

Пожилым американцам (старше 65 лет) предоставлялось содействие в медицинском обслуживании и госпитализации в рамках федеральной программы Медикэр. Хотя полностью расходы на лечение эта программа не покрывала, помощь она, тем не менее, оказывала значительную. В среднем она оплачивала около 74 % расходов на госпитализацию и около 55 % врачебных гонораров.

Существовали и иные способы оказания людям помощи со стороны федерального правительства и правительств штатов.

Страхование по безработице: правительство каждого штата выделяет деньги для выплат трудящимся, потерявшим работу не по своей вине. Безработные получают еженедельные выплаты в течение шести месяцев, пока не найдут новое место. В периоды экономических спадов, когда работу найти чрезвычайно сложно, сроки выплат продлеваются, иногда до года. Суммы выплат меняются в разных штатах, привлекаются для их обеспечения и средства из федеральной казны. В штатах существуют также ведомства, занимающиеся профессиональной переориентацией рабочих и оказывающие им содействие в поисках новых рабочих мест на основе информации, предоставляемой частными компаниями.

Льготы ветеранам: бывшим военнослужащим предоставляется дешевое или полностью оплаченное обслуживание в специальных госпиталях для ветеранов. Ветераны, получившие ранения и увечья на службе стране в вооруженных силах, обеспечиваются также пенсией и бесплатной медицинской помощью.

Образование: Во всех штатах существует сеть государственных школ. В каждом городском микрорайоне их не менее чем по одной. Школу имеет каждый населенный пункт, независимо от размера, каждый отдельный сельский район. Все дети – даже из семей, не имеющих американского гражданства – пользуются правом на получение в этих школах полностью бесплатного образования. Срок обучения в школах –12 лет до возраста 17-18 лет. Высшее образование в колледжах и университетах по большей части платное, но каждый штат и многие города имеют собственные университеты, предоставляющие образование по ценам гораздо более доступным, чем частные.

Молодые люди из семей с низким уровнем дохода могут получить субсидии в рамках государственных программ. Полученные субсидии должны быть возвращены, когда студент завершает обучение и начинает работать.

Во всех городах и штатах есть бесплатные публичные библиотеки, где каждый может читать или брать на дом книги, журналы и звукозаписи.

Деловая жизнь: Специальные государственные ведомства оказывают содействие предпринимателям, либо людям, желающим заняться предпринимательством, вплоть до предоставления кредитов на обзаведение делом. Считалось, что, помогая бизнесмену встать на ноги, государство помогало и многим другим людям, для которых будут таким образом создаваться новые рабочие места наряду с производством полезных товаров и услуг.

Профессиональное обучение: Правительственные программы предоставляют молодежи и взрослым из бедных семей и национальных меньшинств возможности обучения специальностям, с которыми легче получить хорошую работу. Эти программы, рассчитанные на оказание помощи молодежи, проявляющей способности к технике, искусству и некоторым другим сферам деятельности, дополняют систему бесплатного среднего образования.

Защита семьи. Принятый летом 1996 г. закон (обычно называемый «реформой вэлфэра») предусматривает внесение самых серьезных изменении в социальную политику со времен «нового курса» Рузвельта, во времена которого в 1935 г. был принят закон о социальных гарантиях, согласно которому все нуждающиеся пожилые граждане, инвалиды и безработные получали помощь от федерального правительства. Основной принцип нового закона состоит в том, что только трудящийся гражданин (если он способен трудиться) достоин поддержки общества. Труд и ответственность должны стать правилом жизни каждой семьи. Государство же обязано создать условия, способствующие созданию рабочих мест и позаботиться о семьях работающих граждан.

Новый закон передает полномочия по распределению денег правительствам штатов, а также ограничивает до пяти лет период, в течение которого работоспособный гражданин может получать социальную помощь. Бездетные американцы смогут пользоваться продовольственными карточками только раз в три года в течение трех месяцев. Матери-одиночки, которые не будут помогать разыскивать отцов своих детей, теряют право на пособие. Одновременно президентом было подписано особое распоряжение о более четкой организации взимания алиментов с отцов и об ускоренном сборе просроченных алиментов. По мнению правительства, эти меры призваны стимулировать людей к труду. Для того чтобы те, кто должны работать, могли найти работу, президент предложил ввести налоговые скидки и другие стимулы для компаний, занимающихся трудоустройством и созданием новых рабочих мест для получающих социальные пособия.

Тема защиты семейных ценностей, роли семьи, координации усилий семьи и государства в воспитании детей проходит красной нитью практически через все выступления Клинтона. Он любит напоминать, что первым подписанным им законопроектом был закон о неоплачиваемых отпусках по болезни и семейным обстоятельствам. Вступив в должность на второй срок, президент сразу же призвал конгресс увеличить на 24 часа ежегодный неоплачиваемый отпуск по болезни и семейным обстоятельствам, «чтобы люди могли отвести своих детей или престарелых родственников к врачу или побывать на родительском собрании в школе».

