Креативность и рациональность

17 Ноября 2015

На примере правления Горбачева, Ельцина и Путина показывается, к каким результатам приводят разные соотношения качеств «креативность» и «рациональность». В публикации не дается никаких оценок, какое из соотношений является оптимальным, и как его достичь.

 

Сначала дадим необходимые определения.

Рациональность – это хорошо соответствующий реальному окружению образ действий и мыслей. Признаком рациональности поведения человека является осуществляемый им контроль на основе анализа соразмерности занимаемой позиции и реальной ситуации, в которой он находится.

Рациональность проявляется в нескольких аспектах.

1. Рациональность как осознанное, упорядоченное, непротиворечивое содержание, противостоящее эмоциональному, противоречивому, аффективному. Рациональное выступает как упорядоченное, близкое научному теоретическому сознанию в противовес эмоциональному компоненту, стихийному, связанному с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием. Рациональная реакция человека выступают как продуманная, взвешенная реакция, связанная с осознанным выбором. Иррациональные реакции являются аффективно-эмоциональными или подражательными.

2. Рациональность как соответствие истинности. Рациональными признаются рассуждения, смыслы, действия, знание, которые соответствуют принятым в данном обществе эталонам, которые выражают определенные версии истины. Такие эталоны могут иметь различное содержание: универсальный закон, стандарты познавательной деятельности, социальная консолидация, верифицируемость знания и др.

3. Целесообразность. Рациональность выступает как выражение объективной связи цели деятельности и средств ее достижения. Рационализация предполагает осознание цели деятельности, логическое соотнесение цели, средств и последствий ее достижения.

4. Нормативность, стандартизованность. Совокупность норм правил и ценностей, задающих стандарты связи целей и средств в различных сферах практики. Рациональной является деятельность, в которой стандарты соблюдены, нерациональной – деятельность, в которой стандарты нарушены.

5. Законосообразность. Соответствие наблюдаемых явлений, процессов, действий объективным законам, о существовании которых известно. Здесь оппозиция «рациональное – иррациональное» становится близкой категориям порядка и хаоса (беспорядка), где порядок есть воплощение рациональности, а хаос представляет собой непредсказуемую индетерминированную стихию иррационального.

6. Эффективность. Насколько эффективно реализуются поставленные цели в данных условиях среды. Рациональный выбор – это определение наилучшего варианта действий по достижению цели при ограниченных ресурсах.

7. Способность к целеполаганию. Усилия по анализу соразмерности занимаемой позиции, реально осуществляемого акта и складывающейся реальной ситуации; построения плана действий, ориентированного на реальную ситуацию.

8. Способности свободно и самостоятельно управлять своим поведением, действовать автономно. Рациональным является автономный индивид, обладающий свободой выбора альтернатив поведения, способный проектировать различные варианты движения в рамках модели проблемной ситуации.

Креативность подразумевает определенную новизну в деятельности. Это способность индивида видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем, способность к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Креативность нередко вызывает первоначальное неприятие социума. Полной противоположностью креативности является шаблонное мышление, под которым понимается ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденция одинаково подходить к разным проблемам.

Креативность как таковая не является чем-то хорошим или плохим. Каковым является определенное креативное действие, можно решить только в рамках дискурса. Креативность может использоваться для развития демократии, прав человека, но не меньше примеров можно привести в подтверждение негативного использования креативности. Строительство лагерей смерти было «креативным» изобретением нацизма, но эта креативность была направлена негативно.

Харизма – это особое свойство, благодаря которому человека воспринимают как одаренного особыми качествами притягивать к себе внимание и способного оказывать эффективное влияние на других. Харизматичный человек производит на окружающих сильное впечатление, они поддаются его обаянию и готовы следовать за ним. В социологии харизматичным считается любой человек, способный воздействовать на толпу, массу, передавая ей большой эмоциональный заряд. Харизматические качества лидера позволяют ему реже сталкиваться с конфликтами в своем окружении.

У людей харизма прочно ассоциируется с понятием власти и лидерства. Выдающиеся лидеры политических, религиозных движений, оставшиеся в памяти потомков, обладали огромной личной харизмой, сила их личности была настолько велика, что окружающие ощущали на себе магические силы притяжения, противостоять которым они не могли, да и не желали.

Рационализация креативности – приведение новых идей в соответствие с реальным окружением. Цель – предлагаемые идеи не должны отторгаться обществом. Полного соответствия добиться никогда не удастся, но сгладить наиболее выделяющиеся противоречия все же можно.

***

Рациональность и креативность явно конфликтуют между собой. Рациональность побуждает к действию в соответствии с имеющимися знаниями и опытом, а креативность разрушает традиционного знания и исторические рамки.

Если определить рациональность как действия в установленных привычных рамках, из которых не выходит обрабаотка отдельные ситуации, а креативность – как выход из зоны комфорта, разрушение этих рамок, то конфликт между ними станет логически неизбежным.

Креативные идеи почти всегда воспринимаются в штыки, они никогда не принимаются сразу. Быть креативным означает автоматически нажить себе массу недоброжелателей или врагов. Если «креативная» идея сразу принимается окружающим, значит эта идея не имеет никакого отношения к креативности.

Соотношение рациональности и креативности нагляднее всего продемонстрировать, сравнивая политику трех последних российских лидеров: Горбачева, Ельцина и Путина.

Правление Горбачева. открыть/закрыть

В апреле 1985 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачева предложил новый курс на модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. С провозглашением задачи перестройки СССР вступил в эпоху радикальных преобразований.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы: разделения властей, представительной демократии (парламентаризма, защиты гражданских и политических права человека. На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

В ходе перестройки широкое развитие получила гласность, выражавшаяся в критике деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

В рамках демократизация политической системы происходило оформление политического плюрализма. В 1990 году была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, и вслед за этим появился Закон об общественных объединениях. В результате открывалась возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

Для осуществления экономических реформ М.С.Горбачевым была предложена стратегия ускорения. Ее ключевым понятием являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины; контроль за качеством продукции (Закон о госприемке). В 1985 году в качестве меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом Горбачевым была запущена мощная антиалкогольная кампания. В многочисленных очередях за спиртным выстроилась половина работоспособного населения страны, в результате и так невысокий престиж руководства упал совсем низко.

Над проектом экономической реформы 1987 года работали известные экономисты: Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др. Проект реформы предусматривал расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения; отказ от монополии внешней торговли; глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения; признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Действия Горбачева были торопливыми и излишне эмоциональными. Проведение реформы должным образом им организовано не было. Реформа характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике.

 В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Производственная демократизация предусматривала перевод предприятий на самоокупаемость и хозрасчет. Предприятия получили право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

В 1988 году были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. – народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 года происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 года началось общее сокращение производства в промышленности.

Летом 1990 года взамен ускорения Горбачевым был провозглашен курс на переход к рыночной экономике. В противовес планам официального руководства на поэтапное в течение нескольких лет введение рынка был разработан план, известный как программа 500 дней, нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях. Авторами опрограммы выступила группа ученых-экономистов: академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консервативно настроенных членов ЦК КПСС Горбачев отказался от поддержки этой программы. Программу 500 дней поддержал оппозиционно настроенный к Горбачеву Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцины.

Еще осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС – представители движения Демократическая Россия, во главе с его лидером – Е.Т.Гайдаром. 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

22 января 1991 года Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года. Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов В. С. Павлов. Он намеревался стабилизировать денежное обращение в СССР. Реформа преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

Реформой предусматривалось, что 50- и 100-рублевые купюры образца 1961 года подлежат обмену на более мелкие купюры образца того же 1961 года, а также купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Обмен изымаемых купюр сопровождался существенными ограничениями: Сжатые сроки обмена – три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Не более 1000 рублей на человека – возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года. Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР – не более 500 рублей в месяц на одного вкладчика. Поскольку граждане могли иметь вклады в нескольких сберкассах, в том числе в разных городах, то на последних страницах общегражданского паспорта сотрудниками сберкасс делались отметки о снятых с вкладов суммах.

Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства.

Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в СССР были установлены новые цены, которые были примерно в 3 раза выше предыдущих.

В течение 1989 – 1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался кризис коммунистической идеологии, за чем последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего союз нерушимый республик свободных. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 году была создана КП РСФСР.

В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В декабре 1990 года IV съезд народных депутатов СССР принял постановление Об общей концепции Союзного договора, который в апреле 1991 года был подписан в Ново-Огарево (известен как соглашение 9+1). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 года в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР - Г.И.Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр, сменивший Н.И. Рыжкова), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К.Пуго (министр внутренних дел) и др. объявили о создании Государственного комитеа по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 года).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражению путчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.

Августовский политический кризис 1991 года наносит серьезный удар по позициям Горбачева. 23 августа 1991 года, после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 года был введен запрет компартии на территории РСФСР.

Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР. Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука) и Белоруссии (С.Шушкевича), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение.
25 декабря президент СССР Михаил Горбачев по телевидению в своем последнем обращении к народу заявил о своем уходе с этого поста. Вечером того же дня произошла торжественная смена флагов над Кремлем.

 

Итоги правления Горбачева. Горбачев в мировой истории останется человеком, который изменил ее ход, определив траекторию не только двадцатого, но и двадцать первого века. Причем он совершил невозможное, сокрушив не просто режим и империю, а обрушив претендовавшую на глобальное господство мировую систему коммунизма. Горбачев был первым российским лидером, который в своей борьбе за власть решил не использовать насилие, все еще контролируя инструменты насилия. Горбачев был первым лидером в российской истории, который оставил высший пост, не сопротивляясь и не пытаясь продлить свою власть через поиск преемника. Он ушел достойно и с высоко поднятой головой, не цепляясь за Кремль, чего в истории этой империи никогда не было.

Горбачев, хотя и начал великую трансформацию, не довел ее до конца и даже сопротивлялся переменам, которые он же и начал. Однако в мировой истории не было реформатора, который сумел бы одновременно сыграть и роль разрушителя старой системы, и строителя новой. Реформаторы теряют свою популярность, когда начинают демонтировать привычные уклады. Поэтому Горбачев и не мог стать созидателем. А в рамках Советского Союза любая реформа, которая вела к отказу от монополии компартии, могла означать только одно – демонтаж Системы. Горбачеву, пусть и неосознанно, пришлось стать разрушителем, причем не просто системы, но целой цивилизации, претендующей на мировое господство.

 

Правление Ельцина. открыть/закрыть

12 июня 1991 года Б.Н. Ельцин победил на выборах президента РСФСР, набрав 57,3% голосов избирателей, , и значительно опередив Николая Рыжкова, который, несмотря на поддержку союзных властей, получил всего лишь 16,85% голосов. Ельцин стал первым всенародно избранным президентом. Вместе с Ельциным был избран вице-президент Александр Руцкой. Их основными лозунгами стали борьба с привилегиями номенклатуры и суверенитет России от СССР.

Это были первые в истории России всенародные выборы Президента. Президент СССР Горбачев не был выбран всенародно, а получил это звание в результате голосования на Съезде Народных депутатов СССР, в котором в свою очередь значительная часть делегатов представляла КПСС и всенародно не выбиралась.

19 августа 1991 года, после объявления о создании ГКЧП и изоляции Горбачева в Крыму, Ельцин возглавил противодействие заговорщикам и превратил Дом Советов России («Белый дом») в центр сопротивления. Уже в первый день путча Ельцин, выступая с бронетранспортера перед Белым домом, назвал действия ГКЧП государственным переворотом, затем обнародовал ряд указов о непризнании действий ГКЧП. 23 августа Ельцин подписал указ о приостановлении а 6 ноября – о прекращении деятельности КПСС. В дни путча и накануне предполагаемого штурма Белого дома Ельцин вел с ГКЧП телефонные переговоры. По некоторым данным, благодаря этим переговорам было достигнуто соглашение об урегулировании конфликта и дальнейшей судьбе заговорщиков.

После провала путча и возвращения Горбачева в Москву переговоры по новому Союзному договору зашли в тупик, а Горбачев начал окончательно терять рычаги управления, которые постепенно отходили к Ельцину и главам других союзных республик.

В октябре 1991 года Борис Ельцин, выступая на Съезде народных депутатов, объявил о начале радикальных экономических реформ и на непродолжительное время лично возглавил правительство России. Одно из первых серьёзных экономических решений, принятых Ельциным, – указ о свободе торговли.

8 декабря 1991 года Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции «Вискули» в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.

25 декабря 1991 года Борис Ельцин получил всю полноту президентской власти в России в связи с отставкой президента СССР Михаила Горбачева и фактическим распадом СССР. После отставки Горбачева Ельцину были переданы резиденция в Кремле и так называемый ядерный чемоданчик.

Экономические реформы. После распада СССР Борис Ельцин приступил к осуществлению в стране радикальной экономической реформы посредством так называемой «шоковой терапии». 2 января 1992 года вступил в силу указ Ельцина о либерализации цен в России. Однако на смену проблемам с обеспечением населения продовольствием и товарами народного потребления пришли проблемы, связанные с гиперинфляцией. Денежные сбережения граждан обесценились, а цены и курсы валют увеличились за несколько месяцев в несколько раз; остановить гиперинфляцию удалось только в 1993 году.

Другими указами Ельцина были инициированы ваучерная приватизация и залоговые аукционы, приведшие к сосредоточению большей части бывшей государственной собственности в руках немногих людей («олигархов»). К 1994 году было приватизировано 112,6 тысячи государственных предприятий. В частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта).

Помимо гиперинфляции страна столкнулась с такими проблемами, как спад производства и неплатежи. Страна находилась в глубоком экономическом кризисе. Значительно возросла коррупция во всех эшелонах государственной власти.

К экономическим проблемам добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне вообще не признавали суверенитет России на ее территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в федеральный бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор, 31 марта 1992 года он был подписан президентом и главами регионов (кроме Татарстана и Чечни), а 10 апреля – включен в Конституцию России.

Начало либеральных реформ в экономике. В ноябре 1991 г. Б.Н. Ельцин сформировал новое правительство, основное ядро которого составили молодые экономисты-рыночники: П.О. Авен, А.А. Нечаев, А.Н. Шохин, А.Б. Чубайс. Вице-премьером этого правительства был назначен 35-летний экономист Е.Т. Гайдар. Молодых кабинетных ученых пригласили в правительство исключительно из-за глубины кризиса, в котором оказалась страна, из-за нежелания многих опытных экономистов и управленцев «разгребать авгиевы конюшни».

Главные экономические цели нового правительства России были изложены президентом Б.Н. Ельциным 28 октября 1991 г.: переход к рыночной экономике и достижение макроэкономической стабилизации. Программа содержала набор мер, широко известных в мировой практике: сначала отпуск цен, затем введение свободной торговли, следующий шаг – приватизация, передача государственной собственности в частные руки. Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, определить реальную цену товаров и включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». А приватизация, сделав людей собственниками, была призвана создать мощные стимулы к труду.

Реформы, начатые командой Гайдара, с самого начала приобрели революционный характер, характер перехода от одного общественного строя к другому. Правительство предприняло ряд важных мер по слому командно-административной системы, либерализации хозяйственной деятельности. Значительные усилия были направлены на создание рыночной инфраструктуры: фондовых и товарных бирж, банковской системы, валютного рынка.

В соответствии с правительственной программой реорганизация коснулась органов власти и управления. Советский госаппарат был резко сокращен, правда, ненадолго.

