Методика решения проблем «Бэкмо-Аналитик»

15 Мая 2015

Методика решения проблем «Бэкмо-Аналитик» входит в систему поддержки принятия и реализации решений «Бэкмо-Штурман». Методика построена на идеях структурного анализ, которые адаптированы под специфику процесса индивидуального решения сложных проблем. Особенность методики – она учитывает психологические особенности лица, принимающего решения, его образ мыслей, схемы мышления и предрасположенности. Методика включает богатый инструментарий, используемый на этапах анализа проблемы, создания вариантов ее решения и их оценки.

Знакомство с методикой целесообразно начать с вопроса: что такое решение проблемы?

Существуют два способа рассмотрения проблемы. Согласно одному, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Другими словами, ты узнаешь о проблеме потому, что не случается то, что должно было случиться. Поступая так, ты сглаживаешь отклонения от нормы. К примеру, мастер может установить, что производительность его участка ниже нормы. Это будет реактивное управление, его необходимость очевидна.

Как проблему можно рассматривать также потенциальную возможность. Например, активный поиск способов повышения эффективности какого-то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением. В этом случае ты осознаешь проблему, когда поймешь – кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из представляющейся возможности. Поступая таким образом, ты выступаешь в качестве менеджера-предпринимателя.

Далее перечислим ряд определений понятия «проблема».

Под проблемами обычно понимают противоречия, требующие разрешения, это своего рода трудности по преодолению трудностей.

Проблемы – это препятствия и сложности, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь цели.

Проблема – понятие, характеризующее разницу между действительным и желаемым состоянием объекта.

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Проблема – это ведущее противоречие цели и ситуации, определяющее движение или изменение ситуации в направлении цели. Иначе говоря, проблема – это противоречие, требующее первоочередного разрешения.

Большинство людей достаточно хорошо понимают, как важно в их жизни решать проблемы. Однако концептуальное понимание решения проблем имеется далеко не у всех. Если попросить 100 человек определить решение проблемы, можно получить 100 различных ответов. Это происходит из-за того, что определение решения проблем зависит от используемого домена знаний.

Если попросить доктора дать такое определение, ответ может иметь нечто общее с диагнозом. Для психолога ответ может быть связан с когнитивными процессами в мозгу. Учитель математики укажет шаги в формальном доказательстве.

Поскольку на определение решения проблем оказывает влияние область его использования, встает вполне законный вопрос: имеются ли общие определение решения проблем? Ответ – да, есть. К сожалению, эти определения почти ничего не дают для понимания решения проблем.

К примеру, есть следующее определение: «Процесс нахождения решения проблемы». Большинство этих определений имеют три элемента – проблема, решение, процесс. «Проблема» и «решение» – самоочевидны, поэтому необходимо определиться с двусмысленным термином «процесс».

Загадочный процесс оказывается ключом к прояснению определения решения проблем. Как уже отмечалось, процесс ограничен областью знаний. Необходимо определение без данного ограничения, применимое к любой области знаний.

На самом фундаментальном уровне универсальное определение решения проблем будет включать как внешние (реальный мир), так и внутренние (когнитивные) активности, происходящие при решении проблем.

Внешние активности – это стратегические и тактические инструменты, техники и методы, используемые при решении проблемы. Это внешние аналитические процессы, которые используются для анализа проблемы, создания решения и оценки альтернатив.

Внутренние активности базируются на ментальных моделях – внутренних представлениях о реальности. Внутренние мыслительные процессы помогают интерпретировать окружающий мир.

Таким образом, универсальное определение: «Решение проблем – это процесс проецирования во внешний мир (экстернализации) внутренних мыслительных процессов с использованием аналитических методологий, за которым следует усвоение, перевод на внутренний уровень (интернализация) внешнего анализа путем обновления ментальных моделей».

Методика решения проблем Бэкмологии базируется на структурном анализе. Структурный анализ позволяет разбить проблему на компоненты и четко определить пошаговые процессы для последующей работы с этими частями. Декомпозиция необходима для решения сложных проблем, она помогает организовать аморфные массы данных, чтобы в последующем в процессе решения проблемы с ними удобно было работать.

