Энергетическая модель эмоций

8 Июля 2015

Одним из оснований Бэкмологии является модель эмоций, построенная на энергетической концепции. В публикации освещается вопрос, почему за основу была взята именно такая модель. Приводится краткое описание модели без описания существенных механизмов.

Эмоции – это процесс переживания личностного отношения человека к ситуации. Ситуация характеризует производимыми индивидом целенаправленными действиями, его психическим состоянием, обусловленным особенностями психики (характер, темперамент), прошлыми ситуациями, а также состоянием внешней среды. Эмоции служат для решения общих адаптационных задачах, разрешение универсальных жизненных затруднений. Главное предназначение эмоций – мобилизация организма для быстрой реакции на ситуацию наиболее адекватным в прошлом способом.

Эмоции выполняют сразу несколько функций. Во-первых, они мотивируют. Положительные эмоции (радость, удовольствие, счастье) направляют и поощряют  на «правильное» действие, а отрицательные (страх, раздражение, горе) эмоции наказывают за «неправильное» и наводят на мысль о его прекращении. В этом смысле можно сказать, что эмоции дают необходимую энергию. Во-вторых, эмоции предоставляют доступ к определенным адаптивным стратегиям поведения. Так, человек в радости будет действовать совсем не так, как в злости. В-третьих, эмоции сообщают определенную информацию. Например, страх сообщает о том, что имеется опасность и с ней можно справиться, счастье – что потребности удовлетворены, предвкушение – что желаемое событие определенно должно произойти, раздражение выражает оценку, что ситуация развивается не так, как ожидалось, причем развитие идет в худшую сторону. В-четвертых, эмоции – важнейший механизм коммуникации. Демонстрация эмоции сигнализирует окружающим об оценке ситуации, и это во многих случаях оказывается намного важнее содержания.

В отношении нейрофизиологических основ эмоций ученые пришли к важнейшему заключению: в мозге не существует специальных «эмоциональных центров». Исследования показывают, что отдельные участки мозга не работают последовательно. Они являются частями комплексных рекуррентных сетей, активность одних модулей зависит от активности множества других модулей, не связанных явно с эмоциональностью. Не существует регионов, специально отвечающего за генерацию эмоций или какой-либо специфической эмоции. Более того, исследования показывают, что различение когнитивных и эмоциональных процессов является чересчур упрощенным, если не фундаментально некорректным. Области мозга, такие как префротальная кора или миндалина – неотъемлемые части «вычислительных» сетей восприятия стимула, принятия решений, а также являются посредниками «эмоциональных» функций, таких как оценки стимулов и эмоциональные выражения.

Также стало понятно, что эмоции – это не простые «состояния», или паттерны активации нескольких областей мозга. Поскольку предыдущие ассоциации стимул-эмоция-реакция в значительной части определяют формирование эмоционального поведения, стало ясно, что эмоции являются динамическими модами функционирования. Они временно нарастают и убывают в ответ на внешние (восприятие) и внутренние (инициированных памятью) события. Они могут возникать на короткое время (например, страх) или продолжаться в течение длительного времени (настроения или депрессия). Возможно, более конструктивно представлять себе эмоциональный поток, нежели эмоциональные состояния.

Имеет место многообразие проявлений эмоциональных состояний, поэтому предпринимались и до сих пор предпринимаются многочисленные попытки их систематизации и классификации на основе различных оснований. Действительно, даже самое поверхностное представление об эмоциональных проявлениях человека убеждает в многогранности эмоций. Вкратце рассмотрим лишь некоторые аспекты эмоциональных проявлений.

Многообразие проявления эмоций в жизни человека принято сводить к следующему:

  • удовлетворение-неудовлетворение личных потребностей
  • сравнение некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими убеждениями, нормами, стандартами, правилами,
  • сравнения некоторого объекта с общественными правилами и нормами
  • отношение к чужим потребностям
  • взаимные отношения с другими людьми.

Принято различать три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и внутренними проявлениями. Аффекты бывают бурными и внезапными, возникая почти сразу после действия возбуждающего агента. Они обуславливаются как биологически значимыми факторами, от которых зависит физическое существование, так и социальными, например, социальными оценками, санкциями. Аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию – и в этом их отличительная особенность. Собственно эмоции в отличие от аффектов являются более длительными состояниями. Эмоции порой лишь слабо проявляются во внешнем поведении, выражая оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. В отличие от аффектов они способны предвосхищать ситуации и события, реально еще не наступившие. Эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях. Получившая достаточную силу и организованность, эмоция приобретает способность оказывать большое влияние на состояние различных психических механизмов. Предметные чувства – третий вид эмоциональных процессов. Они выражают устойчивые эмоциональные отношения и возникают как специфическое обобщение эмоций. Чувства связаны с представлением или идеей о некотором предмете – конкретном или отвлеченном (к примеру, чувство ненависти  или любви к человеку).