Основой гайдаровских реформ стала либеральная монетаристская модель перехода к рынку, ориентированная на ослабление вмешательства государства в экономику, первоочередное реформирование денежного сектора экономики, достижение финансовой стабилизации в стране, ликвидацию бюджетного дефицита, укрепление рубля. По планам реформаторов, программа стабилизации российской экономики на рыночной основе была рассчитана на три года.

В начале либеральных реформ – до декабря 1992 г. – наиболее революционную роль сыграл указ президента РФ от 2 января 1992 г. о либерализации цен и реорганизации торговли. Он предоставил предприятиям право самостоятельно устанавливать цены на производимую продукцию, право самостоятельного сбыта и покупки продукции и сырья. Указ вводил контроль за ценообразованием на предприятиях-монополистах, отменял запреты на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий.

Стабилизационная политика правительства Гайдара также предусматривала ряд важных мер по предотвращению гиперинфляции и социальной защите населения. Резкому сокращению были подвергнуты все государственные расходы (централизованные капиталовложения, дотации и т.д.). В частности, расходы на закупку вооружений были урезаны на 85%. Одновременно были приложены усилия по обеспечению конвертируемости рубля: упрощены схемы валютных операций, расширен валютный рынок и, наконец, установлен свободный курс рубля на основе спроса и предложения.

Либерализация цен и ужесточение финансовой политики привело к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах. Реформы, связанные с именем Гайдара, продолжались около года.

Уже первые шаги правительства Гайдара вызвали резкое противодействие со стороны Верховного Совета, который проваливал все законопроекты, предложенные правительством.

В силу прежде всего политических причин ход реформы с самого начала стал отклоняться от намеченного курса. Первоначально цены предполагалось отпустить лишь к лету 1992 г., однако под давлением объективных обстоятельств правительство было вынуждено объявить о либерализации цен в январе 1992 г.

Прогнозируемое реформаторами пятикратное повышение цен на деле обернулось их повышением в 100 и более раз, в результате чего большинство населения страны оказалось за чертой бедности. Вызванный либерализацией гигантский рост цен почти полностью уничтожил денежные накопления населения, хранившиеся в государственных сберегательных кассах, многие из которых собирались людьми в течение всей жизни. Это стало одной из причин недовольства большей части населения правительством и лично Гайдаром. Но конфискация денежных вкладов имела не только негативный психологический эффект. Когда накопления (а речь, по оценкам специалистов, идет о сумме в 1 триллион дореформенных рублей) были одним махом ликвидированы, денежная приватизация стала невозможной, и остался единственный путь – раздачи госсобственности бесплатно.

В конце 1992 г. на Съезде народных депутатов Гайдар был смещен со своего поста. Главным итогом деятельности реформаторов стало возвращение страны на общецивилизационный путь развития, основанный на частной собственности и рыночной экономике. В результате либерализации цен восстановилось доверие зарубежных партнеров к России, страна начала трудный путь интеграции в мировой рынок.

4 декабря 1992 г. в результате компромисса между президентом и Верховным Советом во главе правительства стал вице-премьер В.С. Черномырдин. Смена правительственного кабинета в значительной мере была связана с завершением первого «романтического» этапа либеральных реформ и наступлением нового «прагматического».

Конституционный кризис. 10 декабря 1992, на следующий день после того, как Съезд народных депутатов не утвердил кандидатуру Егора Гайдара на пост председателя правительства, Борис Ельцин выступил с резкой критикой работы Съезда народных депутатов и попытался сорвать его работу, призвав своих сторонников покинуть заседание, начался конституционный кризис. После переговоров Бориса Ельцина, Руслана Хасбулатова и Виктора Зорькина и многоступенчатого голосования Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, а председателем правительства был назначен Виктор Черномырдин.

После восьмого Съезда народных депутатов, на котором было отменено постановление о стабилизации конституционного строя и приняты решения, подрывающие самостоятельность правительства и Центрального банка, 20 марта 1993 года Борис Ельцин выступил с обращением к народу, в котором объявил о введении особого режима управления. Указ об особом режиме управления так и не был подписан, однако Конституционный Суд Российской Федерации признал действия Ельцина неконституционными и нашёл основание для отрешения его от должности. 28 марта Съезд народных депутатов предпринял попытку это сделать, однако за импичмент проголосовали только 617 депутатов из 1097 при необходимых 699 голосах.

На следующий день после провала попытки импичмента Съезд народных депутатов назначил на 25 апреля всероссийский референдум по четырём вопросам – о доверии президенту Ельцину, об одобрении его социально-экономической политики, о досрочных выборах президента и о досрочных выборах народных депутатов. Борис Ельцин призвал своих сторонников голосовать «все четыре да», сами же сторонники склонялись к голосованию «да-да-нет-да». По результатам референдума о доверии получил 58,7 % голосов избирателей, при этом 53,0 % проголосовали за экономические реформы, а по вопросам о досрочных выборах президента и народных депутатов юридически значимых решений принято не было, при том что «за» проголосовали соответственно 49,5 % и 67,2 % активных избирателей.

После успеха на референдуме Ельцин сосредоточил усилия на разработке и принятии новой Конституции. 30 апреля в газете «Известия» был опубликован президентский проект Конституции, 18 мая было объявлено о начале работы Конституционного Совещания, а 5 июня Конституционное Совещание впервые собралось на заседание в Москве. После референдума Ельцин практически прекратил все деловые контакты с руководством Верховного Совета, хотя некоторое время продолжал подписывать некоторые принимаемые им законы, а также утратил доверие к вице-президенту Александру Руцкому и освободил его от всех поручений, а 2 сентября – временно отстранил от должности по подозрению в коррупции, которое впоследствии не подтвердилось.

Роспуск Верховного Совета. Вечером 21 сентября 1993 года Борис Ельцин в телевизионном обращении к народу объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и назначении выборов в Государственную думу на 11-12 декабря. Ельцин подписал соответствующий указ № 1400, который нарушал ряд статей действовавшей в то время Конституции. Подписание документа привело к политическому кризису осени 1993 года, который завершился вооруженным столкновением и штурмом Белого дома армейскими подразделениями 4 октября

Конституционный Суд, собравшийся в ночь с 21 по 22 сентября, установил наличие оснований для отрешения президента от должности. Верховный Совет своим постановлением объявил о прекращении президентских полномочий Ельцина «в связи с грубейшим нарушением» Конституции, и о переходе полномочий к вице-президенту Руцкому. А.В. Руцкой принес присягу и начал назначать своих министров, однако он не был признан в этом качестве ни в России, ни за её пределами и ситуацию в стране не контролировал.

Руководство Верховного Совета предприняло попытку созвать Съезд народных депутатов, но на заседание прибыло чуть более 400 человек, то есть, значительно менее половины. По мнению сторонников Верховного Совета, низкая активность депутатов связана с указанием Ельцина задержать депутатов из регионов. Кроме того, были и другие причины: указом Ельцина депутатам созыва 1990-95 годов предоставлялись серьезные льготы и гарантии (сохранение денежного содержания, права на трудоустройство на прежнее место, неприкосновенность), однако действие этого указа в отношении участников противостояния было ограничено. Противостояние между президентом и верными ему силами охраны порядка и сторонниками Верховного Совета 3-4 октября переросло в вооружённые столкновения. 3 октября сторонники Верховного Совета по призыву А.В. Руцкого взяли штурмом одно из зданий мэрии Москвы на Краснопресненской набережной и направились штурмовать телецентр Останкино. 4 октября Ельцин объявил о введении чрезвычайного положения и после консультации с Виктором Черномырдиным и министром обороны Павлом Грачёвым дал приказ о штурме здания Дома Советов. Штурм здания мэрии, телецентра Останкино и, особенно, штурм здания Дома Советов с применением танков привели к многочисленным жертвам (по официальным данным – более 150 человек) среди сторонников Верховного Совета, сотрудников правоохранительных органов, и, возможно, – случайных прохожих. По официальным данным, среди погибших не было ни одного депутата и ни одного сотрудника аппарата Верховного Совета, а также ни одного сотрудника правоохранительных органов и ни одного бойца из подконтрольных президенту формирований. А.В. Руцкой, Р.И. Хасбулатов и некоторые другие участники событий арестованы, но в феврале 1994 года выпущены согласно постановлению Государственной Думы об «амнистии» (все они согласились на амнистию, хотя и не были осуждены).