Структура проблемы vs. структура решения

Структурирование – сердце большинства методов решения проблем. Структурирование проблемы, возможно, – наиболее важная активность в процессе решения проблемы. Цель активности структурирования – помочь в создании репрезентации проблемы. Модель проблемы становится каркасом, на котором строятся знания. Структурирование помогает лучше понять ситуацию путем создания представлений проблемы и потенциального решения.

В группе структурирование позволяет ее членам совместно использовать сходную ментальную модель проблемы. Эта совместная репрезентация проблемы важна для максимизации возможностей каждого члена в процессе решения проблемы.

Как создать наиболее эффективную структуру проблемы?

Большинство подходов решения проблем начинаются с анализа проблемы. Как правило, все начинается с ясного и лаконичного формулирования проблемы. Далее проблема подвергается декомпозиции на ее компоненты. После выявления всех частей проблемы появляется возможность манипулировать данными, используя обычные функции сортировки, фильтрации и приоритетности. Общепринятый взгляд также подсказывает, что анализировать данные можно путем поиска связей, сравнений и создания визуальных репрезентаций.

Имеет смысл разделить аналитический процесс на две независимые ветви: объективные данные и субъективные мысли. Объективные данные включают фактические и беспристрастные данные, т.е. данные, на которые не влияют персональные чувства, интерпретации или пристрастия. Напротив, субъективные мысли – это персональные мысли и чувства.

Итак, на самом верхнем уровне структура делится пополам – объективные данные и субъективные мысли. Данное разделение – это наиболее высокий уровень структуры.

Объективные данные группируются в основные категории. Далее они разделяются по опросным направлениям (кто, что, когда, где, почему, как, откуда, куда). Бывает полезно дальше классифицировать данные по типам данных, таким как ключевые вопросы, информация, задачи, цели.

Субъективные данные также следует группировать по тем же самым основным категориям. Далее они классифицируются по типу. Примеры субъективных данных: намерения, ожидания, предположения, интуиции, мнения, выводы, суждения, верования, надежды, животные чувства. Эти типы персональных мыслей называются предрасположенностями (склонностями).

Предрасположенности, которые являются главными вопросами проблемы, следует исследовать с особой тщательностью. Важно понимать ментальные модели, которые лежат под поверхностью предрасположенностей. Вполне вероятно, что в понимании ментальных моделей лежит ключ к решению проблемы.

Чтобы удостовериться, что анализ полон, следует всегда рассматривать каждую из десяти типов предрасположенностей для каждой основной категории и каждого возможного решения. Это один из методов удостовериться, что анализ произведен полностью.

Такой подход накладывает структуру проблемы на ее решение. Это важный концепт, поскольку определенные аспекты решения будут зеркально отображать специфические характеристики решаемой проблемы. Внутри хорошо структурированного окружения инструментария имеется возможность эффективно оценивать важные структурные элементы и критические связи данных между проблемой и решениями.

Основная идея самого высокого уровня структурирования – отделить субъективные предрасположенности от данных. Это важно, поскольку тогда можно проводить исследование ментальных моделей, которые поддерживают предрасположенности.

Работа с объективными данными


Рис. Модель аналитического процесса – Объективные данные

Весь процесс от внешних источников данных до совершения действия распадается на два цикла. Первый, цикл сбора данных, включает процессы поиска информации, исследования и фильтрации ее, чтения и выделения информации. Второй, цикл смыслообразования, включает итеративное создание ментальной модели, которая наилучшим образом согласуется с фактами. Эти циклы можно обходить снизу вверх, как мы обычно мыслим в аналитическом процессе, или сверху вниз, когда новый анализ подвергает предыдущие гипотезы сомнению.

Вспомним этапы последовательного аналитического процесса:

1. Существует ли проблема?
2. В чем она заключается?
3. Почему она существует?
4. Что мы могли бы предпринять?
5. Что нам следует предпринять?