Администрация выступила с инициативами практически по всем больным вопросам, касающимся подрастающего поколения, либо внося специальные предложения, либо выделяя молодежные проблемы особой строкой в широкомасштабных законопроектах. Так, излагая основы своей стратегии по борьбе с наркотиками, президент подчеркнул, что главное из пяти основных направлений, на которых предполагается сконцентрировать усилия, - это здоровье и безопасность детей. Программа рассчитана на длительный период и предполагает активное участие в ее реализации федеральных и местных властей. В 1998 финансовом году администрация планировала выделить на это 16 млрд. долл., что на 800 млн. больше, чем в бюджете 1997 г.

В январе 1997 г. специальное радиообращение президента было посвящено одной из самых острых проблем в современном американском обществе - подростковой беременности. «Ничто так не препятствует достижению поставленных нами для Америки целей, как эпидемия подростковой беременности, – отметил президент. – Хорошо известно, что дети, рождающиеся у несовершеннолетних родителей, чаще других бросают школу, связываются с преступностью и в конце концов оказываются в нищете». Что же касается несовершеннолетних родителей, то, по словам президента, «слишком многие из них так и не заканчивают школу и в итоге не получают необходимых навыков для того, чтобы добиться успеха в жизни». В последние годы наметилась тенденция к снижению «нетерпимо высокого» уровня подростковой беременности: с 1991 по 1995 г. этот показатель в общенациональном масштабе сократился на 8%. Во второй срок пребывания на посту президента Клинтон пообещал приложить все силы к тому, чтобы искать дальнейшие пути решения этой проблемы. В частности, он был намерен резко расширить федеральное субсидирование программ по воспитанию у молодых людей чувства ответственности, подобных тем, которые уже организованы в Атланте Университетом Эмори. К решению проблемы президент намеревался подключить религиозные и общественные организации. Большую роль сыграет и введение в практику нового законодательства о социальном вспомоществовании. Согласно подписанному в 1996 г. закону несовершеннолетние матери могут получать федеральное пособие только в том случае, если они живут с родителями и регулярно посещают школу.

Мысль о том, что государство считает своим долгом помогать семьям работающих граждан, подчеркивается постоянно и присутствует практически в каждом социальном документе. В дополнение к действующему в течение последних 20 лет и значительно расширенном в 1993 г. Закону о налоговых льготах, согласно которому 15 млн. малообеспеченных семей уже имели право на льготное налогообложение, в 1997 г. был одобрен новый закон о специальных налоговых льготах для семей, имеющих детей до 17 лет (Child Credit). Теперь уже 26 млн американских семей, где подрастают 40 млн детей, платят налоги по льготному тарифу.

На состояние семьи, безусловно, влияют не только специальные, но и общеэкономические меры, предпринимаемые правительством, например, такие, как создание новых рабочих мест или повышение минимальной заработной платы, планируется постепенное доведение этой ставки до 6 долл. в час. Социологи отмечают, что увеличение дохода не просто повышает материальное благосостояние, но и улучшает психологический климат в семье, так как безработные или имеющие низкий доход родители, как правило, не пользуются уважением в семье и не могут оказать серьезного влияния на детей.

Другим важным направлением помощи семье становится забота о детях, чьи родители работают. Прежде всего это совершенствование сети дошкольных детских учреждений. Уже в начале 90-х годов более половины американских малышей находились не на родительском попечении (главным образом, посещали детские учреждения). Для того чтобы сделать эти услуги более качественными и доступными, финансирование государственных программ содержания дошкольных учреждений увеличивается за 1996-2002 гг. на 4 млрд. долл. Одновременно предусматриваются налоговые льготы для работодателей, которые либо создают собственные детские центры для детей сотрудников, либо заключают контракты с уже существующими дошкольными учреждениями о предоставлении услуг своим работникам. Родители также имеют право не платить налоги с субсидий (не превышающих 5 тыс. долл.), которые предоставляются им работодателями для оплаты детских дошкольных учреждений.

Сочетание кратко- и долгосрочных целей, характерное для нынешней социальной политики в целом, обнаруживается и в подходе к дошкольным учреждениям: они рассматриваются не только как возможность для родителей в рабочие часы оставить ребенка под присмотром, но и как инструмент раннего развития. В апреле 1997 г. в Белом доме состоялась специальная конференция по проблемам раннего развития. В соответствии с ее рекомендациями, правительство увеличивает средства на все программы, связанные с интеллектуальным и физическим развитием детей 2-5 лет. Предусматривается финансирование научных исследований в этой области, подготовка персонала для работы с детьми младших возрастов. На помощь семьям с маленькими детьми ориентирована государственная программа «Хэд Старт», существующая уже много лет и имеющая с 1995 г. специальную подпрограмму для семей с детьми до трех лет. В 1998 г. в рамках данной программы помощь получали 830 тыс. детей из малообеспеченных семей (в том числе 40 тыс. детей до трех лет). Правительство планирует дальнейшее увеличение финансирования, в результате чего к 2002 г. число малышей, получающих помощь, достигнет миллиона.

