Энергетические модели в социологии

23 Июля 2015

Все природные ресурсы так или иначе являются либо источниками энергии, либо материалами для производства орудий, необходимых для получения энергии. Поэтому слова «энергия» и «ресурсы» при некотором обобщении можно считать синонимами.

Все основное производство связано либо с непосредственным получением ресурсов, либо с созданием средств добычи, сохранения и переработки ресурсов. А вспомогательное производство в той или иной мере необходимо для поддержки основного производства. Вообще, любое производство можно считать прямо или косвенно связанным с ресурсами, их добычей, переработкой, распределением или обменом. Даже производство товаров народного потребления имеет косвенное отношение к добыче ресурсов, т.к. эти товары обеспечивают жизнедеятельность работников производств, непосредственно участвующих в добыче и переработке ресурсов.

Таким образом, любая социальная система строится на ресурсной основе, все ее отношения прямо или косвенно являются ресурсными отношениями.

Общество возникает в связи с необходимостью применения коллективного труда для получения жизненно важных людям ресурсов. Поскольку люди потребляет энергию только определенных форм и количество этих форм ограничено, в условиях расширенного воспроизводства человечества возникает задача преобразования энергии в эти формы. На решение данной задачи люди затрачивают много совместных усилий, и способов решения в зависимости от природных условий оказывается целое множество. Поскольку преобразования энергии – многостадийный процесс, появляются различные технологии, обеспечивающие определенные стадии преобразования ресурсов. Также возникают задачи управления всем процессом в целом и другие сопутствующие сложному производству задачи, не говоря уже о задачах распределения и обмена результатов коллективного труда. Все это обуславливает появление экономики, и в итоге у людей возникает специализация, что неизбежно приводит к дифференциации в обществе. Расслоение общества на управляемых и управляющих – сугубо социальное явление, связанное с необходимостью поддерживать сложные технологии добычи и преобразования ресурсов. Люди начинают использоваться как инструменты. С появлением каст и классов возникают проблемы регулирования отношений между ними. Попадание человека в определенную страту нередко обуславливается не личным желанием человека, а общественной необходимостью и сложившимися традициями. Когда общество определяет судьбу человека, неизбежно возникновение конфликтов между человеком и обществом. Для разрешения конфликтов в обществе насаждается культура, а также создаются специальные организации для поддержания установленного порядка.

Понятно, что общество представляет собой и экономическую, и социальную систему, т.е. социально-экономическую систему. Говоря о социальной системе, всегда подразумевается, что за ней стоит экономическая система, и наоборот. Обе системы друг друга поддерживают, т.к. не могут существовать одна без другой. Однако для простоты часто говорят об одной из систем. Как у экономической, так и социальной системы имеются специфические только им присущие задачи, и рассмотрение этих задач удобно производить в отрыве от системы, к которой они не относятся. Но при этом следовало бы всегда помнить, что любая задача имеет определенную поддержку в обеих системах. Правда данное требование далеко не всегда выполняется, что неизменно приводит к потере «общей картинки», и нередко создается впечатление оторванности экономики от социальной жизни, и наоборот.

Итак, в процессе своей жизнедеятельности любая социально-экономическая проводит преобразование входных ресурсов, поступающих из внешней среды, в выходные продукты, важные для воспроизводства общества. Данное преобразование происходит в соответствии с используемыми технологиями и требует расхода части внутренней энергии системы. Естественно, затраты внутренней энергии восполняются за счет части входных ресурсов. Коэффициент полезного действия повышается с уменьшением количества расхода восполняемой внутренней энергии. Для повышения эффективности создаются новые технологии.

Также элементы внутренней структуры социальной системы изнашиваются и устаревают, а технологии преобразования ресурсов перестают отвечать новым требованиям. Поэтому системе необходимо развитие. Без развития социальная система со временем перестанет отвечать целям своего существования. Для обеспечения развития так же требуется достаточное количество вещественно-энергетических ресурсов – это и внутренние ресурсы системы, и ресурсы, поступающие из внешней среды. Их соотношение зависит от специфики решаемой задачи и внешних условий.