На втором и третьем этапах, образующих цикл сбора данных, строится модель существующей системы, используя в качестве вспомогательных инструментов структурные и причинно-следственные схемы, которые показывают, как элементы, операции и задачи объединяются в единую систему. На четвертом и пятом этапах, образующих цикл смыслообразования, рассматриваются варианты того, как система могла бы выглядеть. Здесь необходимо использовать логические древовидные схемы, которые помогают найти возможные решения, а также определить их влияние на систему в случае, если данные решения будут реализованы.

Цикл сбора данных построен на компромиссе между исследованием, насыщением и использованием. Исследование – процесс поиска новой информации для анализа. Насыщение – процесс сужения набора анализируемых вопросов до наиболее релевантных и полезных. Использование – процесс чтения собранной и обогащенной информации и извлечение из нее полезных паттернов. Как правило, желательно исследовать как можно больше доступной информации, но за это придется расплачиваться, сокращением времени выполнения актуальной работы с материалом. Поэтому важен компромисс при проведении исследования. Так, если создается маркетинговая компания для нового продукта, цена отсутствия некоторых данных, вероятнее всего, будет небольшой. Но если приходится анализировать, какой следующий удар нанесут террористы, отсутствие некоторых деталей может привести к тяжелым последствиям. Поэтому цена отсутствия чего-либо должна рассматриваться при установке рамок проекта, она должна взвешиваться как цена предоставления неполного или неточного анализа.

Другая область цикла сбора данных, которую можно оптимизировать, – это количество потраченного времени на сканирование, оценку и отбор данных для дальнейшего рассмотрения. Можно использовать специальные техники для уменьшения стоимости задачи, а именно: выделение и кодирование важной информации (имена, числа, места расположения и т.д.) или представление резюме документов.

Цикл смыслообразования – это нахождение вариантов решения проблемы и выбор среди них наилучшего.

В самом общем виде смыслообразование представляет собой активность (одновременно, и внутреннюю и внешнюю), позволяющую индивиду планировать и осуществлять свои действия в пространстве и времени. Это мыслительный процесс, который с помощью размышлений о прошлом объясняет неизвестное.

Смыслообразование позволяет человеку понимать, объяснять, атрибутировать, делать предположения и предсказания. Смыслообразование можно рассматривать и как повторяющийся цикл, охватывающий последовательность событий в течение какого-то периода времени. Начинается он с индивидуально осознанных (и неосознанных) предчувствий, антиципаций и предположений будущих событий. Далее индивид последовательно переживает некие события, которые не всегда соответствуют его предвосхищениям. Несоответствующие события или неожиданности вызывают у него потребность в объяснении и соответственно продуцируют процесс интерпретации неожиданностей. Интерпретация здесь заключается в том, что значение присваивается неизвестному в результате формирования смысла, а не восприятия или определения различий. Поэтому понимание особенностей формирования смыслов означает одновременно и понимание того, как люди справляются с возникающими перед ними при решении той или иной задачи, препятствиями, неожиданностями.

Эффективность использования цикла смыслообразования связана с хорошо известными когнитивными искажениями, такими как предвзятость подтверждения – тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции. Ограниченное время и избыток данных – типичные причины, по которым люди не могут генерировать гипотезы. Рабочая память человека ограничена, что накладывает ограничения на число рассматриваемых фактов и гипотез. Для преодоления этого информационные паттерны помещаются во «внешнюю память», например визуальный дисплей.

Процессинг информации может осуществляться снизу-вверх (от данных к теории) или сверху-вниз (от теории к данным). Эти процессы следует целесообразно совмещать.

Суть этих противопоставлений можно проиллюстрировать на примере парадигмы поиска. Основная задача любого поиска состоит в том, чтобы определить маршрут, по которому будет производиться  перемещение с настоящей позиции к поставленной цели. Если начать поиск с текущей позиции и продолжать его, пока не найдется желаемый результат, – это так называемый прямой поиск, или поиск снизу-вверх. Если мысленно поставить себя в то место, где хочешь очутиться в результате поиска и определяешь маршрут, двигаясь в обратном направлении, т.е. туда, где действительно находишься в настоящий момент, – это поиск в обратном направлении, или поиск сверху-вниз.