Направленность процессов в нервной системе определяется, с одной стороны, изменениями внешней среды, а с другой, противодействием индивида этим воздействиям. То есть поведения индивида определяется как потребностями, так и изменениями внешней среды – они оказывают непосредственное влияние на формирование эмоциональных процессов. В тех случаях, когда сознание активно, оно «перехватывает» все бессознательные реакции, что не дает индивиду действовать автоматически. В этом случае задержанные действия проявляются в сознании как импульсы к совершению действия, то есть как чувства и эмоции. Эмоции плохо поддаются волевой регуляции, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем окружении. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоциональный процесс состоит из трех основных компонентов:

1. Эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит значимое для индивида событие, и такое событие отражается в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

2. Знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная – побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

3. Степень контроля эмоции. Имеются два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Различаются эмоции направленные на себя и направленные вовне. Каждая эмоция готовит человека к некоторому действию. Это действие может совершаться с внешним объектом или с самим человеком. Направленность эмоций рассматривается в связи с управляющей функцией эмоций, которая заключается в подготовке организм к определенному действию в возникшей ситуации. Например, испытывая страх и радость, индивид имеет чувство, направленное в том смысле, что есть объект, внушающий радость или страх: такой объект может быть тождественен причине радости или страха, но, возможно, может и не быть тождественен такой причине. Радость сигнализирует, что цель достигнута, страх – это ожидание неудачи в достижении цели. Гнев нацеливает на устранение препятствия к достижению цели и, таким образом, направлен на внешний объект. Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии для активной самозащиты индивида в случае угрозы. Причиной являются препятствия и помехи, мешающие продвижению к цели; физическая угроза или наносимый моральный ущерб. Печаль подготавливает человека обходиться без той цели, которой не удалось достигнуть, и направлена на себя.

Эмоциональные состояния, которые адресованы другим людям – благодарность, зависть, любовь, презрение; направлены на себя – самодовольство, стыд, раскаяние, на оценку окружающего мира – огорчение, радость, разочарование; на удовлетворение инстинкта самосохранения – испуг, тревога, страх. Могут быть эмоциональные состояния, направленные как на себя, так и на других людей и ситуации, – это так называемые переходные эмоциональные состояния – злость, досада и т. п.

По характеру воздействия на организм (степени мобилизации, критерию продуктивности) различаются стенические и астенические эмоциональные состояния. Стенические переживания повышают жизнедеятельность и активность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, способствуют стимулированию, готовности к деятельности, вызывают энергию, подъем. Это, к примеру, «спортивная злость», гнев и т.п. Астенические переживания снижают жизнедеятельность и активность, вызывают своеобразную скованность, пассивность, заторможенность, затрудняют деятельность. К ним относятся тоска, уныние, подавленность, которые ведут к дезадаптации поведения.

Имеется довольно спорная классификация эмоций:

  • предвосхищающие эмоции – страх, надежда, интерес, пренебрежение
  • констатирующие эмоции – радость, горе, гнев, удивдение
  • эмоции, направленные на себя – радость, надежда, страх, горе.
  • Эмоции, направленные на объект – гнев, пренебрежение, интерес, удивление.

У разных людей или у одних и тех же людей, но в разное время, одно и то же эмоциональное состояние может вызвать либо подъем, либо апатию: одних людей страх мобилизует, других – парализует; от горя одни цепенеют, впадают в беспомощное, угнетенное состояние, другие бурно реагируют на происходящее.

Эмоции могут формироваться постепенно, длительное время оставаясь скрытыми; в таком случае не наблюдаются ни специфические эмоциональные проявления, ни какие бы то ни было следы в сознании – имеется лишь повышенная готовность к эмоциональной реакции. В дальнейшем появляются организованные изменения в поведении. Сначала это могут быть преимущественно «сопутствующие» экспрессивные изменения, позднее эмоциональный процесс распространяется на все большее число афферентных путей, все меньше места остается неэмоциональному поведению. Одновременно происходит осознание протекающего эмоционального процесса и связанных с ним изменений в процессах регуляции. Осознание эмоций может опережать появление внешних изменений, однако случается, что индивид длительное время не отдает себе отчета в своих эмоциях, в лучшем случае наблюдает их последствия в виде тех или иных непонятных проявлений своего поведения. Иногда эмоции вовсе не находят отражения в сознании.

