Энергетика социально-психологических отношений

2 Августа 2015

Жизнь каждого человека буквально соткана из разнообразных социальных отношений. Что стоит за ними? Как их понимать? Что нужно для установления «правильных» отношений? Естественно, эти и подобные им вопросы задают себе все без исключения люди. Ведь умение выстраивать общественные отношения – это залог личного благополучия. Кому-то удается быстро на них ответить, кто-то до конца своей жизни так и не может разобраться в собственных отношениях с людьми. Считается, что успешные люди хорошо знают, как вести себя в обществе. Но ведь многие из них не кончали университетов, не имеют никакого представления о социальной психологии! Так откуда у них умение строить общение с неизменной выгодой для себя? Ответ напрашивается сам собой: они чувствуют своим нутром, как следует себя вести. Значит, в каждом из нас заложено базовое «знание» строить социальные отношения. Просто, в одном человеке это знание чем-то подавлено, а в другом находится на переднем плане и активизируется при первых же контактах с людьми. Бэкмология дает четкие и ясные разъяснения по поводу природы социальных отношений и основ, на которых они строятся. В данной публикации освещаются некоторые аспекты социальной модели Бэкмологии.

Социальные отношения выражаются в виде производственных, экономических, правовых, нравственных, политических, религиозных, этнических и эстетических отношений. Понятие «человеческие отношения» применяется для обозначения всевозможных субъективных проявлений человека в процессе его взаимодействия с различными объектами внешнего мира, включая и отношение к самому себе. Это понятие  является более широким по сравнению со всеми остальными видами социальных отношений.

В основе каждого из отношений, в систему которых включен человек, имеется цель, преследуемая человеком при вступлении во взаимодействия с общностями и отдельными людьми. Эта цель обусловлена потребностями, которые непосредственно влияют на характер отношений. Все потребности так или иначе связаны с энергетикой человека – потреблением или отдачей им энергии.

Отношения одного человека с какой-то общностью  или другим человеком всегда «окрашены» положительной или отрицательной эмоциональной реакцией. Эта реакция может быть и нейтрально равнодушной или противоречивой. Положительная эмоциональная реакция связана с отношениями, которые в силу своего характера несут в себе конструктивное начало и «работают» на удовлетворение потребностей человека, его умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое развитие. Отрицательная эмоциональная реакция связана с отношениями, которые приводят человека к деструктивному результату – отнимают накопленную энергию или лишают возможности пополнения энергии.

Для человека особенно важны межличностные отношения с субъективно значимыми для него людьми. Именно они сильнее всего влияют на восприятие человеком окружающего и толкают его к серьезным поступкам.

Понятием «межличностные отношения» обозначаются человеческие отношения в контексте реального непосредственного или опосредованного взаимодействия людей, имеющих обратную связь друг с другом. Среди межличностных отношений выделяются отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские и отношения, переходящие в интимно-личностные: любовные, супружеские, родственные. Эти отношения классифицируют по их глубине, избирательности в выборе партнера и функциям. Главным критерием отношений является глубина вовлеченности в них личности. Наибольшее включение личности происходит в дружеских и супружеских отношениях.

Избирательность можно определить по числу признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений. С этим связано установленное число связей, возможных для различных видов отношений. Если среднее число лиц, включенных в отношения знакомства одного взрослого человека, составляет 150-200, в приятельские отношения – 70-150, то в дружеские – всего 2-3 человека.

Взаимоотношения можно различать по дистанции между партнерами во время общения, по продолжительности и частоте контактов, применению ролевых клише в актах общения и т.д. Общая закономерность состоит в том, что по мере углубления отношений сокращается дистанция общения, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише.

Межличностные отношения можно рассматривать не только как отношения между двумя людьми, но и как отношения между людьми, входящими в общую для них группу – семью, школьный класс, спортивную команду, бригаду рабочих и т.п. В этих случаях они проявляются в характере и способах взаимных влияний, которые оказывают люди друг на друга во время совместной деятельности и общения.

Групповые взаимоотношения – это субъективные связи, которые возникают в результате взаимодействия ее членов и сопровождаются их различными эмоциональными переживаниями – симпатией или антипатией; безразличием или неприязнью; дружбой или враждой, а также другими эмоциональными зависимостям между членами группы.

Межличностные отношения приобретают характер социально-психологических за счет вмешательства в общественные отношения личных отношений как персонализированной реакции партнеров друг на друга.