После роспуска Верховного Совета Ельцин на некоторое время сосредоточил в своих руках всю полноту власти и принимает ряд решений: об отставке А.В. Руцкого и фактическом упразднении должности Вице-президента, о приостановлении деятельности Конституционного суда, о прекращении деятельности Советов всех уровней и изменении системы местного самоуправления, о назначении выборов в Совет Федерации и всенародного голосования, а также своими указами отменяет и изменяет ряд положений действующих законов.

В связи с этим, некоторые политические деятели, юристы, политологи и журналисты (в первую очередь – из числа политических противников Ельцина) утверждали о том, что в стране установлена диктатура.

15 октября 1993 года Ельцин подписал указ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».12 декабря 1993 года состоялось всенародное голосование по Конституции, а также выборы в Совет Федерации и в Государственную Думу. Новая Конституция Российской Федерации предоставила Президенту значительные полномочия, в то время как полномочия Парламента были значительно сокращены. Конституция, после опубликования 25 декабря в Российской газете, вступила в силу.

Согласно Конституции, Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов. Депутаты потеряли право контроля над деятельностью административных органов (право депутатского запроса). После принятия Думой закона он должен быть утвержден Советом Федерации – второй палатой Федерального Собрания, состоящей из руководителей местных законодательных органов и глав администрации субъектов Федерации. После этого закон должен быть утвержден Президентом и только после этого считался принятым. Дума наделась рядом исключительных прав: утверждать бюджет государства, объявлять амнистию и импичмент президенту, утверждать кандидата на пост премьера, однако в случае трехкратного отклонения она должна распускаться.

11 января 1994 года начали работу обе палаты Федерального Собрания, конституционный кризис закончился. Конституция стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. В феврале 1994 года Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и октябрьских (1993) событий. Амнистировались все, кто совершил противоправные действия, как с одной, так и с другой стороны. В апреле-июне 1994 года был принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством политических партий и движений России. Подписание этих документов способствовало прекращению гражданского противостояния в обществе.

Президенту так и не удалось получить поддержки радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку. Из правительства были удалены сторонники радикальных преобразований Е. Гайдар и Б. Федоров.

Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года. Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.

Чеченские кампании. Возглавляемая бывшим генералом советской армии Джохаром Дудаевым республика Чечня превратилась в неконтролируемую из центра бандитскую русофобскую территорию. Русская население Чечни подвергалось геноциду, людей избивали, убивали, изгоняли из домов. Преступные чеченские группировки обложили данью многие предприятия в Москве и других городах России, совершались хищения безналичных средств из Госбанка на миллиарды рублей. В Чечне процветала работорговля, похищенных в регионах России предпринимателей увозили в горы и пытали, до тех пор их родственники не соглашались заплатить выкуп.

В ноябре 1994 года Б. Н. Ельцин принял решение о вводе войск в Чечню и подписал секретный указ № 2137 о наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, начался чеченский конфликт. Министр обороны П. Грачев убедил Бориса Ельцина, что ситуацию можно исправить силами «двух десантных полков за два часа». В Чечню были введены войска «для наведения конституционного порядка», однако, они встретили сильное сопротивление хорошо вооруженных многочисленных отрядов чеченцев. Российские войска несли серьезные потери, один раз, всего за сутки, была уничтожена целая мотострелковая бригада (майкопская). Чеченские войны стали настоящим проклятием ельцинского правления.

Чеченцы во главе с Шамилем Басаевым совершили безнаказанный рейд на территорию России и захватили город Буденновск, в Ставропольском крае, укрывшись за щитом из заложников в местной больнице. Во время налета банды Басаева Ельцин находился в Канаде и решил не прекращать поездку, предоставив возможность Черномырдину урегулировать ситуацию и вести переговоры с бандитами, вернулся только после завершения всех событий, уволил руководителей ряда силовых ведомств и губернатора Ставропольского края. Летом 1995 года Конституционный Суд России признал действия Президента по восстановлению законности в Чеченской Республике соответствующими Конституции.

В январе 1996 года чеченцы совершили второй удачный рейд и захватили город Кизляр в Дагестане.

Первая чеченская кампания завершилась 31 августа 1996 года подписанием в Хасавюрте соглашения о прекращении боевых действий. Хасавюртовское соглашение – это серьезная ошибка президента. Формально Чечня входила в состав России как «республика с особыми условиями», а фактически была территорией, куда перечислялись огромные деньги из российского бюджета, но где не действовал ни один федеральный закон. Впервые с Брест-Литовского мира Россия платила контрибуцию.

В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). 23 сентября Ельцин издал указ «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».

Вторая чеченская кампания завершилась в апреле 2009 года с отменой режима КТО на территории Чеченской Республики.

Залоговые аукционы. 31 августа 1995 года Ельцин подписал указ «О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности». Было проведено несколько аукционов на право предоставления Российской Федерации займов под залог принадлежавших государству крупных пакетов акций 12 ведущих сырьевых компаний. Общая сумма займов составляла около 800 миллионов долларов (по другим оценкам около 650 миллионов долларов). Под залог предлагались акции Сургутнефтегаза, ЮКОСа, СИДАНКО, Сибнефти, Норникеля, Мечела, НЛМЗ и других. Займы погашены не были, а заложенные акции перешли в руки самих кредиторов.

Развитие рыночной экономики. Несмотря на провал приватизации, страна плавно переходила к новой экономической системе, где основой становилась частная собственность. Борис Ельцин с самого начала взял курс на рыночную экономику. Благодаря экономическим реформам каждый получил возможность заниматься предпринимательством. Появилась возможность свободно покупать и продавать валюту в банках или обменных пунктах, свободно выезжать за границу.

Первому «Правительству Черномырдина» (14 декабря 1992 – 9 августа 1996) при всех отступлениях и ошибках принадлежит исключительная роль в решении проблемы стабилизации финансовой системы Российской Федерации после скачков гиперинфляции 1992 года и развитию основных институтов современной рыночной экономики в нашей стране.

В соответствии с постановлением правительства, были резко снижены объемы, а затем и полностью ликвидирована провоцирующая коррупцию система дотаций из федерального бюджета на централизованный импорт товаров. Правительство совместно с Центральным банком Российской федерации приняли Заявление об изменении процентной политики, в результате которой началось последовательное повышение ставок по кредитам Банка России и Сберегательного банка Российской Федерации до положительного (превышающего значение инфляции) уровня. Наконец, была реорганизована система регулирования валютного рынка, связанная с отменой обязательной продажи части валютной выручки Банку России, что на деле означало продолжение денежной эмиссии в увязке с объемами экспорта. Внедрение системы продажи всей валютной выручки на валютном рынке не только способствовало совершенствованию рыночного механизма формирования валютного курса, но и создало благоприятные условия для широкомасштабной финансовой стабилизации. Реализованный комплекс мер также позволил заключить соглашение с Международным валютным фондом, в рамках которого Российская Федерация впервые получила резервный кредит в размере 1,5 млрд. долларов США.

