Пожалуй, нет человека, у которого слово «успех» не вызывало бы какие-то эмоции. У одного – это жгучее желание непременно стать успешным, у другого – горечь собственного поражения, у третьего – зависть и т.д.

Успех, как правило, ассоциируется, с карьерным ростом, богатством, популярностью, харизмой. Успешный человек всегда на виду, он имеет высокий авторитет, ему стараются подражать. Успешность проявляется в способности управлять людьми, видении перспектив, умении эффективно распоряжаться ресурсами.

В Бэкмологии понятие «успех» используется в узком смысле этого слова: как состояние достижения поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, хороший результат в работе. Соответственно путь к успеху начинается с постановки цели и проходит через процесс ее достижения. Равно важно как поставить адекватную цель, так и оптимальным образом пройти процесс ее достижения.

Помочь в организации и достижении собственного внешнего, согласующегося с внутренним порядком успеха, могут основные правила-установки предпринимательства и стратегического менеджмента, с которыми надо часто соотносить все свои действия. К успеху ведет: 1) ясная цель, 2) четкий план действий, 3) позитивное отношение к окружающему миру, 4) максимально лучшее образование, 5) умение управлять внутренними и внешними ресурсами, 6) уверенность в себе. Эта композиция слагаемых успеха в той или иной мере, с некоторыми дополнениями и изменениями является довольно полной и эффективной. Все перечисленные установки человек может в себе развивать, и Бэкмология станет в этом ему верным подспорьем.

Присутствующие в базы знаний Бэкмологии материалы вносят определенный вклад для развития у людей навыков успешной деятельности. Одни материалы носят теоретический характер, другие – сугубо практический, третьи – методологический, т.е. играют направляющую роль в процессе развития требуемых навыков.

Далее приводится краткое описание концепции успеха и успешной деятельности с позиций Бэкмологии.

Об успехе:

публикация «Приговорен­ные к успеху» посвящена такому социаль­ному явлению как культ успеха. Имеет смысл читать тем, кто не знаком с своеобразием успеха по-русски.

Базовые определения
Ни у кого не вызывает сомнение, что вечное движение – основа нашего мира. Все реализуется во взаимодействиях, обмене, динамике. Любая система характеризуется ее внутренними и внешними отношениями, которые по своей сути всегда функциональны. Поэтому и успех необходимо прежде всего рассматривать в деятельностном, или функциональном аспекте.

Все необходимое для функционирования системы можно рассматривать как полезность. Польза, полезность обычно трактуется как положительное, благотворное влияние чего-либо, благо; выгода, интерес. Полезность – это все то, что поддерживает функционирование системы.

Полезность связана с потребностями. Потребность – это то, что требуется системе в процессе ее функционирования. Полезность и потребность не являются синонимами. Существуют потребности, которые могут оказывать неблаготворное влияние на работу системы. Полезность же связана исключительно с благом.

Потребности разделяют на первичные (или базовые), которые именуются нуждами и производные, за которыми сохранилось название потребностей.

Нужда – это настоятельное желание получить какое-либо благо (еду, одежду, жилье и т.п.) или избежать чего-то нежелательного (опасности, одиночества, позора и т.п.)

Потребность – это нужда, принявшая конкретную форму в зависимости от уровня развития общества и отдельного индивида. Потребности выражаются в объектах, способных, удовлетворить нужду тем, способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды являются исходными составляющими природы человека. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, молоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю США – булочка с рубленным бифштексом, обжаренная в масле картофельная стружка и стакан кока-колы.

Благо – это то, что имеет свойство полезности; средство удовлетворения потребностей (нужд), действительно необходимых для поддержки функционирования системы.

Нужда – это состояние. Потребность – это объект. Полезность – это свойство. Благо – это потребность, которая всегда обладает свойством полезности.

Успех – это оценка работы системы. Если система функционирует без ухудшения ее важных параметров – это успех. Успех связан с целеполаганием.