Мышление сверху-вниз помогает пониманию человеком нового образа на базе существующего опыта и знаний. Этот процесс помогает анализировать знакомые сцены и объекты, когда сталкиваешься с ними даже в новых ситуациях. В процессе любого восприятия люди обычно используют либо сенсорные данные (мышление «снизу-вверх») или предварительные знания (мышление «сверху-вниз») при анализе ситуации.

Процесс снизу-вверх

Структурирование – это определение границ проблемы и разделение ее на компоненты. Разбиение проблемы на компоненты – это трехэтапный процесс. Во-первых, необходимо определить все части проблемы. Во-вторых, следует проанализировать каждую часть, чтобы полностью понять ее важность (как она относится к проблеме). В-третьих, надо создать логическую структуру, объединяющую все части в единое целое.

Поиск и фильтрация. Сначала необходимо определить все части проблемы. Для этого надо смотреть на каждый фактор, часть компоненту, возможность, атрибут, свойство, особенность, качество, аспект, характеристику, грань, вопрос, субъект, элемент, событие, причину и действие, связанные с проблемой.

Обычно создается мастер-список всех факторов. Сортировка пока не производится, главное – выявить как все существенные для анализа факторы и записать их.

Другая часть начального процесса касается выявления рамок проблемы. Каковы границы проблемы? Просмотр всех частей проблемы позволяет определить границы.

Необходимо взглянуть на факторы с точки зрения полноты. Имеются ли основные пробелы в данных? Просматриваются ли области, где имеется много неопределенностей? Это может помочь определить приоритет фокуса исследования и выделения ресурсов.

Определенное внимание следует уделить неожиданным необычным факторам.

Результаты поиска фильтруются (оцениваются) по релевантности. Релевантные данные собираются в некотором хранилище.

Декомпозиция и интеграция. Данные сами себя не описывают. Данные необходимо описать, затем организовать для эффективного использования. Сортировка и группирование – это начало создания структуры данных. Они могут помочь в создании различных путей описания данных.

Выявленные факторы начинают группироваться. Сходные факторы группируются вместе. Часть этого упражнения – определение главных категорий, используемых для группировки данных. Выбирать главные категории следует с особой тщательностью, поскольку они используются для сортировки информации и начнут формировать схему. Эта схема – базовая структура, в которой систематизируются данные.

Оттого как сортируются данные, зависит, с каких сторон рассматривается проблема. Сгруппированы ли факторы, чтобы помочь ответить на ключевые вопросы? Имеются ли обманчивые предположения, сделанные в определениях насчет сходства между факторами? Составляют ли главные категории единое целое?

Главные категории могут помочь определить рамки проводимого анализа. На их основе формируется структура решения проблемы. Для сложных проблем могут потребоваться многоуровневые субкатегории, которые формируют иерархическую структуру проблемы.

Следует держать в голове, что должно быть предусмотрено место для всех данных. Никакие части данных не могут быть оставлены вне анализа. Особенно это касается тех данных, которые не вписываются четко в привычный взгляд на мир.

Схематизация. Информация может быть организована в небольшие истории о типичных темах или ответах на типичные вопросы (кто, что, когда, где, почему, как, откуда, куда). По сути схематизация – это стремление найти ответ на вопрос «Как это организовать?». Каждая схема – вплоть до простых матриц два на два, которые мы используем изо дня в день, – это попытка уложить проблему в аккуратный набор из нескольких геометрических фигур, помогающих упрощенно представить сложную ситуацию.

На данном этапе может осуществляться моделирование проблемных ситуаций.

Производится диагностика ситуации и установление первопричины проблемы. Необходимо:

1) Перечислить все потенциальные первопричины проблемы.

2) Выдвинуть интуитивное предположение относительно первопричины, которая кажется наиболее вероятной.

3) Установить, какой анализ и какая информация необходимы для проверки предположения. Надо четко определиться, на какой вопрос следует получить ответ, и перед сбором информации составить генеральный план исследования (можно назвать его также регламентом работ). В этом плане несколько разделов: вопросы, которые следует решить; исходные предположения; обоснование предположений; все виды анализа и необходимые действия или данные, которые нужны для доказательства или опровержения предположений; источники информации.