В пакете мер, осуществляемых правительством, важное место уделяется помощи семьям с детьми-инвалидами. Установлены налоговые льготы для тех, кто согласится усыновить сирот из приютов на территории США. Размер льгот резко возрастает для семей, усыновляющих детей с физическими и умственными недостатками. В 1998 г. были восстановлены и некоторые программы, сокращенные а 1996 г., в частности, речь идет о предоставлении продовольственных талонов детям легальных иммигрантов.

Важным направлением общенациональных усилий становится также забота о том, чтобы дети работающих родителей не оставались без присмотра после школы. На это направлена объявленная в октябре 1997 г. новая федеральная программа «Дети после школы», в соответствии с которой в 1998 г. 400 начальных и средних школ организовали у себя «группы продленного дня». В ближайшие годы намечено довести число школ, проводящих такую работу, до 4 тыс., что позволит охватить такими «группами» примерно полмиллиона детей.

Социальная политика в сфере труда. Начиная с 1993 г. одним из центральных вопросов во внутренней политике администрация демократов ставила выработку механизма создания новых рабочих мест с целью снижения уровня безработицы (в 1992 г. в Соединенных Штатах насчитывалось 9.6 млн. безработных, что составляло 7.5% от всей рабочей силы страны). Основные положения экономической программы У. Клинтона, одобренные Конгрессом 103-го созыва, позволили создать 3.4 млн. новых рабочих мест в общественном и частном секторах за 17 первых месяцев работы администрации. Основой столь заметных достижений стал целый комплекс инициатив, включающий реконструкцию национальной транспортной системы, развитие федеральных программ профессиональной подготовки и переподготовки, а также налоговое поощрение предпринимателей, создающих новые рабочие места и другие мероприятия.

На протяжении 1990-х гг. в Соединенных Штатах было осуществлено более 800 программ социального обеспечения. Кроме того, демократы уделяли внимание двум традиционным программам:

1. «Общей федеральной программе социального страхования» по старости, на случай потери кормильца и по инвалидности;

2. «Медикэр» – программе медицинского страхования (для лиц 65 лет и старше).

Кроме того, в 1990-е гг. в США проводились целевые «программы пенсионного страхования» государственных служащих всех уровней власти, а также особые – железнодорожников и военнослужащих; федерально-штатная социальная «программа страхования на случай безработицы»; федеральные и штатные программы компенсации при производственном травматизме и профессиональных заболеваниях. Основными источниками финансирования программ социального страхования являлись взносы работников и предпринимателей, в некоторых случаях - средства, взятые из федерального бюджета.

Большое внимание администрация Клинтона уделяла программам материального вспомоществования, финансируемым из бюджетных средств. Главными их них являлись: «федеральная программа помощи ветеранам», федерально-штатные денежные программы – «дополнительного гарантированного дохода», «временной помощи нуждающимся с детьми»; программы медицинской помощи – «Медикэйд»; программы продовольственной помощи - «продовольственные талоны», дополнительной продовольственной помощи матерям, имеющих малых и грудных детей; программы обеспечения продовольствием детей в летнее время; помощи нуждающимся в получении жилья, оплате электроэнергии; программы помощи в получении образования, профессиональной подготовки и переподготовки.

Программы страхования по старости, нетрудоспособности, на случай потери кормильца, а также медицинского страхования «Медикэр» стали самыми крупными статьями расходной части федерального бюджета США. В 1997 г. на них приходилось более 562 млрд. долл., или 34% общей суммы федеральных ассигнований. В 1999 г. доля этих программ составила 35% бюджетных средств.

Согласно федеральному закону «о личной ответственности и возможностях трудоустройства», выплаты пособий ограничивались сроком до 5 лет. Закон обязывал трудоспособных американских граждан в течение 2 лет начать работать. Кроме того, пункт закона о социальном страховании 1935 г., согласно которому до 1996 г. оказывалась денежная помощь «нуждающимся семьям с детьми на иждивении», был заменен на положение о «временной помощи нуждающимся семьям». Также были расширены полномочия штатов по использованию федеральных средств на цели вспомоществования. С 1997 г. штатам было предоставлено особое право контроля над распределением средств из федерального бюджета, условиями и формами предоставления пособий. В соответствии с законом, для того чтобы получить свою долю федеральных средств, штаты должны соответственно выделить из своих бюджетов до 75% объема средств, затраченных ими на программы помощи семьям с детьми на иждивении, срочной помощи, а также помощи в трудоустройстве и профессиональной подготовке.
По подсчетам американских специалистов, закон «о личной ответственности и возможностях трудоустройства» позволит государству сэкономить в ближайшем будущем приблизительно 55 млрд. долл. Значительную часть из этих средств администрация демократов планировала затратить на создание новых рабочих мест, программы обучения и переквалификации, налоговые скидки тем, кто переходит с пособия на зарплату, что и было сделано во время второго срока пребывания у власти Клинтона.

