Компоненты критического мышления: направленность

2 Сентября 2015

В народе говорят, что человеческий ум ограничен, и только глупость не имеет границ. Подобными фразами изобилуют почти все критические публикации. Как будто, критиковать – значит исключительно выявлять ошибки и просчеты. Однако вполне логично, если за критикой последует совет, как все можно исправить. А еще лучше, если критика предваряется анализом причин случившегося. Если, конечно, критикуют не ради оказания давления.

Основания для критики не появятся, если заранее побеспокоиться о недопущении ошибки. Но даже если ошибка совершена, целесообразно докопаться до сути, почему это произошло. Просто «обсасывать» ошибку – насколько она глупа, насколько некомпетентен совершивший ее индивид – занятие неблагодарное. Такая критика лишь слегка тешит самолюбие ее автора. А еще, наверное, озлобляет критикуемого. Короче, от этой критики никакой конструктивности!

Рациональное поведение – это когда эмоции не берут верх. Сильные отрицательные эмоции обязательно появляются в случае ошибок, неприятностей и т.п. Дабы их избежать, надо разумно относиться к себе и другим. Это означает, что необходимо прилагать усилия, чтобы не допускать ошибок самому и чтобы помочь окружающим людям не совершить ошибки по отношению к тебе. Критическое мышление означает не негативность суждений и критику, а конструктивное рассмотрение разнообразия подходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. «Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». С точки зрения Бэкмологии критическое мышление начинается с анализа направленности явления.

Слово «направленность» имеет множество синонимов: настроенность, нацеленность, ориентация, помысел, путь, ракурс, склонность, стремление, тенденция, тяготение, указание, упорядоченность, установка, устремление, целенаправленность и др.

Направленность характеризует отношение исходного и конечного состояния любого сущего в его изменении. По сути, направленность означает предопределенность некого результата (если, конечно, результат будет получен).

Любое движение имеет направленность. Более того, не может быть движения без направленности. Любое изменение, развитие связывают с направленностью.

Направленность в изменениях системы принято объяснять наличием неких закономерностей, т.е. закономерность задает направленность. Различают два типа закономерностей. Одни позволяют делать однозначные предсказания, тогда как на основе других делаются предсказания не однозначные, а всего лишь вероятные. Закономерности первого типа называют динамическими, а второго типа – статистическими или вероятностными.

Возьмем простой и наглядный пример статистической закономерности. Подбрасывание монеты всегда заканчивается одним из двух исходов – орлом или решкой, однако можно утверждать (иными словами, можно предсказать), что, если подбросить монетку достаточно много раз, то примерно в половине случаев выпадет орел, а в половине случаев решка.

Подбрасывание монеты иллюстрирует, как композиция множества элементарных процессов движения может приводить к непредсказуемому результату, но в целом совокупность возможных результатов все равно будет принадлежать ограниченному множеству определенным образом схожих между собой исходов. Направленность здесь проявляется в наличии всего двух исходов: орла и решки. Монета никогда не зависнет в воздухе и не ляжет на ребро.

Людям выгодно иметь дело с динамическими закономерностями, поскольку к ним легче приспособиться в виду однозначности предсказания. Но проблемы возникают даже с ними. В чем же тут дело?

Управление любым процессом осуществляется на основе обратной связи. Процесс предоставляет оператору (управляющему объекту) параметры своего текущего состояния, оператор их анализирует и нужным ему образом воздействует на процесс. При этом «правильное» воздействие предусматривает наличие у оператора знания о направленности процесса после производимого им изменения. Если оператор не знает, в каком направлении пойдет процесс после оказания на него определенного воздействия, может произойти потеря управления над процессом. К примеру, водитель поворачивает рулевое колесо влево, предполагая, что автомобиль начнет поворачивать в левую сторону. Угол и скорость поворота руля не должны превышать допустимое значение. Так, резкий поворот руля может привести к заносу или перевертыванию автомобиля. Как правило, неопытный водитель не осведомлен об этом.

В каждый момент времени при каждом воздействии на процесс оператор должен быть осведомлен о дальнейшем направлении процесса. Зная, в каком направлении пойдет процесс, можно контролировать связанное с ним явление. (Если, конечно, наблюдатель не воздействует негативно на сам процесс.)