Цель – это умысел, намерение, которое следует осуществить; к чему стремятся, что намечено достичь. Если цель рассматривать как параметр системы, то под успехом можно считать достижение поставленных целей, т.е. положительный результат.

Успешная деятельность не всегда ассоциируется с полезностью. У системы могут иметься цели, направленные на удовлетворение не только нужд, но и «избыточных» потребностей. Тогда успех не будет ассоциироваться с полезностью, или благом.

Мотив – это намерение что-то сделать, включая и побуждение к этому. Мотив – осознанная и опредмеченная потребность, субъективное отражение потребности. Потребность объективна, мотив – субъективен. Связь между потребностями и мотивами неоднозначна. Потребность может вызвать несколько мотивов, и мотив может быть вызван несколькими потребностями.

Принято выделять следующие подходы к рассмотрению мотива: мотив как потребность, мотив как побуждение, мотив как цель, мотив как намерение, мотив как свойство личности, мотив как состояние.

Существуют психологи, которые под мотивом понимают фактор. Этот фактор для человека имеет особое значение, выступает стимулом к какой-либо деятельности и определяет ее ход и результаты. Здесь стоит заметить, что в данной ситуации мотивом может выступить и боль, и наличие алкоголя в крови, а также другие внешние стимулы.

Фактор – это причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов (мотивов), которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности. Мотивация – это система факторов, детерминирующих поведение. Мотивация также предстает как процесс формирования мотива.

Факторы успешной деятельности
Источник большинства проблем и неосуществленных планов кроется в том, что у человека отсутствует мотивация, т.е. он не может заставить себя действовать. Даже если мы знаем, чего хотим достичь, многие люди испытывают трудности в том, чтобы регулярно делать активные шаги к достижению поставленной цели и довести начатое до конца.

Сила мотивации напрямую зависит от того, насколько понята индивидуальная потребность, и какая цель на основании ее подобрана.

Сначала следует удовлетворять свои базовые потребности. После этого возникают потребности для осуществления других желаний.

Как поддерживать мотивацию для эффективного достижения целей?

  1. правильно распознать свои потребности и  верно подберите цели.
  2. выбрать такой способ достижения цели, исполнение которого будет приносить удовольствие (процессуально-содержательный мотив). Радуйтесь процессу достижения цели, а не только желаемому результату.
  3. прислушиваться к потребностям своего тела и психики и корректировать мотивацию для достижения своей цели, исходя из этого.
  4. концентрироваться на положительном результате, который будет получен по достижении цели.
  5. всегда иметь про запас стимулирующий вас ответ на вопрос «Зачем я это делаю?», который побудит вас продолжать работу в заданном направлении.
  6. если результат деятельности будет иметь просоциальный мотив, будет больше мотивации продолжить значимую для человека и для общества (группы) работу и получить общественно-полезный результат.

Структура деятельности имеет такие главные элементы как цель-мотив-способ-результат. Для достижения успеха важен каждый из перечисленных элементов. С чисто внешней точки зрения о степени успешности деятельности в целом судят по результатам, а через них и о действующей личности. Наиболее распространенной, но далеко неполной характеристикой результата деятельности является его оценка с точки зрения наличия или отсутствия ошибочных действий, которые либо приводят, либо не приводят к достижению цели. Проблема несовпадения цели и результата деятельности связана с невозможностью учесть в целеполагании все реальные последствия, которые порождает осуществление конкретной цели. С точки зрения деятельностного подхода, успех – это максимальное совпадение цели и результата. С точки зрения личностного подхода, успех – удовлетворенность человека достигнутыми результатами  Удовлетворенность-неудовлетворенность характеризует, как личность реализует себя в жизни, «цену» (трудность) деятельности и общения, и представляющее собой форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни. Притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей.