В медицинском плане опасность представляют эмоции отрицательного характера, на их основе формируются психосоматические заболевания. Для отрицательных эмоций характерен ряд нежелательных свойств:

  1. Отрицательные эмоции имеют длительное последействие, они нередко продолжаются в течение нескольких часов и дней даже после прекращения действия обуславливающих факторов.
  2. Отрицательные эмоции способны суммироваться, т.е. при повторных возникновениях их продолжительность существенно увеличивается.
  3. Отрицательные эмоции при частых и повторных проявлениях способны переходить в форму стационарного, устойчивого возбуждения мозга – в застойную форму, что может привести к появлению невротических расстройств.

При длительных и непрерывных воздействиях отрицательных эмоций нарушаются механизмы саморегуляции отдельных вегетативных функций, в результате чего развиваются психосоматические заболевания: артериальная гипертензия, нарушение деятельности сердца, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, астматические приступы, кожные заболевания, нарушения половых функций, аутоиммунные нарушения и др.

Ведущим фактором формирования «застойной» отрицательной эмоции является конфликтная ситуация. Особо опасны в этом плане длительные и непрерывные конфликтные ситуации. При конфликтной ситуации индивид при наличии социальной или биологической потребности не имеет возможности выработать направленную на преодоление конфликта приспособительную реакция, получить ведущий приспособительный результат, а значит, не может удовлетворить свою потребность. В этих условиях нарастает эмоциональное возбуждение негативного характера. Данное возбуждение начинает охватывать практически весь мозг, а также распространяться в нисходящем направлении на внутренние органы. К тому же при этом нарастает обратная сигнализация от внутренних органов снова к мозгу, что приводит к «зацикленности» – формируется так называемый порочный круг эмоционального возбуждения.

Адаптация напрямую связана с отражательной, регулятивной, подкрепляющей и переключательной функциями эмоций. В социальной среде важнейшее значение имеет коммуникативная (сигнальная) функция эмоций. Она выражается в т выразительных движениях, эмоциональных действиях, высказываний об испытываемых эмоциональных состояниях, определенного отношения к окружающему. Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Такие эмоциональные проявления сигнализируют другим индивидам о своих переживаемых эмоциях и чувствах; они позволяют передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающего мира.

Общество, с точки зрения его членов – это возможность совместной деятельности людей, или координации их поведения. Общество – это сила отношений, которая объединяет людей, и имеет синергетический эффект – всем вместе можно сделать значительно больше, чем поодиночке.

Совместная деятельность прежде всего возникает в связи с удовлетворением потребностей в ограниченных ресурсах и безопасности. Полученный в результате совместного труда продукт должен быть распределен между членами коллектива. Здесь неизменно возникают проблемы оценки вклада каждого его члена в производство продукта. В условиях разделения труда – это довольно непростая задача. Способ ее решения зависит от того, как организован социум. В общине все распределяется поровну. В классовом обществе действуют сложные политические и экономические механизмы распределения и обмена. Эти механизмы действуют в интересах правящего класса, власти, организующих совместную деятельность, и соответственно ущемляют интересы обыкновенных исполнителей, которые стремятся получить заслуженную, по их мнению, долю. Конфликт интересов постоянно подогревается эмоциями. Когда «чаша терпения» эксплуатируемого класса переполняется, неустойчивое равновесие в обществе нарушается социальными взрывами. Движущая сила любого социального выступления одна – эмоции.

Совместная деятельность имеет множество разнообразных проявлений. Так, совместные действиям предполагают координацию поведения хотя бы нескольких индивидов. При такой деятельности нередко возникают ситуации, когда воздержание от действий со стороны одних лиц является условием успешной деятельности других, и наоборот – действия одних лиц могут препятствовать действиям других. Например, если человек чем-то занят, а окружающие просто не мешают ему (например, не шумят, не заходят в его комнату), то это следует понимать как пример координации поведения.

Все взаимоотношения между людьми постоянно окрашивается эмоциями. Один завидует другом, другой ненавидит третьего, четвертый любит пятого и т.д. Многообразие эмоциональных проявлений связано с многообразием социальных отношений.