В итоге всех этих усилий первого «Правительства Черномырдина» и произошла частичная экономическая стабилизация. Несмотря на падение промышленного производства и сохраняющийся высокий уровень инфляции, был полностью восстановлен разрушенный еще во времена СССР потребительский рынок. Российская Федерация окончательно обрела свои государственные границы, собственную валюту, банковскую и налоговую системы, удалось приостановить рост темпов инфляции и добиться стабилизации курса рубля по отношению к доллару США.

После разрешения конституционного кризиса власти 1993 года первое «Правительство Черномырдина» возвращается к разработанной им еще в августе 1993 года среднесрочной программе на 1993-1995 годы «Развитие реформ и стабилизация российской экономики». В этом документе были изложены уточненные представления о конечной цели реформ, а также задачи, которые необходимо решить в среднесрочный период. Как указано в Программе, «в России должна быть создана социально ориентированная, эффективная экономика – конкурентоспособная, высокотехнологичная и рыночная. Она должна быть способной динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности». В Программе был сделан прогноз скорости прохождения этапов трансформации экономики: этап кризисного развития, по мнению разработчиков, должен был завершиться в 1994 году, стабилизация произойти в конце 1994 – 1995 году, а новый экономический подъем должен был начаться в 1996 году.

Пожалуй, главный итог завершения конституционного кризиса осенью 1993 года заключался в том, что он не только «снял» противоречия предыдущего этапа развития страны, но и стал точкой поворота к новой жизни в новой России. Быстро оформляются новые социально-политические структуры и группы интересов, имеющие автономную экономическую базу. Это прежде всего так называемые «красные директора», «хозяйственники», представители «старой экономики» – традиционного промышленного сектора. И, конечно, «предприниматели» – банкиры, бизнесмены, эксперты, представляющие «новую экономику» – виды деятельности, отсутствовавшие в советской административной системе. За счет резкого ускорения социальной мобильности происходит серьезное обновление российской политической элиты и изменение ее качественных характеристик. По данным социологов, около 35% людей из политической команды Б.Н. Ельцина никогда прежде в номенклатуру не входили.

10 января 1994 года Президент Российской Федерации подписывает специальный указ, на основании которого структура и функции федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с положениями новой Конституции Российской Федерации. Завершение конституционного кризиса принципиально меняет политический контекст экономических реформ.

24 февраля 1994 года Президент Российской Федерации в соответствии с положениями новой Конституции впервые обнародует свое Послание Федеральному Собранию Российской Федерации под названием «Об укреплении российского государства (основные направления внутренней и внешней политики)». Пять основных разделов Послания были посвящены становлению правового государства, обеспечению прав человека и гражданских свобод, формированию нового федерализма – «территориальной основы демократии», развитию рыночных реформ для построения социального государства, а также переходу «от монопольной идеологии к культурному многообразию». Ключевая мысль экономического раздела – «попятного движения не будет». Поскольку трудности кризисного периода усугубляются не только слабостью становящегося государства, но и неразвитостью новых рыночных институтов, первое место в ближайшие годы занимает тема укрепления новых государственных институтов и правового обеспечения их деятельности. Среди сформулированных  Президентом Российской Федерации первоочередных задач для «Правительства Черномырдина» на передний план выходят проведение «назревших институциональных преобразований», продолжение приватизации на качественно новом этапе, создание эффективной системы государственного регулирования, использование имеющихся резервов демонополизации, реформа налогообложения, включая укрепление налоговой и платежной дисциплины, принятие необходимых законодательных актов с упором на механизмы их реализации.

В течение мая-июня 1994 года Президент Российской Федерации подписывает сразу две серии так называемых «экономических указов», которые не только устанавливают новые, соответствующие Конституции Российской Федерации, правила деятельности экономических субъектов, но и содержат большой набор поручений Правительству Российской Федерации по созданию условий проведения эффективной экономической политики.

23 мая 1994 года Президентом Российской Федерации был подписан указ «О реформе государственных предприятий», который и дает старт работ по структурной перестройке экономики на основе новой Конституции Российской Федерации. В соответствии с этим документом прекращается практика образования новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Вводятся основные критерии эффективности экономической деятельности государственных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Принимается решение о ликвидации неэффективных производств и создании на их основе казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. В этот же день Ельцин подписывает еще четыре указа, в соответствии с которыми российскому правительству даны поручения о разработке законопроектов по совершенствованию российской налоговой системы, в частности сокращению числа налогов, снижению ставок основных налогов, введению перечня продовольственных товаров, обкладываемых налогом на добавленную стоимость по льготной ставке. Установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования Российской Федерации и определен порядок льготного налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Банку России поручается установить временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные счета, включая выплаты на неотложные нужды, заработную плату и расчеты с бюджетами. Устанавливается обязательный порядок продажи валютных средств. Приняты меры по регулированию обращения векселей. Даны поручения по разработке ускорения процедур судебного рассмотрения исков о погашении долговых обязательств. Впервые вводится порядок обязательной постановки налогоплательщика на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации и запрет банкам и иным кредитным организациям открывать расчетные счета налогоплательщикам без уведомления соответствующего налогового органа. Наконец, в плане развития мер либерализации внешнеторговой деятельности квотирование и лицензирование поставок товаров и услуг сохраняется только в отношении товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Также отменяются льготы по обложению вывозными таможенными пошлинами экспортируемых товаров.

10 июня 1994 года Президент Российской Федерации подписывает еще одну серию «экономических указов». В частности, специальным указом конкретизируются правовые механизмы обеспечения взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Другими указами главы государства в рамках совершенствования банковской системы Российской Федерации Банку России рекомендовано усилить надзор за деятельностью частных (коммерческих) банков и кредитных учреждений, разработать предложения по развитию потребительского кредита, ускорить создание Федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих средства граждан. В области жилищной политики принято решение о предоставлении жилищных кредитов и о выпуске в обращение жилищных сертификатов. Специальное внимание уделено вопросам стимулирования инвестиционной деятельности. Все предприятия, учреждения и организации, которые ввозили на территорию России оборудование, машины и механизмы, предназначенные для производственного развития предприятий, были в 1994 году освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога на поддержку важнейших отраслей промышленности. Такие же налоговые освобождения были установлены для товаров, которые ввозились в рамках использования кредитов, предоставленных Российской Федерации правительствами иностранных государств или международными финансовыми организациями. Наконец, в рамках мер по обеспечению государственного управления экономикой указом Президента Российской Федерации впервые вводится правовой институт контрактных отношений для руководителей федеральных государственных предприятий.

Новые меры экономической политики, проводимой Президентом Российской Федерации и первым «Правительством Черномырдина», становятся ясным сигналом продолжения движения России в направлении демократических реформ и развития рыночной экономики. Эти шаги позитивно оцениваются международным сообществом.

Тем не менее, по своим итогам 1994 год стал очередным годом инфляционного витка. Темпы инфляции к концу 1994 года составляли около 14–16% в месяц (при плане 5–7%). В январе 1995 года темпы инфляции даже поднялись почти до 18% (в основном, из-за начала контртеррористической операции на территории самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерии). Однако изменения в институциональной основе новой рыночной экономики позволили обеспечить позитивный сдвиг в сторону финансовой стабилизации.

Частично решить задачу денежной стабилизации (т.е. снижения инфляции) удалось только к 1995–1996 годам, когда были накоплены позитивные изменения в правовом обеспечении экономических реформ и начали происходить изменения в поведении самих экономических агентов, в том числе в банковском секторе. В этот период первое «Правительство Черномырдина», опираясь на возможности, созданные новой Конституцией Российской Федерации, осуществило одну из наиболее масштабных попыток подавления инфляции.