Знание закономерностей процесса предоставляет знание о его направленности в случае «штатных» воздействий, но ничего не говорит об отклике процесса на непредвиденное воздействие. То есть закономерность не описывает реакции на все возможные воздействия. Такой опыт можно получить только, поставив соответствующий эксперимент. Вместе с этим опытом закономерность образует практическое знание о процессе.

Но приобрести подобный опыт часто не предоставляется возможности. Поэтому чтобы все же обеспечить надежное контролирование процесса, идут по пути накладывания на процесс ограничений.

В реальности ограничения потребуются там, где приходится контролировать множество взаимосвязанных между собой процессов. Если эти процесс не взаимосогласованы, контроль становится невозможным. Взаимосогласованность означает, что воздействие на процесс со стороны остальных процессов должно происходить в соответствии с неким регламентом, обеспечивающим определенную направленность явления в целом. Неконтролируемое явление можно упрощенно представить следующим образом. Направленность одного процесса внезапно изменяется другим процессом, что влечет за собой неожиданные изменения в остальных процессах. В целом направленность явления становится непредсказуемой.

Добиться согласования процессов можно, накладывая на них ограничения. Ограничения не позволяют выходить процессам из установленных для них рамок. Это и есть регламент. Сам по себе регламент описывает определенную направленность всей совокупности контролируемых процессов.

Таким образом, управление и контроль немыслимы без наложения ограничений. Ограничивают проникновение всего, что способно разрушить ожидаемую направленность.

В Природе ограничения реализуются прежде всего в виде разнообразных защитных оболочек: панцирь, раковина, шипы, иглы, скользкость, и т.д. Если какой-либо процесс надо обезопасить от нежелательного внешнего воздействия, вокруг него создается надежный предохранительный слой. Но помимо этой пассивной защиты используется также и активная защита: механические средства (зубы, когти, копыта и т.п.), химические (стрекательные клетки, ядовитые зубы и др., способы впрыскивания яда), реже — другие, например, электрические органы.

Древесная кора, оболочки семян, плодов и ягод, клубней, другие покровные ткани содержат повышенные количества дубильного вещества, флавоноидов, фенолокислот и образуют защитный покров, предохраняющий более ценную и более нежную сердцевину растений, семян, плодов как от физических и химических, так и от биологических повреждений (вредных насекомых, грибов и т.п.), препятствуют их проникновению вглубь тканей. Таким образом фенолы одновременно со структурной и опорной функциями выполняют роль защитных барьеров на пути механических, химических, термических (заморозки, засухи) и, конечно, болезнетворных воздействий. Кроме пассивной барьерной функции, многие более простые фенольные соединения, образующиеся в ходе нормального обмена веществ, активно воздействуют на определенные микроорганизмы, убивая их или прекращая их размножение, отпугивают насекомых. К фитонцидам относятся летучие вещества растений. В их числе были открыты наряду с эфирными маслами и смолами также кумарины, некоторые фенольные альдегиды, гликозиды и т.п. Летучие фитонциды томатов, например, отпугивают бабочек-капустниц и их гусениц, а также домашних мух и других насекомых.

Если защитить процесс не удается, при вредном «нештатном» воздействии он разрушается. Разрушение, прекращение существования имеет свою направленность. Порядок существует не только в создании структур, но и их деградации.

По-видимому, существуют фундаментальные субстанции, которые нельзя разрушить. Поэтому их и называют фундаментальными. Можно предположить, что в этих образованиях никакого движения в известных нам формах нет, ибо движение предусматривает направленность, а всякая направленность предполагает ее разрушаемость. На фундаментальном уровне энергия как бы представляет собой непрерывность без какой-либо меры, а потенция превращения энергии в материальные структуры заключена в неких неизвестных нам «информационных»субстанциях, задающих направленность развития материи, содержащих «планы» возникновения различных объектов.

Вообще, имеет место предопределенность возникновения всех неживых и живых форм. Такую направленность можно обозначить кибернетическим термином «запрограммированность», который символизирует факт отсутствия у материальных систем полной произвольности в развитии.