Законы, нормы и ценности, призванные регулировать отношения между людьми, создают целый ряд совершенно особых эмоциональных проявлений, не свойственных для геодонических отношений, связанных с удовлетворением биологических потребностей (овладения, обладания, избегания, преодоления, борьбы). К ним относятся стыд, чувство вины, возмущение, отвращение, ревность, зависть, гордость, уважение, восхищение, застенчивость, совесть и другие.

Вообще, разделение эмоций на первичные и вторичные является традиционным. Первичные эмоции причислены к разряду универсальных, психологически обусловлены и являются результатом процесса филогенеза. Вторичные, или социальные эмоции, формируются в процессе социализации и возникают у человека по отношению к нормам, ценностям и правилам, принятым в обществе. Социальные эмоции и чувства большей частью – не врожденные, а выученные эмоции.

Социальные эмоции всегда маркируют отношения с людьми. Отношения регулируются нравственными категориями, поэтому производимые социальными эмоциями чувства часто называют нравственными. Нравственные чувства определяются как эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или несоответствия социальным нормам. Эти чувства базируются на принятом в обществе понимании добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и чести. Совокупность выработанных обществом правил и норм поведения называют моралью. Теория этих норм и правил называется этикой, а практическая их реализация – нравственностью, или моралью. Этика и мораль не едина для всех людей. Общества существенно различаются по принятым в них этики и морали. Это различие основано на разной эмоциональной оценке нравственных категорий.

К примеру, понимание добра и зла и соответственно их эмоциональная оценка различаются на Востоке и на Западе. Так, на Западе стремление человека к индивидуальности с нравственной точки зрения оценивается  высоко. Быть неповторимым человеком – это добродетель, она достойна всяческого подражания. На Востоке, наоборот, нравственно одобряются качества человека, благодаря которым он является членом коллектива. На Западе вторжение человека в Природу, ее преобразование рассматривается как добро. На Востоке всякое вмешательство в Природу оценивается как зло.

Людям прививают понимание нравственных категорий через развитие у них соответствующих установок. Установки прививаются посредством демонстрации эмоций и раздачи «кнутов и пряников». Также применяется система наказаний, которая отбирает у людей материальные ценности и ограничивает их свободу.

Нравственное поведение не может базироваться исключительно на системе внешних угроз и запретов, оно подкрепляется множеством положительных нравственных установок личности. Формируются условия повышенной социальной ответственности, при которых люди неизменно исполняют свой социальный долг. Путем воспитания нравственных чувств у индивида образуется высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Таким образом формируется непроизвольная мотивационная сфера поведения личности.

Какие социальные эмоции и чувства оказывают наибольшее влияние на жизнь каждого человека? Среди них – стыд, вина, совесть, ненависть, чувство долга, совесть, ревность, зависть.

Стыд – это эмоция, возникающая при несоответствии индивидом общественным или чьим-то личным нормам, правилам, ожиданиям. Стыд возникает после выявления факта такого несоответствия. Более общими словами, стыд – социальная эмоция, возникающая в ответ на угрозу социальной связи и показывающая состояние этой связи. Под стыдом подразумевается целое семейство эмоций, включающее разные виды стыда и родственные ему чувства (смущение, унижение, робость, чувство неадекватности, неполноценности).

Чувство вины возникает при неправильном действии. Поведение, которое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религиозный кодексы. Обычно люди чувствуют вину, когда осознают, что нарушили правило или переступили границы своих собственных убеждений. Они могут чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Переживание чувства вины, побуждающее искупить вину, возместить (загладить) нанесенный ущерб и исправить ситуацию.

Чувство вины – эффективный способ управления человеком извне. Это и действенный инструмент воспитания, и инструмент манипуляций преимущественно негативного плана. Чувство вины, состояние виноватости изначально прививается через наказание. Чувство вины очень распространено и пронизывает самые разные стороны человеческой жизни. Развитая личность может корректировать свое поведение разумным образом, не прибегая к переживаниям чувства вины.

Отвращение вызывается объектами испорченными в физическом или психологическом смысле. Объекты отвратительные в одних обществах и социальных группах могут высоко цениться в других социумах. Степень испорченности чего-либо – это также относительное понятие. Можно ожидать, что один и тот же испорченный объект будет кому-то отвратителен, а кому-то нет. Отвращение может быть преодолено привычкой и подражанием. Так, прибыв в незнакомую страну, можно испытывать отвращение к распространенной там еде. Однако по мере привыкания к новой жизни отвращение может постепенно исчезнуть. Это дает основания считать, что отвращение возникает в результате несоответствия объекта представлениям о приемлемом и отвратительном, общепринятым в данном обществе. Когда нечто вызывает отвращение, человек стремится устранить этот объект или изменить его, т.е. отвращение направлено на объект. Отвращение возникает после того, как установлено несоответствие объекта принятым нормам.