4) Произвести анализ и установить основную первопричину проблемы. По результатам исследования определяется наиболее вероятная причина проблемы (происходит выбор ключевого нежелательного эффекта для постановки задачи).

После установления первопричины проблемы определяются цели, намерения и задачи.

Необходимо поставить перед собой четкую цель. Для определения цели предлагается обратить внимание на такие параметры, как конкретность, четкость, «счетность», временные параметры, иные граничные условия. Дается призыв «увидеть цель».

Разработка решений. После того, как проблема проанализирована и понята, переходят к выработке ее решения. Создание решений – это сердце решения проблемы. Процесс создания решения начинается с просмотра целей и намерений, для реализации которых создаются гипотетические решения.

Необходимо определить разрыв между поставленной целью и текущим положением вещей. Важно увидеть разницу между «сейчас» и «тогда». Далее следует сформулировать гипотезы о том, каким образом можно преодолеть этот разрыв и достичь цели. Надо перечислить как можно больше идей и вариантов и пытаться отобрать лучшие идеи в качестве гипотез.

Выдвижение гипотезы включает изучение наблюдаемых явлений, анализ и отбор фактов, находящихся в причинно-следственной, временной связи с указанными обстоятельствами, анализ отдельных фактов и отношений между ними. Выдвижение гипотезы (версии) состоит из следующих шагов: анализ отдельных фактов и отношений между ними, синтез фактов, их обобщение, формулировка предположения.

Для решения проблемы никогда не удастся собрать полную и точную информацию. Поэтому необходимо определить, какая информация будет полезной для начала формулирования гипотез. Информация как и в случае схематизации организуется в небольшие истории о типичных темах или ответах на типичные вопросы (кто, что, когда, где, почему, как, откуда, куда). Но теперь эта информация касается не анализа проблемы, а возможных способов ее решения.

Для систематизации найденных решений определяются их «горячие точки», т.е. относительная сила ассоциаций между родственными решениями. При анализе «горячих точек» решения сортируются по кластерам определяющих их идей.

Оценка. После выработки возможных решений и их анализа необходимо определить, какое из решений является наилучшим. Для оценки решений необходимо определить, какая информация необходима и как осуществлять анализ, чтобы проверить возможное решение.

После перечисления вариантов можно сделать таблицу «за и против» для каждого варианта, взвесить каждый пункт (то есть присвоить ему тот или иной вес, баллы), и исходя из этого, выбрать самый привлекательный. Также можно использовать инструмент работы с критериями. После перечисления вариантов идет перечисление критериев оценки. Затем определяется степень важности каждого из критериев (например, высокая, средняя и низкая). Каждый вариант оценивается по этим критериям, оценка задается, например, трехуровневая (очень привлекательно, привлекательно, непривлекательно). По результатам выбирается наиболее устраивающий нас вариант.

Для оценки решений можно применять различные инструменты: негативный мозговой штурм, анализ потенциальных проблем, «адвокат дьявола» и другие.

Процесс сверху-вниз

Найти подтверждение. На основе обратной связи убедиться, что выбранное решение является наилучшим. В противном случае производится переоценка выбранного решения.

Найти поддержку. Анализ или переоценка решений может потребовать переоценки схемы организации базовых фактов.

Найти связи. Информация может натолкнуть на новые паттерны, которые приведут к выдвижению гипотез насчет связей между элементами и событиями. Эти гипотезы могут потребовать проведения нового поиска и извлечения данных из необработанного материала.

Найти факты. Новые сгенерированные гипотезы в процессах верхнего уровня могут потребовать более глубокий анализ данных с целью детализированного понимания проблемы.

Найти данные. Для проведения более глубокого анализа могут потребоваться новые данные.

Работа с субъективными мыслями


Рис. Модель аналитического процесса – Субъективные мысли

Работа с субъективными мыслями распадается на два цикла: цикл понимания и цикл развития образа мыслей.