Понятием «личное отношение» определяется сугубо индивидуальная субъективная направленность человека на кого-либо или на что-либо. В личном отношении к другому человеку заключены конкретное реагирование на достоинства и недостатки партнера, его значимость для субъекта отношения. В личных отношениях преобладают эмоционально-чувственные и установочно-волевые компоненты психической деятельности. Личное отношение однонаправленно и проистекает из субъективных установок человека. Оно может оставаться скрытым.

Психические отношения раскрывают притягательность объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств человека. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования субъекта на свойства отражаемого объекта. Они сопровождают любой акт психической деятельности человека на конкретно-чувственном уровне отражения, предопределяя его эмоциональный колорит и проявляясь в чувственном тоне и настроении, а также в аффектах и других психических состояниях. Кроме того, они регулируют взаимодействие с объектом, обнаруживая себя в стремлении к нему или в избегании его. Осознание своего психического отношения к объекту за счет когнитивных компонентов психического отражения преобразует элементарное эффективное реагирование в чувства партнера. Тем самым психические отношения трансформируются в психологические.

Психологические отношения личности в развитом виде представляют целостную систему ее индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Сознательность и произвольность психологических отношений опирается на когнитивные и установочно-волевые (конативные) функции психической деятельности человека. Благодаря когнитивным процессам происходит анализ значимости приятного-неприятного объекта, что и предопределяет наше психологическое отношение при выборе или отвержении данного объекта. Сама же значимость и последующий выбор объекта согласуются с мотивационными компонентами психической организации человека, что обеспечивает субъекту психологическую готовность к поступку той или иной направленности.

Любой вид межличностных отношений весьма интересно рассматривать в энергетическом аспекте, а именно: как для человека эти отношения связаны с возможностями получения внешней энергии, угрозами ее лишения, желанием или нежеланием тратить собственную энергию.

Степень близости  отношений (глубина вовлечения личности в отношения) зависит от того, насколько они приближают или отдаляют человека от возможности получения энергии. Чем более человек уверен в том, что отношения лишь способствую развитию его возможностей в плане получения энергии, тем более близкими становятся эти отношения. Наиболее близкими являются дружеские, родственные и семейные отношения. Они предполагают получение хорошего совета насчет открывающихся новых возможностей, посильной помощи в случае возникновения сложностей, всесторонней поддержки в каждодневной деятельности. Этот вид отношений отличает присутствие в них самопожертвования, то есть добровольной бескорыстной отдачи собственной энергии ради сохранения отношений. Такие отношения наиболее энергонасыщенные.

Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезориентация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Степень близости приятельских отношений значительно меньше. Приятель может дать дельный совет, оказать некоторую помощь, но при этом он всегда думает о личной выгоде и никогда не упустит шанс извлечь собственную выгоду из этих отношений. Этот вид отношений предполагает осторожное доверие между людьми, их можно называть взаимовыгодными.

Отношения знакомства не предполагают никакого доверия между людьми. Они поддерживаются исключительно для удобства обмена значимой информацией. Некоторые из этих отношений со временем переходят в приятельские отношения.

Деловые отношения – это отношения открытого и скрытого соперничества между людьми. В деловых отношениях каждая сторона отстаивает собственные интересы, и стороны договариваются между собой о совместной деятельности, если их интересы частично совпадают, если совместная деятельность предоставляет каждой стороне определенные выгоды. При таких отношениях стороны изначально не доверяют друг другу и выстраивают отношения между собой на основе формальной договоренности. Поскольку договоренности в любой момент могут быть нарушены, стороны постоянно контролируют друг друга. При подобных отношениях велики как возможности получения внешней энергии, та и угрозы ее лишения. Стороны с нежеланием тратят собственную энергию, каждая из сторон стремится возложить трату энергии на другую сторону.

Отношения в группе (межгрупповые отношения) существенно отличаются от отношений знакомства, приятельства, дружбы. Каждый член группы имеет статус, т.е. положение, занимаемое им в этой группе. Положение человека в группе, определяющее его права, обязанности и привилегии, называется статусными отношениями. Возникают они в связи с межличностными отношениями. Статус – категория групповая и вне группы не существует, человек привыкает выполнять роли, предписываемые ему его постоянным статусным положением. В разных группах один и тот же человек может иметь разный статус. Например, подросток, которого недолюбливают за агрессивность и невоспитанность одноклассники и учителя, вне школы может оказаться «заводилой» дворовой компании, лидером неформальной группировки. Статус человека зависит и от особенности группы, в которую он входит. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет личности как своеобразная мера признания окружающими ее заслуг.