Например, 15 апреля 1995 года было утверждено совместное Заявление Правительства и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике на 1995 году. Для создания благоприятных условий «оздоровления и роста российской экономики» усилия «Правительства Черномырдина» концентрировались на резком снижении инфляции и ускорении институциональных и структурных реформ, сохраняя достигнутый уровень социального обеспечения населения. Главной целью денежно-кредитной политики правительства становится снижение инфляции в среднем до 4% в месяц в течение 1995 года и до 1% в месяц во второй половине 1995 года. Для этого с 1 января 1995 года, в частности, было запрещено использование прямых кредитов Банка России для финансирования дефицита федерального бюджета, начато ускоренное развитие механизма неэмиссионного финансирования бюджетного дефицита, пересмотрена налоговая политика, особенно в части сокращения налоговых льгот, существенно ограничены размеры внутренних и внешних заимствований, упразднены отраслевые внебюджетные фонды. Сразу после проведения очередных парламентских выборов в конце 1995 года активизируется деятельность правительства по проведению активной промышленной политики как еще одного инструмента расширения экономической стабилизации. В частности, принимается постановление о разработке основных направлений структурной перестройки промышленности на период до 2005 года, а также основных положений технологической стратегии России. Первое «Правительство Черномырдина» также достаточно последовательно реализует меры по дальнейшему ограничению монополистической деятельности и развитию конкуренции. В январе-феврале 1996 года создаются Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте. Для того чтобы снизить остроту бюджетного дефицита и одновременно обеспечить финансирование социальных обязательств бюджета, «Правительство Черномырдина» расширяет рынок государственного внутреннего долга. Принимается решение о выпуске облигаций государственных нерыночных займов (ОГНЗ), эмиссии которых полностью выкупаются частными (коммерческими) банками и не поступают на вторичный рынок. Позднее, в 1997-1998 годах, в СМИ именно эта практика станет основанием для обвинений первого «Правительства Черномырдина» в склонности к коррупционным проявлениям и ставке на олигархов. Наконец, чтобы застраховаться от резких колебаний валютного курса, в том числе возникающих под действием политических факторов, Центральный банк Российской Федерации своим решением 16 мая 1996 года изменяет систему установления официального курса иностранных валют к рублю Российской Федерации. Был введен новый механизм установления официального курса рубля на основе котировок Центрального банка Российской Федерации, исходя из соотношения спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынке.

В итоге принятых мер, общий уровень инфляции в 1995 году снизился до 231,3%. По данным Госкомстата Российской Федерации, среднемесячный темп инфляции опустился в 1995 году ниже условно-запретительного для инвестиций уровня в 10–15%. К декабрю 1995 года месячные темпы инфляции уже не превышали 3,2%, а в 1996 году среднемесячный темп инфляции составил всего 1,7%. В целом за 1996 год цены выросли по отношению к 1995 году всего на 21,8%.

Что касается неожиданных финансовых кризисов периода первого «Правительства Черномырдина», то наиболее известными и разрушительными стали события так называемых «черного вторника» в октябре 1994 года и «черного четверга» в августе 1995 года.

«Черным вторником» принято называть резкую дестабилизацию валютного рынка 11 октября 1994 года, когда группа российских частных банков впервые организовала масштабную спекулятивную атаку, чем вызвала обвальное (более чем на 25%) падение курса рубля по отношению к доллару США.

12 октября 1994 года Ельцин своим указом о мерах по стабилизации ситуации на финансовом рынке отстраняет от должности исполняющего обязанности Министра финансов Российской Федерации С.К. Дубинина «в связи с допущенной критической ситуацией на финансовом рынке, создавшей угрозу экономической безопасности Российской Федерации» и создает Государственную комиссию по расследованию причин дестабилизации финансового рынка с указанием в трехдневный срок представить материалы проделанной работы в Совет Безопасности Российской Федерации . 14 октября 1994 года Б.Н. Ельцин освобождает от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации В.В. Геращенко по его просьбе, а чуть позже, 6 ноября 1994 года, состоялась добровольная отставка А.Н. Шохина с постов заместителя Председателя Правительства и Министра экономики Российской Федерации. В целях «совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации» Президент Российской Федерации своим указом создает Национальный банковский совет при Центральном банке Российской Федерации, в который входят представители Администрации Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, банков, а также эксперты.

В свою очередь, события «черного вторника» стали поводом для политической дестабилизации: депутаты Государственной Думы попытались отправить в отставку «Правительство Черномырдина» и изменить приоритеты экономической политики. 27 октября 1994 года на своем внеочередном заседании Государственная Дума рассмотрела вопрос о выражении недоверия Правительству Российской Федерации. После обсуждения доклада В.С. Черномырдина состоялось поименное голосование, в результате которого депутатам не хватило всего 32 голосов, чтобы добиться своей цели.

2 ноября 1994 года Совет Безопасности Российской Федерации рассмотрел вопрос о «черном вторнике» и принял решение, в котором указал, что основной причиной обвала явилась «раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти».

24 августа 1995 года наступил «черный четверг» –  в Российской Федерации произошел первый банковский кризис, связанный с параличом московского рынка межбанковского кредитования. Рынок межбанковского кредитования возник еще в РСФСР в конце 1980-х годов в форме кредитов Государственного банка СССР. Затем в начале 1990-х годов рынок межбанковского кредитования использовался в основном для обслуживания потребностей частных (коммерческих банков) в иностранной валюте. Причиной кризиса 1995 года, который также называли «кризисом доверия», стала нестабильность ресурсной базы банковской системы России.

Переход страны к рыночной экономике повлек за собой ряд негативных явлений в жизни общества. Это прежде всего безработица и социальная незащищенность таких слоев общества, как пенсионеры, бюджетная сфера, армия. Разгул преступности и внедрение ее в экономическую жизнь общества вселило тревогу и неуверенность в россиян. В экономике появилось такое явление как невыплата заработной платы, что в свою очередь создало социальную напряженность в обществе.

Либерализация цен вызвала безудержный рост цен при фактическом замерзании зарплат, хлынувший из-за рубежа зачастую второсортный товар душил отечественного производителя. В повседневные разговоры россиян вошли такие экономические термины как инфляция, курс валют, дивиденд, дефолт. Полным ходом шло и имущественное расслоение населения Российской Федерации на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне практически полного отсутствия среднего класса.

Россия впала в демографическую яму – русское население стало сокращаться все более нарастающими темпами.

Вторые президентские выборы. Сразу же после подведения итогов думских выборов декабря 1995 года началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский, врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев, Б.Н. Ельцин.

В июне 1996 года прошел первый тур президентских выборов. Голоса избирателей разделились следующим образом. Б.Н. Ельцин –35,28%, Г. Зюганов – 32,04%. Остальные претенденты получили меньше голосов.

Во втором туре выборов 3 июля 1996 года за Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах, за Зюганова – 40,3%. Основными лозунгами избирательной компании Ельцина стало «Зюганов – это гражданская война». Имелось в виду, что переход власти к коммунистам будет означать новый передел собственности. А сделать это теперь, когда госсобственность перешла в частные руки, можно лишь силой оружия. Переизбрание Ельцина на новый срок ни привели к стабилизации в стране.

Ельцинское время стало временем рассвета средств массовой информации. Ельцин и сам во многом являлся продуктом этих самых СМИ. Декларируемая Ельциным свобода слова была для него «священной коровой», козырем, благодаря которому он набрал политический вес в самом начале и победил на выборах в 1996 году. Те выборы стали триумфом PR-индустрии. Рейтинг Ельцина, благодаря СМИ и успешно проведенной предвыборной кампании, за полгода вырос с 5 до 60 процентов. Ельцин активно «ходил в народ», плясал на сцене, ломал горшки на сабантуях. СМИ всё это активно освещали, народ проникался любовью к всенародному президенту («Голосуй сердцем»). Был ещё эпизод с «коробкой из-под ксерокса», но он тоже вполне типичен для ельцинского времени. За поддержку кампании платили «живыми» деньгами.