Омерзение и гадливость – близкие к отвращению эмоции.

Чувство долга – это осознание и принятие тех обязательств, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Чувство долга соотносится с чувством совести и чести.

Совесть – способность личности к нравственному самоконтролю, критерий ее нравственного самосознания. Чувство совести – важнейший стимул усовершенствования личности. Чувство чести – это повышенная эмоциональная впечатлительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Чувства долга, социальной ответственности, совести и чести являются основой социально адаптированного поведения индивида. Эти нравственные чувства связаны с повышенным самоконтролем личности, ее духовным самопостроением.

Ревность возникает при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, который якобы, а может быть и реально, симпатизирует кому-то другому. Таким образом, ревность сигнализирует о вторжении другого в значимые отношения.

***

Все вышеизложенное ярко свидетельствует о чрезвычайной комплексности эмоционального мира человека. Сложность анализа эмоций прежде всего связана с их многообразием. Человек почти одновременно может проявлять различные эмоции, и правильно интерпретировать их последовательность во многих случаях просто нереально.

Эмоции сопровождают каждую мысль человека. В процессе мышления эмоции накладываются друг на друга, образуя порой совершенно непредсказуемые комбинации. Чтобы разобраться в нагромождении эмоций, необходимо время, которого часто просто нет. К тому же мышление часто бывает иррациональным. В борьбе мотивов нередко выигрывает мотив сиюминутного предпочтения, а не стратегическая установка, ориентированная на долгосрочную перспективу. Подобное поведение всегда подкреплено удобным оправданием с использованием различных психологических ловушек.

Принимая какое-либо решение, человек держит в голове и пытается учитывать множество факторов. Процесс принятия решения всегда происходит в условиях неопределенности, когда точное прогнозирование некоторых событий невозможно. Оценка ситуации зависит не только от знаний и умений, но и от настроения человека, его предпочтений на данный момент, эмоционального фона окружения, раздражающих воздействий. Так, безработный и преуспевающий человек смотрят на мир и принимают решения по-разному. Только что попавший в аварию человек отреагирует на поступившее приглашение принять участие в предстоящей вечеринке иначе, чем человек, которому недавно сообщили о его повышении по службе.

Сложность анализа чужих эмоций связана с тем, что нередко эмоции бывают наигранными. Человек пытается изобразить радость или удивление, чувство страха, и при этом старается не показать свои истинные чувства окружающим.

Наигранность эмоций используется как во благо, так и во вред.

Пресловутая «наигранная улыбка» часто является ничем иным, как выражением дистанции и собственных границ. Человек не выносит собственные чувства и неприязнь наружу, так как это не принято. Почему окружающие должны страдать от того, что коллегу по дороге на работу облила грязью проезжающая мимо машина  или от начальника, кричащего на своих подчиненных потому, что накануне вечером он поскандалил со своей женой?

Наигранные эмоции нередко используют, чтобы прикрыть ложь, с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине. Наигранные эмоции – норма в различных перформансах, они постоянно навязываются с экранов телевизора. Их цель – привлечь внимание зрителей к определенным объектам.

Вообще, симуляция (имитация) человеком физического или психического состояния, которого он на самом деле в данный момент не испытывает, – широко распространенная практика. Это еще в большей степени усложняет анализ эмоционального состояния.

***

Существуют многочисленные методики, правила и советы, направленные на управление эмоциями: «Как добиться успеха», «Как перестать беспокоиться», «Как преодолеть страх», «Как стать счастливым», «Как перестать беспокоиться», «Как взять жизнь под собственный контроль» и т.п. Суть всех их довольно проста и заключается в программировании или депрограммировании сознания и подсознания, а значит эмоций. Необходимо сделать так, чтобы у человека исчезли нежелательные эмоции и появились желательные. Приемов целое множество – от «закона притяжения» до различных мантр (протоколов) и аффирмаций. Существует даже целая «наука» под названием нейролингвистическое программирование, объединяющая в себе различные техники воздействия на психику.