В ежегодных посланиях Конгрессу президент призывал всех трудоспособных американцев к ответственности за материальное самообеспечение, а власти штатов превратить «чеки на получение пособий по социальному обеспечению» в заработную плату трудящимся в частном секторе. Также Клинтон не раз обращал внимание руководителей компаний на то, чтобы они активизировали свою деятельность по созданию новых рабочих мест, а получатели пособий по программам вспомоществования перешли на трудовые источники доходов. После рекордно длительного периода (1993-1996 гг.) сокращения количества получателей социальной помощи в 1997 г. президент призвал добиться к 2000 г. снижения их количества еще на 2 млн. чел. Эта задача была выполнена в 1999 г.

Таким образом, на протяжении 1990-х гг., во время администрации Клинтона, наметились основные направления реформирования системы вспомоществования в Соединенных Штатах, которое заключалось в следующем:

  • более четкое разделение функций программ вспомоществования нетрудоспособным и престарелым гражданам, а также программ повышения конкурентоспособности и трудоустройства способных работать;
  • отделение функций по финансированию социальных программ от их реализации;
  • расширение полномочий штатов и стимулирование участия частного сектора в программах трудоустройства реципиентов программ вспомоществования.

В целом, социальная политика администрации Клинтона была направлена на проведение комплексной реструктуризации экономико-правовых основ государственного социального обеспечения. Именно в 1990-е гг. произошел отход традиционной социальной политики государства, основанной на перераспределении финансовых средств в целях вспомоществования, к выработке стратегии, обеспечивающей реальное расширение доступности рабочих мест, образовательных, информационных, медицинских и социальных услуг для американских работников.

Частичное ограничение действия некоторых программ помощи во второй половине 1990-х гг. не означало снижения роли американского государства в обеспечении социальных гарантий. Напротив, необходимость модификации действующих программ в соответствии с потребностями общества требовало усиления государственного вмешательства в процесс перераспределения средств социальной защиты и разработки социальных гарантий, адекватных уровню экономического развития Соединенных Штатов на рубеже XX-XXI веков, с учетом социально-демографических, технологических и других факторов.

Послание президента Клинтона 2000 г. Конгрессу «О положении страны» еще раз подтвердило курс правительства США на проведение активной политики в сфере занятости и безработицы, перенесение центра тяжести в системе вспомоществования с предоставления социальных пособий на создание необходимых условий для полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала трудоспособных граждан при одновременной поддержке со стороны государства пенсионеров. Отмечая позитивные результаты, достигнутые во внутриэкономической области по сбалансированию федерального бюджета, ограничения инфляции, снижения уровня бедности, Клинтон подчеркивал, что даже в условиях эффективного функционирования экономики ресурсы Соединенных Штатов не безграничны и призывал к строгой финансовой дисциплине, дальнейшей рационализации и обоснованной реструктуризации расходов в общенациональном масштабе, что свидетельствует об усилении роли государственных финансов как инструмента государственного регулирования социально-экономических процессов.

Таким образом, основным итогом деятельности администрации Клинтона в сфере труда можно считать значительное повышение эффективности государственного регулирования в области занятости и безработицы, что выразилось в:

1. разработке мероприятий адаптации экономически активного американского населения к меняющимся требованиям и структуре спроса на рынке труда;

2. реализации мер, стимулирующих предпринимателей к трудоустройству, профессиональной подготовке и переподготовке, а также созданию рабочих мест для получателей различных социальных пособий (сюда относится введение налоговых льгот, более низкие арендные платежи и т.п.);

3. превращении трудовых доходов в надежные и экономически выгодные (установление минимума почасовой заработной платы, обеспечение социального страхования по месту работы, налоговые льготы низкооплачиваемым категориям работников);

4. децентрализации программ социальной поддержки и привлечении потенциальных реципиентов к разработке и реализации социальной помощи.

Продолжение:   США в борьбе за мировое могущество. Часть 26

 

 
Политика – это искусство искать сложности, повсюду их находить, неправильно истолковывать и не иметь возможности преодолеть.
Д. Маркис
Самое ценное в политике – короткая память.
Д. Гэлбрейт