Деноминация и дефолт 1998 года. Переход к рыночной экономике привел к появлению многочисленных проблем. Предпринимаемых президентом и правительством мер было недостаточно, чтобы смягчить возникающие проблемы. И во второй половине 1998 года в стране разразился экономический и финансовый кризис.

Последние два года правления Ельцина были отмечены «чехардой» премьер-министров. Цепочка Черномырдин-Кириенко-Примаков-Степашин-Путин составлена из столь разных людей, а перестановки происходили так быстро (за полтора года – пять премьеров), что мало кто понимал суть происходящих событий. Вероятнее всего, главная причина «рокировочек» – поиск Борисом Ельциным преемника, который мог бы обеспечить безопасность членов «семьи», включая его самого, и защиту их экономических интересов. Россия с интересом и непониманием следила за этой чехардой, пока перед новым, 2000 годом, «царь Борис» не объявит последнюю для своей эпохи «рокировочку» и уступит место Владимиру Путину.

4 августа 1997 года Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля – техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца. Во время экономического кризиса в августе 1998 года 14 августа Ельцин в телеэфире заявил, что дефолта не будет.

17 августа 1998 года председатель правительства РФ Сергей Кириенко совместно с председателем ЦБ РФ Сергеем Дубининым и министром финансов Михаилом Задорновым объявил 90-дневный дефолт России по внешним обязательствам и о девальвации рубля. Ельцин отправил в отставку правительство Кириенко и предложил вернуть Черномырдина, а в сентябре 1998 года с согласия Государственной Думы назначил на эту должность Е.М. Примакова.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов. Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население – 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов.

В мае 1999 года Государственная Дума безуспешно пыталась поставить вопрос об отрешении Ельцина от должности (пять обвинений, сформулированные инициаторами импичмента, в основном касались действий Ельцина во время первого срока). Перед голосованием по импичменту Ельцин отправил в отставку Правительство Примакова, затем с согласия Государственной Думы назначил С.В. Степашина Председателем Правительства, однако в августе отправил в отставку и его, представив на утверждение кандидатуру В. В. Путина, мало известного в то время, и объявил его своим преемником.

После обострения ситуации в Чечне, нападения на Дагестан, взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске Ельцин по предложению Путина принял решение о проведении в Чечне серии контртеррористических операций. Популярность Путина возросла, и Ельцин, поняв, что Путин выиграет выборы, принял решение об отставке.

31 декабря 1999 года Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста президента Российской Федерации и своим указом назначил исполняющим обязанности президента РФ Владимира Путина.

Итоги правления Ельцина. Ельцин принял непосредственное участие в процессе распада Советского Союза и созданием Российской Федерации. Несмотря на то, что он стремился создать демократическую страну, его решения во внутренней и внешней политике сегодня трактуются историками неоднозначно.

Ельцин в сравнении с Горбачевым выглядел революционером, готовым пойти гораздо дальше своего медлительного и сомневающегося оппонента. И действительно, именно Ельцин нанес решающий удар по СССР, приобретя демократическую легитимацию российского лидера, а независимая Россия во главе с избранным всенародно лидером – это был уже конец СССР. Именно Ельцин стал знаменем антикоммунизма. Именно он решился пойти на создание рынка. Но вместе с тем Ельцин продемонстрировал и драматический парадокс, который состоит в том, что порой радикальные политические действия скрывают попятное движение. Революционер Ельцин, отбросив старую государственную и идеологическую скорлупу, на деле облегчил процесс возрождения персоналистской власти в новой форме. Именно во времена Ельцина началось восстановление традиционной российской матрицы: единовластие, соединение власти и собственности и возвращение России к своим «сферам влияния». Недаром Россия заявила, что наследует роль СССР.

Время Ельцина – время реформ. Формально большинство из них было направлено на демократизацию общества, фактически – на формирование имущественного и финансового расслоения в обществе. Страна при Ельцине с немалыми потрясениями перешла от плановой экономики к экономике рыночной.

Постоянное противостояние законодательной и президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические вопросы почти не решались. Реальная политическая власть все в большей степени сосредотачивается в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела государственной собственности. Эти группы прибрали к рукам все электронные средства массовой информации. Престиж власти упал почти до нуля. Во всех ветвях власти расцвели коррупция, финансовые махинации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.

В конце девяностых, перед самим приходом Путина к власти, российская экономика все же перешла на траекторию роста, который с некоторыми колебаниями, продолжается вплоть до сегодняшнего дня.

Хаотичные 90-е заложили основу для впечатляющего экономического скачка, анархические политические процессы ельцинского периода привели к возникновению ряда институтов, организаций и процедур, которые с точки зрения демократической теории были достойны сохранения и дальнейшего развития. К этим результатам, достигнутым к концу девяностых, прежде всего относятся:

  • относительно плюралистический спектр более или менее независимых от правительства  электронных и печатных СМИ,
  • ряд протопартий с различной степенью укоренения хотя бы в некоторых регионах,
  • все еще хрупкое и часто неэффективное гражданское общество, самосознание которого росло с каждым годом,
  • растущий профессионализм в формировании и работе обеих палат российского парламента
  • еще слаборазвитый и зачастую противоречивый, но уже существующий в своих основных чертах федерализм.

В результате этих тенденций к концу последнего десятилетия прошлого века образовалась относительно открытая общественная атмосфера. При Ельцине в стране развивалась политическая и экономическая конкуренция, формировались свободная пресса и гражданское общество. Люди перестали бояться власти, учились говорить ей в глаза то, что думают.

В вину Ельцину ставят некомпетентность его власти, создание класса «олигархов» путём распродажи за бесценок государственных активов, войну в Чечне, расцвет коррупции и анархии, падение уровня жизни населения и упадок экономики, а также передачу власти Владимиру Путину, так как, по мнению ряда западных источников, правление Путина является «менее демократическим» и представляет собой «возврат к авторитаризму».

Правление Путина. Представление о том, что Владимир Путин является политическим антиподом своего предшественника Бориса Ельцина, широко распространено и разделяется большинством населения. Кремлевские пропагандисты усердно указывают на то, что на протяжении многих лет нынешнему главе государства приходилось, в основном, разбираться с тем, что «наворотил» первый президент России. Благодаря образу «анти-Ельцина», Путин, во-первых, сразу обеспечил себе задел популярности, которого хватает до сих пор, а во-вторых, получил право и возможность не формулировать сколь-нибудь четкой идеологической программы.

Правления Путина однозначно ассоциируется с быстрым выздоровлением экономики России. Его руководство сыграло ключевую роль в возрождении России, возвращении ей великодержавной сущности, и в результате никто больше не может игнорировать Россию, отстаивающую собственные интересы в мире.

До того, как Путин стал президентом страны, речь шла о выживании, формировании элементарных структур и восстановлении управляемости на всей территории страны. Первые несколько лет президентства Путина можно охарактеризовать как оказание реанимационной помощи России, страдавшей от тяжелых последствий разрушения советской экономики, начавшегося в конце 1980-х гг., и последовавших за этим анархии и грабительского капитализма 1990-х гг. Путин воспользовался возможностями позитивного развития, как только они появились. А затем он добился значимых результатов в развитии экономики и общества в целом.

Президенту Путину невероятно повезло: за годы его пребывания у власти нефть подорожала примерно в пять раз. Экономика во время правления Путина постоянно росла, уровень жизни населения неуклонно повышался. На смену напыщенной советской идеологии пришла прагматичная и в определенном смысле даже «циничная» погоня за богатством и властью.

Первые восемь лет Путин занимался тем, что восстанавливал структуры влияния и контроля в Кремле. Он  распространил этот контроль на верхние эшелоны экономики, создав государственные корпорации, которые контролируются государством и отстаивают национальные интересы. Путин взял под контроль федеральное телевидение, местных губернаторов, законодательную и судебную ветви власти. Ему фактически удалось уничтожить демократические институты, таких как выборы, разделение властей, политическая конкуренция, партии, наличие оппозиция и пр.