Цикл понимания – это исследование существующих ментальных моделей, связанных с решаемой проблемой.

Цикл развития образа мыслей – это построение схемы, наилучшим образом отвечающей решению проблемы.

Далее рассмотрим, что подразумевается под словами «схема» и «ментальная модель».

Схема – это организация предыдущих реакций способами, позволяющими адекватно реагировать на новые ситуации; ранее усвоенные знания, которые влияют на последующее познание.

В психологии схема описывает генерализованный паттерн мыслей или поведения, который организует категории информации и связи между ними. Она помогает понять окружающий мир и быстро меняющуюся среду. Люди могут быстро организовывать новые восприятия в схемы, поскольку большинство ситуаций при использовании схем не требуют сложных мыслительных действий, и автоматические мысли – это все, что требуется.

Люди используют схемы для организации текущих знаний и использования их структуры для будущего понимания. Примеры схем включают академические рубрики, социальные схемы, стереотипы, социальные роли, миропонимание и архетипы. Схема влияет на внимание и восприятие новых знаний: люди с большей вероятностью замечают вещи, которые соответствуют их схемам. Схема имеет тенденцию оставаться неизменной даже перед лицом противоречивой информации.

В качестве примера можно рассмотреть схему Я (self-schemas). Это генерализация прошлого опыта, касающегося Я индивида, которые помогают ему интегрировать и объяснять свое поведение. Некоторые из этих схем извлекаются из места индивида в социальной структуре, тогда как другие творчески и избирательно строятся из прошлых мыслей, чувств и поведения в разных областях. В то время как схемы Я у разных индивидов могут быть схожими, индивидуальный набор этих схем уникален.

Схемы Я – наши фундаментальные элементы самоопределения. Они оказывают систематическое и глубокое влияние на то, как перерабатывается индивидом информация, касающаяся его Я. Например, если человек обладает Я-схемой, связанной с лидерством, он будет более чувствительным к вещам, релевантным лидерству как в своем поведении, так и в поведении других. Он будет реагировать на свой социальный опыт в соответствие с гипотезами и генерализациями, обеспечиваемыми его схемой Я.

Схема Я – не просто интеграция прошлых и настоящих действий. Это заявление о своей ответственности за будущее поведение в определенной области. Таким образом, схемы Я определяют прошлое и настоящее Я, но, что более важно, они определяют будущие, возможные Я. Это – важнейший аспект Я-схемы в оформлении и подпитке поведения. Зачастую в Я содержатся некоторые идеи относительно способов достижения желаемого результата, планы и стратегии. Таким образом, возможные Я – это то, что запускает Я в действие, намечает вероятный курс действий. Возможные Я – это когнитивные мосты между настоящим и будущим. В более социологических терминах, возможные Я обеспечивают связь между выпуклыми (salient) идентичностями и ролевым поведением.

Образ мыслей – это набор предположений, методов или представлений, которых придерживается индивид или группа людей, создающий у них сильное побуждение продолжать адаптацию или принять предыдущее поведение, результаты выбора или средства. Образ мыслей всецело зависит от схем, которые в свою очередь базируются на ментальных моделях. Таким образом, работа с субъективными мыслями всецело сосредоточена вокруг ментальных моделей.

Ментальная модель – это способ нашего восприятия мира. Ментальные модели – основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Ментальные модели используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели являются естественными и присущи каждому человеку, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Ментальные модели не являются неизменными.

Говоря простым языком, ментальные модели – это набор инструментов, при помощи которых мы мыслим. Каждая ментальная модель предполагает свою собственную систему взглядов на жизнь (или на конкретную проблему): через них мы придаем смысл событиям и истолковываем свой опыт.

Ментальная модель представляет собой рациональные рамки, заключающие внутренний мир человека, посредством которого он созерцает и интерпретирует действительность. Ментальная модель – это объяснение мыслительного процесса того, как что-то работает в реальном мире. Это представление об окружающем мире, связях между различными его частями и интуитивные ощущения человека о его собственных действиях и их последствиях. Это глубоко укоренившиеся в сознании понятия, обобщения или даже картины и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем.