Все имеющиеся средства придерживаются единой стратегии: поскольку сложный мир эмоций не удалось даже как следует классифицировать, следует целенаправленно воздействовать на этот мир, используя грубые инструменты. Предлагаемый инструментарий позволяет быстро подавлять или вызывать нужные эмоции. Ясно, что вызываемые эмоции являются искусственными, наигранными. Но важно создать «правильный» эмоциональный фон, который приведет к «правильным» действиям. В результате получается нестабильный эмоциональный фон – в различных ситуациях эффект будет разным. В этом, собственно, и вся суть предлагаемых методик.

***

Бэкмология стоит на иных позициях. Прежде чем управлять своим или чужим поведением, его следует анализировать. Поведение поддается анализу, если оно описано на формализованном языке. В этом случае анализ и управление поведением превращается в достаточно строгую дисциплину, в которой нет двусмысленных толкований. Нарабатываемая в результате анализа база сценариев поведения позволяет оперативно управлять поведением практически без побочных эффектов.

Если эмоции, ввиду их многообразия, сложно анализировать, для них следует выявить общие основания, на которых базируются все без исключения эмоции. Далее, используя эти основания, следует описать базовые эмоции и эмоции, составленные из базовых. Полученные описания следует использовать в качестве правил интерпретации поведения. Поскольку интерпретация становится единообразной, формализованной в силу построения на небольшом числе оснований, начинает лучше прослеживаться логика поведения, а значит, упрощается его анализ.

Вкратце суть подхода Бэкмологии состоит в следующем.

Любое действие хорошо соотносится с приемом и передачей энергии. Понимая, куда и от кого передается энергия, становится понятна суть действия. В отношении индивида различается внешняя и внутренняя энергия. Внутренняя энергия – это потенциал для совершения собственного действий. Внешняя энергия – это источник пополнения внутренней энергии и средство совершения внешнего действия, полезного или вредного для индивида. Полезное внешнее действие направлено на пополнение внутренней энергии. Внешняя энергия связана с ее источниками. Между индивидами происходит конкуренция за источники энергии. Внутренняя энергия индивида в социальных отношениях становится источником энергии для другого индивида. Так, эксплуатация и различные формы социального паразитизма осуществляются путем различных воздействий на внутреннюю энергию индивида.

Вся социальная коммуникация строится на различных сценариях энергетического обмена внешней и внутренней энергией. Эти сценарии можно исследовать с позиций энергетической экономики и энергетической социологии – дисциплин, описывающих организацию производства энергии и энергетического обмена в социуме.

В энергетической модели эмоций присутствуют два критерия (измерения):

  1. отдача-сохранение своей энергии (открытость-закрытость)
  2. получение-потеря источника внешней энергии

Согласно данным критериям базовые эмоции распределяются согласно следующей таблице.

Таблица. Базовые эмоции, возникающие на основе личных потребностей


Внутренняя энергия/
Внешняя энергия

Стремление отдавать энергию (открытость)

Стремление сохранить энергию (закрытость)

Получение энергии

Радость

 

Потеря источника энергии

Гнев

 

Потеря своей энергии

 

Страх

Изоляция от энергии

 

Печаль

Базовые эмоции:

  • Радость: удовольствие, радость, наслаждение, веселье, ликование, восхищение.
  • Страх: опасение, боязнь, страх, тревога, испуг, ужас.
  • Гнев: раздражение, гнев, возмущение, негодование, злость, недовольство.
  • Печаль: подавленность, печаль, уныние, грусть, тоска, горе.

 

Таблица. Энергетические особенности некоторых эмоций


Эмоции

Энергетическая особенность

Стенические (активность):
радость, удивление, интерес, восхищение

Готовность отдавать энергию

Астенические (пассивность):
грусть, горе, стыд, скука

Заторможенность, неготовность отдавать энергию

Принятие:
доверие, удивление, изумление, любопытство, интерес, спокойствие

Готовность принимать и отдавать энергию (баланс энергии)

Непринятие:
отвращение, презрение, злоба

Закрытие путей для поступления энергии

Зависть

Желание присвоить чужую энергию

Ненависть

Желание вернуть отобранную энергию (отвержение объекта)

Любовь

Желание обмениваться энергией (влечение к объекту)

Стыд

Желание отдавать свою энергию в условиях стремления ее сохранения

Интенсивность эмоций во многом зависит от характера и темперамента индивида, а также от ситуации и истории ее развития.

Дальнейшая теоретическая и практическая конкретизации подхода Бэкмологии производится в методологии под кодовым названием «Становление воителя». Данная методология является в Бэкмологии основополагающей.