Народу Путин предложил пакт о невмешательстве: правительство обеспечивает ему все необходимое, а народ не вмешивается в политику. На начальном этапе Путин в основном прибегал к изощренным манипуляциям, но полностью освоившись со свое ролью бессменного правителя Путина его режим все чаще прибегает к полицейским мерам.

Главные достижения Путина – это стабильность, которая была дана обществу. Недаром его поддерживает более 90% населения страны. Это достижение не омрачает даже временный провал – из стабильности страна кинута в непредсказуемый кризис. Путин никогда не забывал о необходимости отхода экономики от сырьевого экспортного ориентирования. Этот перекос во время правления Путина постепенно сглаживался. После наступления кризиса стали предприниматься особенно активные шаги по изменению структуры экономики.

Совокупный объем российского экспорта за 2000-013 гг. вырос пятикратно, экспорт продукции, не связанной с нефтью и газом также вырос на 250%. В структуре экспорта нефти и газа наблюдается тенденция диверсификации, связанная с тем, что Россия совершила серьезный переход от экспорта сырой нефти к экспорту продуктов нефтепереработки с более высокой добавленной стоимостью. Объем производства продуктов питания в России за тот же период удвоился. Целый ряд позитивных изменений произошел в оборонной промышленности. В армию начало поставляться новое вооружение, и безопасность страны, безусловно, упрочилась.

В сфере розничной торговли на рынок пришли серьезные российские и иностранные сети розничной торговли, а некогда повсеместные базары и барахолки уступили место современным торговым комплексам и логистическим центрам. Естественно, развитие розничной торговли предшествует развитию производства, а развитие производства – развитию экспорта.

Начал давать результаты амбициозный демографический проект, который Путин в свое время объявил на всю страну. Рожать в России действительно стали больше, хотя при этом увеличилась и смертность среди взрослого населения.

Правление Путина стало отрицанием того, что делал Ельцин. По всем направлениям преобразований, начатым Ельциным, во времена Путина произошел откат. Ельцин создавал рыночную среду в стране, Путин его разрушал. Ельцин создавал демократию в стране, Путин ее сворачивал. Ельцин защищал свободу слова, Путин ее отменил. Ельцин занимался приватизацией, создавал частную собственность, Путин занимается национализацией и созданием государственных корпораций.

Оппозиция считает, что наследие Путина ничем не отличается от наследия царей или генсеков СССР. Путин преследовал такие же цели, как и эти лидеры и деспоты прошлых лет: утвердить идею величия России, обеспечить территориальную целостность страны, и не допустить инакомыслия. Он насадил имперскую психологию осажденной крепости, окруженной врагами. Разрушил основы настоящей рыночной конкуренции, создал капитализм «для своих» с преференциями и поддержкой, «для чужих» же – обстановка страха наездов и отъема бизнеса и капиталов.

Спасая Россию от возможного развала, Путин выстроил весьма неустойчивую конструкцию, создал структуру под себя. В этой структуре сам он является и крышей, и фундаментом – выдерни его, и конструкция может рухнуть. Вполне вероятно, Путину и его окружению это и нужно. Чтобы одного лидера впоследствии заменить другим с теми же функциями. Гибкости ума Путину каждый прожитый год не добавлял. Поэтому следует ожидать, что намеченный им автократический курс будет продолжен.

Путина называют зеркалом России, зеркалом, в которой каждый населяющий ее обыватель может увидеть самого себя. Посмотрите в него – увидите свою категоричную рациональность, желание решить сложные вопросы простыми методами, желание найти причины своих неудач в других, желание быть в безопасности в ущерб свободе.

***

Даже при поверхностном анализе характера правления трех правителей – Горбачева, Ельцина и Путина – четко прослеживается следующая сравнительная таблица.

Таблица. Сравнение качеств «креативность» и «рациональность» в поведении правителей.


Правитель

Креативность

Рациональность

Горбачев

высокая

низкая

Ельцин

ниже средней

ниже средней

Путин

низкая

высокая

За шесть лет своего правления Горбачев инициировал большое количество преобразований, на реализацию которых при самом благоприятном стечении обстоятельств потребовалось бы не менее двадцати лет. Горбачев принял полностью иррациональное решение провести тотальную перестройку за несколько лет. Ему не хватило элементарной рассудительности принять мысль, что в обществе существует огромная инерция, и серьезные судьбоносные предобразования в нем нельзя проводить революционными методами. Благодаря своей харизме Горбачеву все же удалось «раскачать лодку» настолько, что старый режим начал разваливаться. Он – истинный реформатор, у которого собственные идеи полностью затмевают реальную картину. Движение вперед он обеспечивает исключительно благодаря своей высокой энергетике.

За восемь лет своего правления Ельцину в полной мере удалось реализовать лишь одну из кардинальных идей – разрушить СССР и придушить гидру «коммунизма». Все, что связано с демократией и рыночной экономикой, делалось им крайне непродуманно, с большой долей эмоциональности. В этой области Ельцин добился определенных успехов благодаря своей харизме, а также в силу того, что был неплохим хозяйственником и умел настаивать на получении конкретных результатов. В итоге рыночные механизмы в стране начали реально работать. При этом правительство преследовали многочисленные неудачи, в основном обусловленные его неспособностью вовремя предвидеть новые социальные факторы, связанные с резким ростом столь желанной деловой активности.

Склонный к эффектным поступкам и заявлениям, Ельцин в своей политике делал основную ставку на популизм, заигрывание с массами. Часто он выдвигал нереалистичные, но популярные в конкретной ситуации лозунги и обещания для достижения определенных политических целей. Но благодаря  именно этому популизму москвичи были готовы носить Ельцина на руках.

Вторая черта, которая была присуща Ельцину – это приверженность административным методам вопреки демократической сути перестройки. Именно эта черта и позволила ему добиться конкретных результатов по стабилизации экономической ситуации в России.

Рациональность Ельцина состояла именно в том, что он в полной мере воспользовался административными методами в окружающей среде, не способной серьезно воспринимать ничего иного.

Путина можно считать правителем рационального типа «до мозга костей». Резкие и неожиданные поступки он совершает крайне редко, к проблемам подходит взвешенно, просчитывая расстановку сил и выгодные для себя варианты. Его поведение хорошо соответствует реальной ситуации. Подстройка под ситуацию – качество, по-видимому, приобретенное Путиным на службе в органах госбезопасности. Он обучен тактическому поведению, в котором всегда четко поставлена реально выполнимая в обозримой перспективе цель, имеется ясный план действий и пути отхода в случае неудачи.

Путин трезво взвешивает свои силы и умеет договариваться, если сталкивается с более сильным противником. Даже когда чувствует свое полное превосходство, не теряет самообладания и ведет себя крайне осторожно. Никогда не рассчитывает на эффектную победу и имеет достаточное терпение, чтобы взять противника измором.

Его поведение рационально почти во всех аспектах. Он не гонится за дешевой славой, использует стратегию «око за око», знает цену коллективизму и поэтому не предает своих, всегда делает вид, что полностью контролирует ситуацию, способен дожидаться подходящего случая, знает, что делает, никогда прилюдно не признает своих ошибок, не «посыпает голову пеплом» и т.д. В управлении он неизменно следует традициям, укоренившимся в стенах Кремля задолго до его прихода к власти.

 

Правителями с высокой степенью одновременно креативности и рациональности были Гитлер и Сталин. Крах Гитлера был связан с его «зашкаливающей» креативностью, которую не смогла «обуздать» его рациональность.

 

 
Слабый сомневается перед тем, как принять решение; сильный — после.
К. Краус
Тому, кем овладевает гнев, зависть и другие негативные эмоции лучше повременить с принятием решения.
Сенека