Космическая энергетика, конфигурация планет, физические свойства живого организма, поведение человека, устройство социума и так далее не могут быть произвольными, образовавшимися сами собой, по случайному стечению обстоятельств. Все эти образования появились в ходе множества направленных взаимосвязанных процессов, аналогичных вырастанию из маленькой косточки ветвистого плодового дерева.

 

Утверждается, что любая закономерность выполняется всегда, а не только при определенных условиях. Эта аксиома имеет далеко идущее последствия. Сами по себе закономерности во многом теряют свою практическую значимость, т.к. не определяют однозначно «запрограммированность» природных процессов.

Закономерность лишь задает направленность, т.е. соответствие некому первоначальному «плану». Направленность может и не реализоваться. «План» никогда не выполняется в точности, его лишь можно придерживаться. Поэтому «план» никогда не детализирован до самых мельчайших подробностей и не гарантирует его успешную реализацию. Если что-то начинает идти не так, как ожидалось, «план» проваливается и процесс разрушается. Иными словами, любой «план» предусматривает фатальный выход. В биологическом мире выживает лишь тот, кто лучше приспособлен к среде и кому больше повезло. Если необходимо обеспечить максимальную реализуемость «плана», используется прием дублирования – запускается множество одинаковых процессов в различных условиях в надежде, что какой-то из них обязательно выживет. Дублирование является частью «плана», поэтому и оно не является панацеей от всех бед – ни один из запущенных процессов может не выжить.

Таким образом, в практическом плане закономерность может использоваться лишь как первоначальный ориентир, и не более того. Существующий «план» реализуется только при определенных условиях, и для создания этих условий потребуется другой «план», который в свою очередь потребует своих условий и т.д. При удачном стечении обстоятельств «план» реализуется. Сложатся ли обстоятельства удачно, можно только надеяться.

Похоже, ни один из открытых физических законов не действует всегда и везде. В частности, это касается всем известных законов термодинамики. Если же закон выполняется только при определенных условиях, это уже не закон, а всего лишь локальная закономерность, задающая направленность движения в совместимых с закономерностью «планах».

Вообще, «запрограммированность» природных процессов нельзя рассматривать как детерминированный автомат, в котором каждое состояние системы полностью определяется ее предыдущим состоянием и допустимым входным сигналом. «Запрограммированность» – это прежде всего определенная направленность, когда состояние системы зависит от предыдущего состояния, допустимого внешнего воздействия, но выбирается из возможных состояний на имеющемся векторе направления. Иными словами, система почти любой ценой должна выдерживать тенденцию своего движения. Чтобы не попасть в тупиковую ситуацию, когда система не может продолжать дальнейшее движение, она должна обладать разного рода избыточностью: защитой и страховкой, позволяющей выживать в неблагоприятных условиях благодаря наличию «запчастей» и «аварийных схем». Избыточность органов – когда одинаковые органы выполняют одну и ту же функцию, функциональная избыточность – одну и ту же функцию выполняют две различные структуры. Все это появляется отнюдь не случайно.

Процесс эволюции представляет собой не порождение одних видов другими путем хаотических мутаций, а последовательное прохождение – ступенька за ступенькой – лестницы возможностей и, параллельно с этим растекание по многомерному полю допустимых вариаций в плоскости одного эволюционного этажа. Эволюция есть процесс реализации возможных устойчивых форм материи – от самых первых элементарных частиц до Homo sapiens. Эволюция – это не история создания новых форм, а заполнение вакансий, выявление уже существующего. Речь, конечно, идет не о буквальном присутствии множества предметов, а лишь о задании множества их допустимых, устойчивых форм. Созданная материя сразу же приняла в себя потенции всех форм, которые когда-либо могут проявиться в действительном мире, потенции всех будущих вещей.

Конечно, происхождение биологических форм от низших до высших определяется ходом эволюционного процесса. Но этот процесс – не бесконечное слепое перебирание функциональных структур, среди которых в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные. Данный процесс не начался сам по себе на «пустом» месте. Его предопредели многочисленные «программы», которые разворачиваются в благоприятных условиях. В частности, панспермия – гипотеза о появлении жизни на Земле в результате занесения из космического пространства так называемых «зародышей жизни» – в последнее десятилетия получает все больше подтверждений. Научные исследования дают экспериментальное доказательство того, что генетическая информация ДНК способна выживать в экстремальных условиях космоса.