Образование групп – явление в жизни людей неизбежное, обусловленное их совместной деятельностью. Понимая, что только в группе он может гарантированно получать необходимую ему энергию, человек принимает участие в различных группах. Есть группы, которые снабжают человека энергией. Есть группы, в которых приходится отдавать собственную энергию. Человек будет добровольно оставаться членом такой группы, пока его энергетические затраты в ней не превысят допустимый предел.

Общий энергетический баланс по всем группам, в которых участвует человек, не должен быть отрицательным, когда отдача собственной энергии превышает получение жизненно важных ресурсов от групп. Возникновение такой ситуации возможно, поскольку некоторые люди, пользуясь своим статусом, могут забирать из групп чрезмерно много энергии.

Как правило, человек стремится попасть в такую группу, где путем наименьших затрат он может извлечь из группы максимум энергии. Это далеко не всегда ему удается, и человеку приходится, что называется «собирать с миру по нитке» – приходится участвовать в различных группах, в совокупности обеспечивающих положительный энергетический баланс.

Вообще, группа является довольно сложно организованной социальной единицей, исследованием которой занимается социальная психология. Знания, как устроена и функционирует группа, позволяют сориентироваться, что можно ожидать от группы, и как в ней наиболее оптимально себя вести.

Главный критерий, по которому следует оценивать свое участие в группе, – это разница входящих и исходящих энергетических потоков. Если разница положительная, значит участие в группе энергетически оправданно. Если количество затрачиваемых усилий превышает компенсацию от группы, следует начать задумываться о целесообразности выхода из группы. Причина задержаться в такой группе может быть только одна – получение необходимых знаний и опыта для последующего роста.

Проблема здесь состоит в том, что подобным образом рассуждают почти все участники групп. Каждый работник хочет получать больше и работать меньше. Но добиться этого позволяет только высокий статус. Поэтому люди постоянно соревнуются между собой в своем стремлении повысить собственный статус. Ради выигрыша в этом соревновании люди нередко совершают неблаговидные поступки вплоть до нарушения закона. Неумелое соперничество часто доводит людей до стресса, который в свою очередь приводит к различным заболеваниям и выбыванию из «игры».

Дабы обезопасить себя от выбывания из «игры», следует придерживаться ряда правил. Одно из них – воспринимать соперничество как неизбежную «игру», характер которой никому не удастся изменить. Это поможет сэкономить энергию, избавиться от некоторых отрицательных эмоций. Бэкмология содержит перечень всех необходимых правил, которых целесообразно придерживаться, участвуя в социальных играх.

Руководство и принятие решений в группе, ее сплочение, групповое давление и конфликт – достаточно хорошо исследованные темы, широко освещенные в соответствующей литературе. Знание этих тем – хороший теоретический фундамент, без которого сложно далеко продвинуться по социальной лестнице. Однако ключевым фактором, обеспечивающим успешное продвижение, является определенный психологический настрой, предотвращающий энергетические утечки в связи коварными атаками соперников. Такой настрой обеспечивает методология «Становление воителя», входящая в состав Бэкмологии. Необходимость в подобной методологии назрела в связи с повышением общего образовательного уровня людей. Современные люди повсеместно используют всевозможные социальные технологии и средства оказания психологического давления. Пусть даже они это делают непрофессионально, но противодействие их усилиям все равно требуют немалых энергетических затрат. Получается, что выигрывает тот, кто тратит наименьшее количество энергии на подобное противодействие, т.е. умеет минимизировать свои затраты. Решение этой задачи отнюдь нетривиально. Именно поэтому и потребовалось создание соответствующей методологии.

Комплексность методологии «Становление воителя» обусловлена комплексностью предмета, который предполагается контролировать. Социальная группа не может быть описана простой моделью. Даже при самом поверхностном ее рассмотрении социальная группа представляется весьма сложным социальным явлением. Рассмотрим вкратце специфику взаимоотношений в группе.

Виды социально-психологических отношений

Социально-психологические отношения всегда есть продукт взаимодействия, взаимосвязи, взаимоустремления, взаимовлияния, взаимопознания, взаимовыражения, взаимоотношения. Все эти «взаимо» интегрируются в групповые эффекты сотрудничества-соперничества, дружбы-вражды, любви-ненависти, добра-зла, лидерства-конформизма и др.

Социально-психологические отношения проявляются как ролевые, коммуникативные, когнитивные, эмоциональные, волевые и моральные взаимоотношения.