 

Энергетическая интерпретация индивидуальных различий

Рассмотрим модель индивидуальных различий DISC У.Марстона. Морстон утверждал, что поведение человека может быть описано с точки зрения двух критериев:

  • как человек воспринимает мир, в котором действует (как благоприятную или враждебную);
  • как человек действует или реагирует в конкретных ситуациях (активно или реактивно/пассивно).

Если представить эти критерии в виде осей, то при их пересечении получается 4 базовых поведенческих типа:

модель DISC
Доминирование (враждебный, активный)
Влияние (дружелюбный, активный)
Постоянство (дружелюбный, реактивный)
Адаптивность (враждебный, реактивный)

Доминирование (Dominance) – активность при неблагоприятных обстоятельствах - как человек решает задачи и преодолевает трудности:

  • быстры в действиях и решениях
  • нетерпеливы, настойчивы и неутомимы
  • открыто говорят то, что думают
  • готовы рисковать
  • соревновательны, любит вызов и умеет его принимать

Влияние (Influence) – как человек воздействует на других людей:

  • открыто выражают свои чувства и эмоции, притягивают к себе эмоции других людей
  • обладают высоким творческим потенциалом и нестандартным мышлением
  • разговорчивые, обаятельные, обладают повышенной харизмой
  • легко доверяют людям, очень дружелюбны, легко заводят друзей
  • невнимательны к деталям, импульсивны, мало пунктуальны

Постоянство/стабильность (Steadiness) – как человек реагирует на ритм деятельности в своем окружении и относится к переменам:

  • умеют внимательно слушать и слышать собеседника
  • обидчивы – тонко чувствуют фальшь и обман
  • любят покой, планомерность и методичность
  • отстаивают сложившийся порядок вещей
  • в команде будут стараться сохранить гармонию отношений
  • сочувствуют и сопереживают, будут пытаться помочь

Согласие/адаптивность (Compliance) – как человек реагирует на нормы и правила, установленные другими:

  • эмоционально зарыты
  • демонстрируют собранность и высокую самоорганизованность
  • заранее тщательно готовятся, любят системный подход
  • анализируют, взвешивают, планируют, предусматривают
  • думают о плохом и готовятся к этому
  • готовы уступить, чтобы избежать прямого конфликта

Некоторое упрощенное представление об этих типах поведения можно получить через следующее сравнение. Представьте себе четырех капитанов футбольных команд:

Первый. Для этого капитана важна победа любой ценой, люди – лишь инструменты достижения этой победы; это быстрый, энергичный, волевой капитан.
Второй. Этот капитан заражает команду личным примером и энтузиазмом, для него важно забить ключевой гол в матче и забить его красиво.
Третий. Для этого капитана важно сплотить настоящую дружную команду, которая будет бороться за общую победу.
Четвертый. Для этого капитана не так важны его личные достижения, важно, чтобы работа была максимально эффективна, они победили, следуя его четкому плану достижения победы.

Таблица. Энергетическая интерпретация модели поведения DISC.


Внутренняя энергия/
Внешняя энергия

Стремление отдавать энергию (открытость)

Стремление сохранить энергию (закрытость)

Получение энергии

Радость
Влияние (дружелюбный, активный)

Постоянство (дружелюбный, реактивный)

Потеря источника энергии

Гнев
Доминирование (враждебный, активный)

Согласие (враждебный, реактивный)

Потеря своей энергии

 

Страх

Изоляция от энергии

 

Печаль

Согласно Питриму Сорокину, «совокупность всего поведения человека распадается на ряд актов и поступков, а последние при всей их эмпирической разнородности представляют 1) или делание чего-нибудь; 2) или неделание чего-нибудь, в свою очередь распадающееся на разновидности: а) актов воздержания и б) актов терпения».

Таблица. Энергетическая интерпретация трех основных форм актов поведения по Питриму Сорокину.


Внутренняя энергия/
Внешняя энергия

Стремление отдавать энергию (открытость)
Делание

Стремление сохранить энергию (закрытость)
Воздержание, терпение

Получение энергии

Радость
Влияние (дружелюбный, активный)

Постоянство (дружелюбный, реактивный)
Воздержание

Потеря источника энергии

Гнев
Доминирование (враждебный, активный)

Согласие (враждебный, реактивный)
Терпение

Потеря своей энергии

Воодушевление (энтузиазм, здоровый авантюризм)

Страх

Изоляция от энергии

Оптимизм

Печаль

К.Г. Юнг построил типологию личностей, базируясь на:

  • две установки: экстраверсия – интроверсия
  • два класса: рациональность – иррациональность
  • четыре функции: интуиция – ощущение, мышление – чувство

В энергетической интерпретации измерения Юнга представляются следующим образом.