Количество внутренней энергии любой социально-экономической ограничено, ее развитие зависит от возможности получать необходимые ресурсы из внешнего окружения. Если нет возможности для развития использовать в достаточном количестве внешние ресурсы, появляется дефицит внутренней энергии. Энергии становится недостаточно для одновременного проведения необходимых изменений системы и обеспечения собственного воспроизводства. В результате возникает противоречие, в результате которого в обществе могут развиваться кризисные явления. Таким образом, основной причиной наступления кризиса являются ограниченность ресурсов, приводящая к невозможности одновременно обеспечивать развитие и воспроизводство. В связи с этим в обществе возникают конфликты. При наступлении кризиса возникает насущная необходимость смены модели жизнедеятельности системы и/или расширения занимаемой ею территории.

Если общество решает расширить территорию своего обитания, у него возникают напряженные отношения с тем обществом, территория которого занимается. Все территориальные споры разрешаются посредством политической системы. Между обществами возникают политические отношения по вопросам разграничения прав на добычу ресурсов. Политическая система также регулирует отношения собственности в обществе. С появлением государств появляется политика, каждое государство имеет свою политическую систему, призванную защищать его территориальную целостность. Политику можно считать частью социальной системы.

Рассматривать каждое явление в обществе с точки зрения его энергетики считается нецелесообразным. Так, акцентироваться на ресурсной подоплеки в организации школ нет никакой необходимости. Понятно, что школы необходимы для обучения детей, и детей учат для их дальнейшего использования в общественном воспроизводстве. Никакого обучения не проводилось бы, если в этом для общества не было бы необходимости.

Чем более глобально социальное явление, тем в меньшей степени в нем усматриваются ресурсные корни. Глобальное явление как бы становится самодостаточным и рассматривается само по себе. Например, практически никто не усматривает в спортивной деятельности процесс, направленный на формирование крепких и сильных граждан, способных эффективно добывать природные ресурсы – это как бы считается само собой разумеющимся.

Необходимость в энергетической интерпретации социальных явлений прежде всего возникает в случае возникновения конфликтных ситуаций. Все конфликты так или иначе связаны с ресурсами. Проведение энергетического анализа позволяет докопаться до сути любого конфликта, точно выявить ресурсы и конкурентов за них.

Каждый человек претендует на определенные ресурсы и добивается их, используя свои способности. На его пути стоят многочисленные ограничения в виде законов, регламентов, норм и правил, т.е. навязанные обществом установки. Установки формируют мировоззрение человека, запрограммированный человек будет поступать в соответствии с заложенными в него программами. Но установки могут меняться, и в этом состоит интрига общественного устройства. Человека можно склонить делать то, что общество не одобряет, или человек может навязать обществу то, что ранее общество не принимало.

Одна из важнейших задача общества – воспитывать людей, чьи установки будут соответствовать принятой в обществе модели жизнедеятельности. Однако ни одна модель не может обеспечить бесконфликтное существование граждан. Поэтому критически настроенные граждане меняют привитые им установки при необходимости разрешения конфликтов в свою пользу. Их действия нередко становятся противоправными, и общество наказывает провинившихся граждан. Санкции против непослушных граждан являются не только защитой общества от инородных элементов, но и демонстрацией для остальных граждан силы закона, навязываемых норм поведения. Управление гражданами осуществляется не только путем накладывания санкций на их поведение, но и с помощью различных поощрений. Гражданина можно заставить совершить определенное действие, если пообещать ему за это достойную компенсацию. В психологии это называется мотивацией. Мотивируя человека, можно добиться от него желаемого поведения. При этом, чтобы мотивация воистину была действенной, перед человеком рисуется картина применяемых против него санкций в случае ослушания.

Таким образом, механизмы «кнута и пряника» составляют основу управления в обществе. Применяемые совместно, поощрения и наказания, в целом, обеспечивают необходимую социальную стабильность, если ведется планомерная борьба с различными дестабилизирующими факторами. За всем этими социальными действиями неизменно стоят ресурсы. Общество решает, как будут распределяться ресурсы между его членами. Общество пресекает попытки нерегламентированного распределения ресурсов и поощряет усилия по поддержанию установленных регламентов.

Между отдельными гражданами устанавливаются регламентируемые обществом ресурсные отношения. Эти отношения не всегда выглядят как ресурсные, но если внимательно вдуматься, то их ресурсный аспект всегда можно прояснить. Так, даже любовь является чисто ресурсным отношением. Во-первых, она направлена на поиски спутника жизни, с которым легче добывать необходимые ресурсы для выживания. Во-вторых, любовь необходима человеку, чтобы обеспечить продолжение рода, а значит, обеспечить ресурсами собственную старость. В-третьих, любовь толкает человека на мобилизацию собственных ресурсов на получение большего количества внешних ресурсов.