Ролевые взаимоотношения отражают функционально-организаторскую зависимость людей в управлении совместной деятельности. Совместная деятельность невозможна без ролевых взаимоотношений. Взаимоотношения «ведущий-ведомый» в производственных коллективах представлены ролями руководителя, коллеги, исполнителя. Они закрепляются в официальной административно-управленческой структуре. Каждый рядовой работник также может выступать по отношению к другому в роли ведущего или ведомого. Эти роли не всегда совпадают с официальными должностями и проявляются в неофициальном лидерстве.

Хорошо организованные ролевые взаимоотношения соответствуют специфике решаемых задач, когда управление адекватно процессу извлечения ресурсов. Однако нередко ролевые взаимоотношения организуются по некому стандартному шаблону без соответствующей адаптации шаблона к специфике решаемых задач. Причин тому может быть множество: исполнителей нанимают с мыслью экономии расходуемых ресурсов и интересы исполнителей не учитываются в полной мере; неумение руководить; незнание, как правильно организовать управление; формальное отношение к решаемой задаче и др.

Помимо специфики решаемых задач ролевые взаимоотношения отражают характер полномочий по добыче и распределению ресурсов между членами группы. Определенные лица могут лучше знать, как эффективнее добывать ресурсы, и поэтому им предоставляются полномочия возглавлять управление производством. Владелец бизнеса имеет полномочия распределять добытые ресурсов, и от того, каким будет характер этого распределения, зависит психологический настрой работников.

При хорошо организованных ролевых взаимоотношениях степень недовольства, или нежелания принимать участие в совместной деятельности, у большинства работников минимальная. Недовольство возникает по ряду причин: неверие в авторитет руководителя, несправедливая компенсация труда, тяжелый психологический климат в коллективе, незаслуженное наказание или непризнание личных заслуг, подавление возможности развиваться. Недовольство всегда приводит к избеганию тратить личную энергию на нужды совместного дела, а в крайних формах выражается в саботировании и даже вредительстве.

В ролевых взаимоотношениях существенно, каковы отношения авторитетности. Авторитет – это предоставление права организовывать совместную деятельность в интересах членов группы. Различают авторитет власти и власть авторитета. Во втором случае право не предоставляется, а узурпируется. Все зависит от психологического основания готовности одного человека предоставить другому право на принятие ответственного решения в условиях личностно значимой совместной деятельности. Это основание может представлять собой властную позицию (ориентация руководителя на свое ролевое превосходство), личные заслуги или являться по своему характеру интегральным.

Лидером оказывается тот член группы, который либо авторитетен для большинства своих партнеров (непосредственный авторитет), либо авторитетен в глазах тех, кто является авторитетом для остальных членов группы (опосредствованный авторитет). Признавая за лидером право на принятие ответственного решения в значимых условиях совместной деятельности, члены группы авансируют ему доверие, порой предоставляя недопустимую для них самих свободу действий, уверенные в том, что она будет использована лишь во благо сообщества. Этим, по-видимому, и может быть объяснено уже неоднократно зафиксированное в социально-психологических исследованиях явление, традиционно описываемое как «идиосинкразический эффект», т.е. предоставление лидеру преимущественного права в некоторой степени отклоняться во благо группы от общепринятых мнений и норм. Другими словами, когда речь идет об авторитетном лице, имеется в виду, что этому лицу отдается право на принятие ответственного решения, но ничего не говорится о том, каким образом этот конкретный субъект этим правом распорядится. Лишь в том случае, когда человек, которому подобное право предоставлено большинством членов группы (в данном случае большинство не предполагает поименного голосования, а скорее предопределяет неосуждение данного лица за принятое решение), принимает на себя ответственность и реально занимается организацией систем отношений в группе и групповой жизнедеятельности, он может быть обозначен в качестве лидера данного сообщества.

Руководителю, обладающему подлинным авторитетом, изначально авансируется успех. Авторитет того или иного лица может признаваться не только в той области, в которой он был изначально завоеван. Вполне возможен процесс иррадиации авторитета, т.е. переноса его на те сферы жизнедеятельности, где право данной личности не проверялось. В то же время было бы несправедливо отказывать в признании авторитетности руководителю, который оказывается значимым лишь в одной из сфер жизнедеятельности группы и не выступает в качестве авторитета в других областях. Такое явление в психологии обозначается как спецификация авторитета.

Авторитетность одного, базирующаяся на неавторитетности для него остальных, – практически стопроцентная гарантия общегруппового неуспеха, типичная причина, по которой группа оказывается не в состоянии решить стоящие перед ней задачи.