Интуиция – ощущение:

  • интуиция/ощущение получения энергии
  • интуиция/ощущение потери энергии
  • интуиция/ощущение сохранения энергии
  • интуиция/ощущение отдачи энергии

Мышление – чувство:

  • прогноз/чувство получения энергии
  • прогноз/чувство потери энергии
  • прогноз/чувство сохранения энергии
  • прогноз/чувство отдачи энергии

Экстраверсия – стремление отдавать энергию (открытость):

  • низкое желание сохранения энергии
  • низкое отвращение отдачи энергии

Интроверсия – стремление сохранять энергию (закрытость):

  • высокое желание сохранения энергии
  • высокое отвращение отдачи энергии

Рациональность – подконтрольность энергий:

  • высокое желание получения энергии
  • высокое отвращение потери энергии

Иррациональность – адаптивность к энергиям:

  • низкое желание получения энергии
  • низкое отвращение потери энергии

Таблица. Различия экстравертов и интровертов

 

Экстраверсия
стремление отдавать энергию (открытость)
низкое желание сохранения
низкое отвращение отдачи

Интроверсия
стремление сохранять энергию (закрытость)
высокое желание сохранения
высокое отвращение отдачи

Ориентация

На мир вне себя

На внутренний мир

Контактность

Обращают внимание на себя и на других

Ждут, чтобы на них обратили внимание

Поведение

Определяется внешней ситуацией

Определяется своими установками

Речь

Легче устная

Легче письменная

Динамика

Легче меняют место, находят новых друзей

Хранят прежние отношения, компанию

Мотивация

Награда

Наказание

Убеждения

Экстраверты не склонны воспитывать и переделывать людей: люди воспринимаются такими, каковы они есть. В неблагоприятной ситуации общения экстраверт вряд ли будет воздействовать на человека, скорее поменяет собственное отношение к нему или с ним.
Легко и непринужденно поступают вразрез со своими убеждениями и внутренними нормами

Не могут поступить вразрез со своими убеждениями, и если они все-таки вынуждены пойти на это или случайно нарушают внутренние нормы, чувствуют себя плохо и сильно переживают. Не часто ссылаются на жесткие этические принципы, но сами редко нарушают общеустановленные правила общественной жизни

Работа

Рекомендуется работать в большом коллективе. Хорошо, если работа связана с публичными выступлениями, ответами на обращения клиентов. Из экстравертов получаются великолепные ораторы. Профессии, которые подходят этому типу личности: арт-директор, режиссер, телепродюсер, журналист, PR-менеджер, кинопродюсер, агент по продаже недвижимости, маркетолог, предприниматель.

Требуется самостоятельная или аналитическая работа. Куда уютнее чувствует себя в отдельном кабинете, когда никто не контролирует его деятельность. Находясь на своем месте, способен достичь небывалых высот. Профессии, которые подходят этому типу личности: ученый, писатель, исследователь, психолог, HR-менеджер, программист, сольные виды спорта

Таблица. Различия рационалов и иррационалов

 

Рациональность
Подконтрольность энергий
высокое желание получения
высокое отвращение потери

Иррациональность
Адаптивность к энергиям
низкое желание получения
низкое отвращение потери

Планирование

Предпочитает возможность спланировать свою работу и работать по плану

Лучше приспосабливается к меняющимся ситуациям, корректирует план по ситуации

Принятие решений

Стремится заранее принять решение по каждому этапу. Оберегает принятое решение

Формирует промежуточные решения, корректирует их в процессе выполнения

Последовательность действий

Делает последовательно одну работу за другой, ритмично, стабильно

Любит делать несколько дел сразу, параллельно, в меняющемся ритме

Жизненная позиция

Старается обеспечить стабильность, предсказуемое будущее

Лучше адаптируется в меняющемся мире, использует новые возможности

Краткий справочник эмоций и чувств

Энергетическая модель психики

Гедоническая шкала эмоций

Основы личной безопасности по Бэкмологии

Основы личной энергетики по Бэкмологии

Критический ум

Игра

 
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей.
Оскар Уайльд
Чувство - огонь , мысль - масло.
Белинский Виссарион Григорьевич