Ментальные модели – мыслительные репликанты феноменов, на основе которых люди постигают механизмы и работу окружающей среды. Ментальные модели по определению имеют объяснительную ценность. Однако они обязательно незавершенные – всегда проще того, что они представляют и иногда полностью неверны. Тем не менее, они позволяют делать предсказания, понимать феномены, принимать решения насчет действий и испытывать опыт событий от имени другого.

Ментальные модели существенно отличаются от образов. Ментальные образы (репрезентации) всегда статичны, ментальные «видео» динамичны, но не позволяют делать с ними никаких манипуляций. Ментальные модели всегда содержат метальное «кино» и структуру связей моделируемого процесса, что придает им объяснительную ценность.

Ментальные модели могут помочь оформить поведение и выбрать подход для решения проблем и выполнения задач. Люди используют ментальные модели для объяснения и предвидения событий и действий. С точки зрения социального познания, ментальные модели – это платформа для ментального симулирования действий и решений людей. Они предоставляют «механизм», посредством которого люди генерируют описания назначения и формы системы, объяснения функционирования системы, наблюдаемых состояний системы и предсказания ее будущих состояний.

Ментальные модели помогают увидеть ситуацию под другим углом и решить кажущуюся сложной задачу. Их работа особенно заметна, когда в результате мыслительных тренировок мы начинаем видеть сразу несколько вариантов решения проблемы. Причем каждый из них по-своему поможет нам определиться с приоритетами и добиться выполнения поставленных задач.

Манипулируя ментальными моделями, человек может оценить, что возможно и что невозможно в отношении выделенной системы, как достичь ее возможных состояний. Поскольку ментальные модели представляют собой когнитивные средства для понимания и предсказания, их форма может конфигурировать решения и действия. Например, инвесторы могут создать модели падений и подъемов рынка и принимать свои финансовые решения соответствующим образом.

Ментальные модели могут как способствовать развитию и обучению, так и препятствовать ему. О наличии ограничивающих ментальных моделей говорит следующее:

  • Склонность настаивать на том, что ваши идеи абсолютно соответствуют действительности;
  • Ограниченный круг интересов, препятствующий получению нового опыта;
  • Стремление избегать какой-либо неопределенности и как можно скорее сделать выводы;
  • Постоянное уверенное использование таких слов, как «должен», «не должен», «необходимо», «недопустимо»;
  • Активное использование обобщающих понятий («все», «каждый», «никто», «никогда»);
  • Привычка обобщать, основываясь на единичном случае;
  • Склонность винить в проблемах людей, в том числе и себя;
  • Отсутствие любознательности;
  • Полученный опыт не приводит к пересмотру существующих убеждений.

Очень часто люди не осознают, как относятся к ментальным моделям или к тому влиянию, которое они оказывают на поведение. Ментальные модели того, какое поведение допустимо в различных управленческих структурах, являются не менее глубоко укоренившимися. Многие понятия о новых рынках или об организационной деятельности не могут быть использованы практически, потому что они вступают в конфликт с укоренившимися ментальными моделями.

Работа с ментальными моделями начинается с воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного изучения. Сюда также входят способности вести «обучающие» разговоры, которые снимают многие вопросы, когда люди наглядно демонстрируют свое мышление и делают его открытым для влияния других.

Универсального метода для решения всех задач не существует, однако, освоив несколько ментальных моделей, в зависимости от ситуации, можно выбирать ту из них, которая наилучшим образом подходит для конкретного случая.

Моделирование

Моделирование – создание копии реально существующих предметов, процессов или явлений. Существенная характеристика моделирования – воспроизводить определенный аспект реальности.

Ментальное моделирование – способность ума представлять выполнение специфических действий и моделирование возможных результатов до начала выполнения. Предвидение результатов действий предоставляет возможность решать новые проблемы.