Коммуникативные взаимоотношения характеризуют активность членов сообщества в их контактах, взаимосвязях и общении. Возникают они посредством информационного обмена между участниками взаимодействия и в значительной мере зависят от психологических качеств партнеров, которые они способны проявить в диапазоне «общительность-замкнутость». Развитию коммуникативных взаимоотношений благоприятствуют следующие качества: открытость, искренность, простота, личное обаяние, непосредственность, эмоциональность и т.п. Коммуникативный потенциал личности снижается из-за робости, застенчивости, скрытности, неумения слушать других и т.п.

В эру интернета и мобильных телефонов на коммуникационных отношениях делается все больший и больший акцент. От работника требуют постоянно быть на связи, как будто от этого сильно зависит его производительность. Скорее, неумение грамотно организовать работу компенсируется попытками контролировать каждое действие каждого работника. Считается, что при отсутствии хорошего решения организация дискурса поможет приблизиться к нему. Однако высокое качество не рождается путем сложения низкокачественных усилий. Об этом никогда не стоит забывать.

В хорошо спроектированных и эффективно управляемых организациях коммуникативные взаимоотношения никогда не ставятся во главу угла, хотя там они достаточно хорошо развиты. Помимо коммуникативных качеств работник должен обладать интеллектом, знаниями, упорством в достижении поставленной цели, без которых его работа вряд ли сдвинется с мертвой точки. Как правило, талантливых работников не принуждают к развитию его коммуникационных способностей. Обладание такими способностями более важно именно для ординарных работников, которые не в состоянии самостоятельно генерировать продуктивные идеи.

Робость и застенчивость сама собой исчезает, если работник занимается интересным для него делом, и совместная деятельность, в которую он вовлечен, хорошо организована.

Такие проявления, как скрытность и неумение слушать других, наиболее проявляются в авторитарных организациях, где результат совместной работы почти полностью зависит от воли авторитарного лидера.

Когнитивные взаимоотношения представляют собой результат отражения адекватности взаимного познания людей. Они характеризуют партнеров в диапазоне «понимание-непонимание» через проявление сочувствия, сопереживания, эмпатии и других социально-психологических феноменов, определяющих проникновение участников взаимодействия в психологическую сущность друг друга.

Развитые когнитивные взаимоотношения присутствуют только в хорошо слаженных коллективах. Такие коллективы очень дорожат этим видом взаимоотношений, считая его чуть ли не самым важным. Этот феномен, скорее, – исключительное явление, на практике встречающееся крайне редко. В большинстве коллективов когнитивные взаимоотношения не развиты, и их развитию там не придается никакого значения.

Хотя в последнее время в менеджменте стало модным говорить об эмоциональном интеллекте, компетенции работников улавливать потребности клиентов и коллег, все эти разговоры не идут дальше голых деклараций. Научить людей строить эффективные когнитивные взаимоотношения крайне сложно, поскольку это требует от них хороших, почти профессиональных  знаний психологии, социологии, культуры. Большинство людей такими знаниями не обладают и не имеют возможности их приобрести.

Эмоциональные взаимоотношения отражают взаимную привлекательность людей и проявляются в рамках «любовь-ненависть». Побудителями этих чувств становится физическая, психологическая, социальная привлекательность партнеров. Различные виды привлекательности могут взаимно усиливать или ослаблять друг друга. Зависит это от субъективных установок партнеров на их совместную деятельность, а также от этнопсихологических стереотипов.

Эмоциональные взаимоотношения всегда накладываются на ролевые взаимоотношения. Эмоции членов коллектива отражают степень принятия или неприятия ими организации совместной деятельности. Положительная эмоциональная оценка наблюдается у тех членов коллектива, чье мировоззрение не вступает в противоречие с тем, как организована совместная деятельность. Эти люди не воспринимают как несправедливую принятую в организации политику «кнута и пряника», т.е. наказания и поощрения. Напротив, члены коллектива, чье мировоззрение не соответствует принципам организации совместная деятельность, всегда будут выказывать негативную эмоциональную оценку почти на все действия руководства, неизменно отыскивая в них производственные ошибки или попрание моральных норм.

Волевые взаимоотношения отражают возможности самопроявления партнеров в совместной жизнедеятельности. Они характеризуют меру психологической активности или характер поведения людей в сообществах. Волевые взаимоотношения изменяются в диапазоне «независимость-подчинение» и проявляются как властность, самостоятельность, решительность, настойчивость, уступчивость, терпимость и т.д. В коллективе недопустимо чрезмерное проявление любого из этих качеств.