Суть концепции панспермии заключается вовсе не в межпланетных странствиях «программ – зародышей жизни», а в том, что жизнь как таковая просто является одним из фундаментальных свойств материи, и вопрос о «происхождении жизни» стоит в том же ряду, что и, например, вопрос о «происхождении гравитации». Данная концепция столь же недоказуема, что и концепция Бога, «Большого взрыва», диалектического материализма, «Матрицы», субъективного идеализма (отрицание существования реальности, независимой от воли и сознания субъекта). Поэтому она не может огульно отвергаться – наверняка в ней имеется «рациональное зерно». Однако здесь важно другое. Следует отметить, что все существующие концепции в той или иной форме отмечают наличие направленности в мироздании. Нет ни одной концепции, которая бы ни опиралась на определенные закономерности. Все природные и искусственные системы предполагают наличие в их основе некого «плана».

Вообще, не существует системы без какой-либо направленности. Даже образование сложных систем из простых – это результат вполне определенной направленности. Так, энергетическим стимулом образования из простых систем более сложных является тот факт, что необходимая для сохранения целостности некоторых сложных систем внутренняя энергия оказывается меньше суммарной внутренней энергии ранее существовавших раздельно частей. Ради более целесообразного расходования запасов внутренней энергии образуются биологические и социальные семьи, сообщества, сложные информационные системы для управления производством и т.п. Но наращивание сложности системы может привести к тупиковым или фатальным для системы последствиям. Она становится столь комплексной, что оказывается неспособной оперативно защищать себя от непредвиденных вредных воздействий.

Направленность всегда задается «планом». Однако нельзя построить «идеальный план», в котором предусматривалась бы обработка всех возможных в будущем ситуаций. Именно поэтому не бывает вечных систем. Когда говорят, что у каждой системы имеется свой жизненный цикл, имеют в виду, что вечная система возможна лишь в теории, а любая реальная система рано или поздно прекращает свое существование. Любой природный процесс «запрограммирован» на направленное развитие и финальный останов или фатальный исход. «План» либо срабатывает, либо не срабатывает. И даже если «план» срабатывает, процесс все равно не может претендовать на вечное существование. Любое движение имеет начало и конец.

Ничто не мешает предположить, что возможно создание системы, обладающей способностью постоянно перестраивать собственный «план» сообразно обстоятельствам, что будет всегда обеспечивать ей выживание. Тогда эта система станет суперсистемой, подчиняющей себе все окружающие ее процессы. Область ее доминирования будет все больше и больше расширяться до тех пор, пока среда не сможет оказывать серьезное сопротивление этой системе. В итоге все остальные системы вынуждены будут подчиниться «плану» (воле) суперсистемы и перейти на ее обслуживание. Суперсистема станет диктовать «планы» подчиненным системам, в случае неисполнения предоставленного «плана» система будет уничтожаться.

Развитие жизни на Земле пока идет именно по такому сценарию. Направленность эволюционного процесса в сторону естественного отбора позволила оформиться мощнейшей человеческой цивилизации. Человек, способный гибко адаптироваться к среде, постепенно подчиняет себе все происходящие на планете процессы. Уничтожить цивилизацию может вызванная людьми сильная техногенная катастрофа, столкновение с планетой огромной кометы или любой другой масштабный быстро текущий естественный процесс, приводящий к резкому климатическому изменению. Если ничего подобного не произойдет, через несколько сот лет человеческий разум дополнится совершенным искусственным интеллектом, что обеспечит человечеству тотальное доминирование не только на планете Земля, но и на ближайших планетах Галактики. И тем не менее, человеческую цивилизацию ожидает свой конец. У каждого явления имеется жизненный цикл, завершающийся остановом.