В обществе ничего не происходит без энергетической подоплеки. Например, любой вид творческой деятельности можно проинтерпретировать с точки зрения связанной с ней энергетики. Так, у театра и кино имеются две основные роли – воспитательная и развлекательная. Воспитывается послушный гражданин, развлечения необходимы людям для полноценного отдыха, снятия стресса. Художник создает свои картины, чтобы у остальных людей развивалось воображение, необходимое для поиска новых изощренных способов извлечения необходимой энергии из ресурсов, ранее считавшихся энергетически бесперспективными. Сам художник может своего предназначения не осознавать или не признавать, но от этого его роль в общественной жизни не изменится.

Зачем нужно рассматривать общество с энергетической точки зрения?

Этот вопрос является отнюдь не философским, а имеет четкое практическое значение. Выявление энергетических схем отношений между людьми предоставляет возможности объективного понимания социальной организации, а значит, позволяет эффективно управлять социальными процессами и в случае необходимости уходить из-под общественного контроля.

Бэкмология предоставляет все необходимые средства для энергетической интерпретации структуры общества и общественных процессов. Благодаря Бэкмологии, тайное всегда становится явным, идеологические фильтры и навязанные мировоззренческие установки не только преодолеваются, но и становится понятным их изначальное предназначение.

Бэкмология рассматривает социум не с позиций определенной доктрины, а исследует его в наиболее естественном природном ракурсе. Модели Бэкмологии не натуралистичны, а глубоко проработаны до уровня согласования с известными нам физическими основаниями. В Бэкмологии достижения наук – психологии, социологии, политологии и других – не подвергаются сомнению или переосмыслению, а дополняются интерпретациями, необходимыми для ясного понимания, что на самом деле есть общество, как человек ведет себя в обществе и зачем он развивает различные области знания. Таким образом, Бэкмология не искажает, а лишь дополняет собственной интерпретацией уже имеющиеся модели.

В качестве небольшого примера бэкмологической интерпретации можно рассмотреть фрагмент общей социологической модели общества.

Общество – совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологических, духовных и др., опосредующих их деятельность по добыче, распределению и обмену энергией. Эта деятельность называется социальной, поскольку ее организуют люди.

В обществе с энергетической точки зрения выделяются три достаточно разнородных элемента:

1. Источник внешней энергии – природная среда, которой люди пользуются для своего существования. Это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т.д.

2. Потребители внешней энергии – люди, которые образуют самые различные социальные группы.

3. Косвенный регулятор энергетических потоков среди людей – культура, которая интегрирует общество в единую систему.

Социальные взаимодействия – это взаимодействия между людьми, косвенно связанные с обменом энергией между ними. Косвенность заключается в том, что регулируются не непосредственные энергетические потоки, а различные способы управления ими.

Если непосредственное управление энергетическими потоками осуществляется в экономике, то социальная жизнь людей – это отношения по регулированию способов управления энергетическими потоками.

Управление  управлением
Рис. Управление управлением, модель становится двухуровневой

Человеческое общество представляет собой сложный социокультурный и экономический феномен, одной из важнейших составляющих которого является культура.

Под культурой понимают созданную людьми искусственную материальную (предметную) и идеальную среду, определяющую социальную жизнь людей. Именно культура как система ценностей, норм и образцов поведения определяет ту социальную среду, взаимодействуя с которой индивиды и социальные группы определяют свое основанное на энергетическом обмене поведение. Культура является результатом сложного взаимодействия людей с энергиями среды.

Культура – совокупность норм и ценностей, принятых в данном обществе и разделяемых большинством его членов.

Необходимость в культуре возникает как для ограничения агрессивных, разрушительных форм поведения людей, так и для совместной выработки более совершенных форм управления (технологий) энергетическими потоками.

Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество, она один из его функциональных элементов.

Структура культуры:

  • материальная культура – это вещи, предметный мир, черпающий свои «строительные материалы» из природы;
  • регуляторы социального взаимодействия (символические объекты) – это ценности и нормы;
  • образцы человеческих отношений – это относительно устойчивые способы восприятия, мышления, поведения людей.

 

Публикации по основаниям Бэкмологии:

Энергетическая модель психики

Энергетическая модель эмоций

Гедоническая шкала эмоций

 

 
Наиболее суеверные эпохи были всегда эпохами самых ужасных преступлений.
Вольтер
Всякий человек знает, что ему нужно делать не то,что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними.
Лев Николаевич Толстой