Волевая совместимость членов коллектива достигается только методом проб и ошибок. Практически невозможно заранее просчитать, как будут совместно реагировать люди на возникающие проблемные ситуации в коллективе. Поэтому следует внимательно следить за развитием каждой конфликтной ситуации и на основе тщательного анализа делать соответствующие организационные выводы.

Если преследуется цель построить хорошо сбалансированный коллектив, недопустимое как постоянное сильное давление авторитета на рядового работника, так и безграничное поощрение гипертрофированной активности работника, всех выдвигаемых им инициатив. В коллективе все работники должны быть в меру самостоятельными, решительными, уступчивыми, терпимыми и т.д. Чрезмерная самостоятельность должна частично гаситься регламентами, чрезмерная уступчивость должна пресекаться наложением властных полномочий, излишняя решительность должна осаждаться предварительным планированием и т.д.

Если же коллектив создается исключительно под выполнение заданий какого-нибудь авторитета, то все волевые взаимоотношения должны быть заранее четко регламентированы. Нанимаемый работник уже при приеме на работу должен знать, какая роль ему отводится и какое поведение от него ожидается. Это поможет в дальнейшем избежать многочисленных конфликтов, связанных с подавление инициативности, отказами выказывать уступчивость, проявлениями нетерпимости.

Моральные взаимоотношения характеризуют поведение людей по критериям «добро-зло» и проявляются в заботливости, отзывчивости или равнодушии, корысти, агрессии, эгоизме и т.п. Эти взаимоотношения отражают психологические установки, касающиеся этической стороны поведения людей в сообществах. Понимание добра-зла в первичных группах не всегда соответствует общественной морали из-за сложности и противоречивости обыденного сознания, которое не всегда приемлет общечеловеческие ценности.

Моральные взаимоотношения в совместной деятельности часто рассматриваются как второстепенные. Однако есть немало людей, для которых добыча и потребление ресурсов тесно замыкается на соблюдение принятых ими моральных норм. Такие люди без раздумий пойдут на конфликт, если ценные для них моральные принципы попираются.

Дабы избежать моральных конфликтов в совместной деятельности, следует знакомить кандидата на работу с установившимися в коллективе моральными взаимоотношениями. Большинство кандидатов сами не примут предложение о работе, если их представления о морали иные. Те же, кого не смутят предлагаемые моральные нормы поведения, либо их разделяют, либо еще до конца не определились с собственным отношением к морали.

Специфика взаимоотношений в группе

С точки зрения социальной психологии любой группе обязательно присущи такие конкретные черты и признаки, как:

  • наличие двух и более людей;
  • осуществление непрерывных контактов и общение между ними;
  • наличие общей цели и совместной деятельности;
  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей; проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • осознание членами группы себя как «мы», а других как «они»;
  • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
  • функционирование качественной организационной структуры и системы руководства (власти);
  • наличие достаточного времени взаимного существования людей.

 

Психологические отношения личности в групповой динамике приобретают вполне определенную специфику. Связующей основой психологии группы выступают следующие социально-психологические явления: внутригрупповые межличностные отношения, групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения и групповые традиции, являющиеся непосредственным отражением реальной жизни и деятельности ее членов.

На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления – цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.

В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.

В системе совместной деятельности членов группы устремления выполняют интегрирующие и организующие функции на трех уровнях: ценностно-нормативном, организационно-функциональном и ндивидуально-мотивационном.

Ценностно-нормативный уровень обеспечивает возможность групповых устремлений отражать запросы всех членов группы. На организационно-функциональном уровне групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри- и межгруппового взаимодействия. Индивидуально-мотивационный уровень фиксирует личностный смысл и значимость совместной деятельности для членов малой группы.

Одним из структурных элементов психологии группы является групповое мнение  – совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение ее членов к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри, так и за ее пределами.

Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.

Групповое мнение выполняет определенные функции:

  • информационную, показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.;
  • функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.;
  • оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

Сложившееся общее мнение группы – реальная и действенная нравственная сила. Через него она влияет на каждого своего члена прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

Эффективность воздействия группового мнения объясняется:

  1. сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (групповое мнение вызывает у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);
  2. оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;
  3. способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может и не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не способствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и при необходимости принимать или не принимать их во внимание.