Развитие человеческой цивилизации принципиально ничем не отличается от роста плодового дерева из косточки – в основе обоих явлений лежит «план». В пригодных условиях «план» реализуется в соответствующее явление, после чего это явление перестает существовать. В различных условиях «план» реализуется по-разному. Это становится возможным, поскольку «план» оперирует достаточно обобщенными категориями. Все «планы», чтобы быть реализуемыми, должны строиться достаточно абстрактно. Именно такой подход использует человек.

Ядром общих интеллектуальных способностей человека является качество процессов анализа, синтеза и генерализации, особенно генерализации отношений. Генерализация (от лат. generalis – общий, главный) – это  обобщение, логический переход от частного к общему, подчинение частных явлений общему принципу. Обучаемость – общая умственная способность к усвоению знаний, стержень которой составляет обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и выделение существенного.

Очень часто констатируют, что человеческая деятельность является целенаправленной. Человек всегда действует, имея в виду какую-либо цель. За постановкой цели следует создание плана действий, после чего этот план реализуется. Помимо собственных целей человек вынужден принимать во внимание чужие цели. И таким образом направленность в поступках человека характеризуется непротиворечивой композицией векторов. Эффективным считается поступок, который удовлетворяет большинству векторов.

Также говорят о направленность личности – системе мотивов (побуждений), интересов, идеалов, убеждений, установок и мировоззрения, устойчиво присущих данному человеку и обеспечивающих некоторую предсказуемую типичность его целей, поступков в самых разных, в том числе и неожиданных ситуациях. На эту направленность оказывают влияние темперамент индивида, воспитание, образование, предыдущий опыт, среда обитания.

В отношении деятельности принято говорить о диспозиции. Диспозиция личности – предрасположенность определенного индивида к своеобразному восприятию условий действительности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социальные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой.

Направленность личности и ее деятельности – это система отношений личности к действительности. Это ведущий компонент структуры личности. Направленность является интегральной, обобщающей характеристикой, по которой можно достоверно судить о поведении индивида.

Направленность структурируется следующим образом:

  • отношение к другим людям как членам коллектива
  • отношение к труду и результатам, продуктам труда
  • отношение к самому себе, своей личности.

Соответственно различают направленность на взаимодействие, деловую направленность на задачу и личную направленность, или направленность на себя.

***

Таким образом, критическое мышление в отношении сути любого явления должно базироваться на анализе его направленности. Понимание направленности явлений открывает возможности управлять этими явлениями.

Прежде всего предстоит научиться выявлять направленность социальных явлений. Это необходимо для оказания действенного сопротивления психическому воздействию, манипуляциям и политтехнологиям.

Трудности анализа направленности социальных явлений заключаются в обнаружении преследуемых целей, которые часто преднамеренно скрываются, а также комплексности применяемых технологий. Многие механизмы психического воздействия и связанных с ним социальных технологий хорошо описаны и проиллюстрированы многочисленными примерами их использования. На практике же, стремясь добиться максимальной эффективности воздействия, как правило, комплексно используют сразу несколько механизмов. Примерами являются метод «кнута и пряника» (политика наказания и поощрения), политика сдерживания и противовесов, политика устрашения и давления (насилия, унижения), тактика защиты и нападения, тактика обмана и проволочек и другие. Так, в политике устрашения и коллективной ответственности  в случае «виновности» человека все его родственники и коллеги могут быть также обвинены в соучастии и привлечены к ответственности. Это сдерживает людей от попыток добиться справедливости.

Чтобы разобраться в природе социального явления, придется выделить все задействованные в нем механизмы и построить модель их совместного использования. Поначалу такой анализ будет вызывать немало трудностей. Но по мере накопления опыта анализ будет делать все легче и легче, т.к. выработается определенная направленность в мышлении.

Критическое мышление в отношении индивида практически невозможно без анализа направленности его личности. Излишняя эмоциональность, как правило, бывает вызвана именно непониманием направленности. Такой анализ потребуется для снижения конфликтогенности в коллективе, укрепления в нем сложившихся связей и отношений, избегания агрессии и связанных с ней напряженности и противоречий.

 

 
Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.
Лев Толстой
Огромное множество людей думают, что они мыслят, в то время как они всеголишь перетасовывают (приводят в порядок) свои предрассудки.
Уильям Джеймс