Моделирование включает ментальную трансценденцию «здесь и сейчас» психологически занимать другое время (прошлое или будущее), другое место, субъективный опыт другого человека или гипотетическую реальность. Другими словами, моделирование включает воспроизведение в воображении опыта чего-то другого, чем то, что в настоящий момент человек испытывает. Моделирование позволяет человеку проводить комплексные размышления, осуществляя навигацию в прошлое, будущее и социальный мир.

Ментальное моделирование как технология моделирования ментальных программ другого человека – это симуляция, репликация, обычно в воображении, мышления, принятия решений, эмоциональных откликов или других аспектов ментальной жизни другого человека. Согласно теории, ментальная симуляция в воображении играет ключевую роль в нашем каждодневном психологическом понимании других людей. Те же самые ментальные ресурсы, что используются в нашем мышлении, принятии решений или эмоциональных откликах, применяются и в воображении для понимания мыслей, решений или эмоций других людей.

Каким образом симуляция связана с ментальными моделями? Исследователь явно имеет по крайней мере теорию естественного языка перед тем, как он начинает моделировать. Мы можем думать об этой теории как о ментальной пре-модели, поскольку она базируется на некотором опыте или знаниях (т.е. предыдущих попытках построения моделей в сходных областях, результатах экспериментальных исследований или анализа данных), но при этом отсутствует понимание последствий применения этих знаний на практике. Реализация теории в компьютерном коде позволяет исследователю прояснить предположения и делает их недвусмысленными. Этот шаг – критическая часть вычислительного моделирования, но еще не ментальная модель. Для конструирования ментальной модели критичен следующий шаг – запуск интерактивной симуляции. Посредством интерфейса симуляции несколько прогонов с различными параметрами или «живая» манипуляция переменными дают исследователю среду, в которой осуществляется взаимодействие с репликой моделируемой системы. Это явно похоже на процесс формирования ментальных моделей физических систем.

Ментальная модель включает как реализованные правила системы, так и их результаты на системном уровне – часто неожиданно появляющиеся и непредсказуемые – прогонов симуляции с различными контрольными параметрами. По завершении разработки, запуск симуляции на компьютере необходим для дальнейшего подтверждения курса по производству подходящих агрегированных результатов. Запуск симуляций позволяет интерактивно формировать ментальной модели и, следовательно, понимание.

Следующий шаг – анализ результатов и интерпретация – вторая критическая часть компьютерного моделирования, позволяющая установить связь между моделируемой системой и ее моделью. Однако создание ментальной модели – это сахарная глазурь на торте. Фактически, как только ментальная модель создана на основе взаимодействия с симуляцией, исследователь уже имеет интерпретацию в своей голове. Нет необходимости переключать результаты на целевую систему, поскольку результаты – это часть ментальной модели и это модель целевой системы.

Все ментальные модели проще реальных систем, но это не умаляет их объяснительную ценность. Конечно, представление результатов запуска симуляции все еще требуется для презентации другим свойств модели, чтобы те могли проверить утверждения исследователя.

Симуляции могут использоваться для оценки существующей ментальной модели. В этом случае исследователь реализует свою модель в компьютерной форме и посредством взаимодействия с симуляцией может модифицировать ее и повысить ее точность.

Психологическое понятие ментальных моделей хорошо представляется процессом компьютерного моделирования с симуляцией, позволяющей исследователям понимать целевые системы их моделей. Связывание компьютерных моделей с психологическим концептом подводит к некоторым очевидным последствиям.

Создание ментальных моделей достигается путем интернализации связей между параметрами симуляции и результатами. Однако симуляция иногда столь убедительна, что может закрывать объективное восприятие реальности – исследователь интернализует все ограничения определенной реализации, которые загоняют его дальнейшее мышление насчет реального процесса в рамки, иногда с пагубными последствиями.

Так же критичен интерфейс симуляции. Некоторые способы визуализации могут привести к более плодотворным инсайтам и пониманию, нежели другие.

 

Поддерживающие публикации: «Введение в принятие решений»

 
Здравый смысл есть не что иное, как набор неправильных представлений, приобретенных к восемнадцати годам.
Альберт Эйнштейн
Единственным настоящим экспертом является тот, кто выполняет работу.
Питер Друкер