Единое мнение по каждому вопросу жизни и деятельности не всегда формируется сразу. Степень его объективности зависит от таких факторов, как частное или временное несовпадение интересов отдельных личностей и группы; конфликтные отношения между отдельными ее членами и самой группой; инертность или, наоборот, активность конкретных людей, стремящихся отстоять свои суждения.

В процессе формирования и развития групповое мнение проходит три этапа. На первом этапе члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему. На втором они обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами и в результате группового обсуждения приходят к общей точке зрения. На третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.

Важнейшей составной частью психологии группы являются групповые настроения – сложные эмоциональные состояния, общий эмоциональный настрой членов группы, совокупность переживаний, овладевших в определенный период ими и в значительной степени определяющих направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных ее членов.

К ним обычно относятся:

  • совместные переживания конкретных событий, фактов;
  • сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью;
  • устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы.

Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, влияют на их жизнь и деятельность, т.е. проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Одни настроения (энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема) способствуют совместным усилиям и успеху группы, другие же (состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство), напротив, резко снижают ее возможности.

Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов группы соответствующих настроений, эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако в отличие от последних групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны значительно быстрее чувств распространяться в группе, передаваться вне ее и изменять свою полярность.

Значимым элементом психологии группы являются традиции – сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена группы.

В традициях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции присущи каждой конкретной общности (группе, коллективу). Наряду с общими, внутри каждой группы зарождается немало специфических традиций, имеющих большое значение для их сплочения. Действенность и живучесть традиций определяется степенью их эмоциональной притягательности, желанием принять их группой в целом и каждым ее членом в отдельности. А это зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени они связывают свои интересы с той или иной традицией, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями, ценностями.

Характер развития межличностных отношений в группе может быть очень многоплановым, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать.

Отношения между конкретными группами можно характеризовать как отношения внутригруппового фаворитизма, межгрупповой дискриминации, межгруппового сотрудничества. Суть внутригруппового фаворитизма в том, что своя группа оценивается ее членами как более привлекательная (лучшая), нежели другие группы. Межгрупповая дискриминация, которая может быть следствием внутригруппового фаворитизма, проявляется во враждебном отношении к чужой группе. Внутригрупповой фаворитизм необходим на ранних стадиях развития малой группы. Он благотворно влияет на ее сплоченность и отражает степень значимости и привлекательности группы для индивида. В этой связи межгрупповая дискриминация представляется естественной для групп преступников, объединенных по признаку землячества, например в исправительно-трудовых колониях.

Таким образом, межгрупповые отношения складываются на следующей основе: члены некоторой общности (группы) вырабатывают определенное представление и чувство единства, выражаемые словом «Мы», но ко всем, кто не входит в данную группу, относятся как к «чужим», обозначаемым местоимением «Они».

В преступных группах чувство «Мы» не только делает человека зависимым от других членов, но и дает ощущение силы, поддержки. Как правило, это чувство снижает степень критичности по отношению к своим действиям и ответственность за их результаты.

Внутригрупповой фаворитизм проявляется и на уровне взаимоотношений больших групп. Он проходит через сознание людей, искажая его предрассудками и предубеждениями против людей других национальностей, социальных групп или меньшинств. Нормальные отношения предусматривают диалог, общение культур. На этом уровне субъектами взаимодействия становятся целые общности, культуры.

***

Собранные в группу, отдельные личности вынуждены подстраиваться под групповые устремления, групповые нормы и ценности, адекватно реагировать на групповые настроения. Структура их высших потребностей соответствующим образом видоизменяется, но при этом базовые потребности остаются неизменными.

В хорошо организованной группе удовлетворению базовых потребностей ее членов лидеры уделяют большое внимание. В такую группу сложно попасть «с улицы», быть ее членом считается престижным.

В отношении государственного устройства возможны два крайних случая, условно названные «хороший» и «плохой».

В «хорошо» организованном государстве практически всем группам в энергетическом обмене предоставляются равные права. Плата за такое право – все группы облагаются существенными налогами, которые тратятся на поддержание государства. Закон в государстве един для всех. Такое устройство характерно для стран с большим дефицитом природных ресурсов. Власти для поддержания жизнеспособности государства приходится полагаться на изобретательность и активность своих граждан. Граждане контролируют деятельность власти. Таким образом, власть и народ поддерживают друг друга, в государстве существует единая энергетическая система.

В «плохо» организованном государстве контроль над всеми важными ресурсами осуществляет небольшое число групп, тесно связанных с властными структурами. Остальным группам  – народу – дозволяется заниматься тем, что не представляет особой ценности для властных элит. Чтобы выжить, народу приходится «крутиться», уходить от налогов. Законодательство намеренно устроено таким образом, что позволяет применять законы избирательно и толковать любую деятельность народа двояко. Все это дает возможность изначально считать всех рядовых граждан потенциальными преступниками – каждого всегда можно за что-нибудь привлечь к ответственности. Цель такой политики – не допустить к управлению ценными ресурсами «чужих». Поддержание государства осуществляется в основном за счет поступлений средств от деятельности групп, принадлежащих властным структурам. Подобное устройство характерно для стран с богатыми природными ресурсами. Власть живет своей жизнью, защищая территорию своего влияния, народ живет обособленно от власти. У власти нет нужды обращаться за поддержкой к своему народу, в отдельных случаях народ используется как «пушечное мясо». Таким образом, в государстве присутствуют две связанные между собой энергетические системы – власть и народ. Характер этих связей отражает степень демократичности или авторитарности государственного устройства. Связи, построенные на страхе, символизируют крайнюю степень авторитаризма.

Хорошо организованная группа в «плохо» организованном государстве – это большая редкость, и наоборот, чем лучше организовано государство, тем больше в нем возникает хорошо организованных групп. Как правило, в «плохо» организованном государстве создается небольшое число хорошо организованных групп, на которые и опирается вся государственная власть. Такое поведение власти вполне логично – это позволяет ей наилучшим образом защищать свои интересы. Те, кто не попал в элитарные группы, вынуждены создавать плохо организованные группы, поскольку иной возможности у них нет. Власть не позволяет народу эффективно самоорганизовываться, тем самым становясь для власти серьезным соперником. Тем самым состояние народной энергетической системы постоянно ослаблено.

Заставить в плохо организованной группе работать ее членов можно только одним путем – прививая им чувство солидарности. Оказавшись «в одной лодке», собратья по нелегкой доле вынуждены все вместе «грести», дабы «не утонуть». То есть только осознанная совместная деятельность поддерживает жизнеспособность слабой народной энергетической системы. Эта деятельность крепко объединяет простых людей, постоянно воспроизводя в народной среде передаваемую из поколения в поколение традицию противопоставления народа и власти. Данная традиция только на руку самой власти – она символизирует «вечность» установленного порядка вещей.

Может ли «плохо» организованное государство трансформироваться в «хорошо» организованное государство? Это можно сделать только при серьезных внешних усилиях. Само по себе такое государство никогда не изменится. Наличие двух энергетических систем – власти и народа – весьма устойчивое образование. Для его превращения в единую энергетическую системы необходимо одновременно выполнение двух условий: лишить власть возможности быстро обогащаться за счет природных ресурсов, научить народ совместно контролировать эти ресурсы. Для выполнения второго условия требуется систематическая внешняя поддержка, способная преодолевать сопротивление властей. Такую поддержку на практике оказать крайне сложно, т.к. она очень энергозатратна. Сама же народная энергетическая система крайне слаба и не имеет достаточных ресурсов для полной своей реорганизации. Сценарий свергнуть существующую власть и затем под протекторатом внешней силы в течение длительного времени реорганизовывать народную энергетическую систему, насаждать в ней демократические принципы, возможен только в отношении малых государств.

Главная проблема «плохо» организованного государства – слабое и весьма одностороннее развитие экономики. Наличие двух энергетических систем распыляет производственные силы. Огромный людской потенциал остается невостребованным. Экономика развивается фактически только за счет госзаказа.

В «хорошо» организованном государстве проблемы экономического развития успешно преодолеваются, однако имеются проблемы, не свойственные «плохо» организованному государству. Это и постоянные конфликты и скандалы вокруг властных структур, и высокая конкуренция во всех отраслях народного хозяйства, и сильная зависимость благосостояния людей от экономических кризисов, и старение населения (рожают мало, живут долго).

 

Почему возможно существование «плохо» организованного государства наряду с «хорошо» организованным государством? Почему все государства не переходят на формат «хороших» отношений, если данный формат показывает себя как наиболее эффективный?

Бэкмология дает однозначный и полный ответ на эти вопросы. Ответ является ключом ко многим загадкам социума.

 

Энергетическая модель психики

Энергетическая модель эмоций

Гедоническая шкала эмоций

Энергетические модели в социологии

 

 
Даже если ты один против всех – это не значит, что ты не прав.
Хью Лори
В свободном обществе никто не может заставить человека не быть рабом.
Эрнст Неизвестный