Успех определяется как деятельность, приводящая к поставленной цели наикратчайшим путем и приносящая человеку максимальное удовлетворение, и предполагающая гармонию между личными и общественными интересами.

Внешний критерий успеха – материальное и социальное благополучие, хороший доход, интересная работа и круг друзей, благоприятные обстоятельства – являются общепринятыми критериями, признаваемыми большинством ученых. Внутренние критерии связаны с удовлетворенностью внешними достижениями как на эмоционально-эгоистическом, так и на морально-духовном уровне.

Центральным фактором, обеспечивающим успех человека, является фактор целеполагания.

Целеполагание – это практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования, постановки целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.

Успешная деятельность также обязательно включает в себя самоидентификацию, элементы последовательного целенаправленного овладения внешним миром (адаптацию), целенаправленное овладение внутренним миром (саморегуляцию) и целенаправленную балансировку между внешним и внутренним миром (самоуправление), а также ее нравственно-социальный смысл и значение.

Самоидентификация – это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т.д. Например, я – инженер; я – отец; я – мужчина и т.д.

Самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме и, соответственно, с проблемами личностного развития и взаимоотношений. С другой стороны, самоидентификация тесно связана с социальными стереотипами, – это своего рода мост между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным.

Самоидентификация тесно связана с моралью. Одной из наиболее значимых мотиваций выполнения моральных норм или соблюдения взятых на себя обязательств является именно сохранение своего идентификационного статуса. Слово офицера, слово дворянина, честное купеческое. «Так себя порядочные женщины не ведут», «ты мужчина или кто?» – примеры таких ситуаций. Если я не выполню этого, значит, я не настоящий офицер (дворянин, купец, женщина, мужик...), другие не будут относиться ко мне как к настоящему офицеру (купцу, женщине...), и сам я не буду чувствовать себя достаточно уверенно в этом качестве.

Одним из главных факторов успешной деятельности является сознательная воля.

Воля – это начало, объединяющее в себе когнитивные и побудительные стороны. Практическое целеполагание, предполагающее сознательную активность человека в выборе цели, принятии волевого решения и его практическое осуществление, является стержневым элементом деятельности, прямо влияющим на ее успешность.

Пути к успеху можно классифицировать с точки зрения различных параметров; 1) удаленности от намеченной цели (короткие и длинные пути); 2) сложности достижения цели (трудные и легкие пути); 3) времени получения удовлетворения от затраченных усилий (пути, приносящие удовлетворение на всем их протяжении и пути, радующие только в финале), 4) степени сознательности подхода (преднамеренные и спонтанные пути), 5) психологической подготовленности личности (пути, использующие специальные психотехнологии повышения успешности и пути, обходящиеся без подобных методов).

Выделяют следующие главные внешние факторы, помогающие человеку действовать успешно – за краткий срок добиваться поставленной цели, теряя при этом минимум сил. Это такие влияющие на человека факторы, как семья, социальная среда, страна, в которой человек живет, историческая эпоха, профессиональная востребованность, друзья и близкие, конкретные благоприятные и полные возможностей обстоятельства.

Среди внутренних, влияющих на человека факторов основными являются: осознанное целеполагание, настойчивость, вера в успех своих начинаний и дел, лидерские качества, готовность учиться и совершенствоваться, умение одухотворять свои начинания и действия, психологическая защищенность, стойкость к испытаниям.

Также выделяют факторы, отвечающие за совмещение внешних и внутренних сторон успешной деятельности человека: 1) умение «чувствовать цель» и проявлять практическую находчивость в ее достижении; 2) способность во всех подробностях и деталях визуализировать образы цели и путь к ней; 3) оптимизм и позитивное мышление; 4) умение терпеливо переносить трудности; 5) пробуждение скрытых ресурсов психики; 6) способность использовать любую ситуацию – и благоприятную, и неблагоприятную для личностного и духовного развития; 7) умение работать с самооценкой и собственным уровнем притязаний.

Для достижения успеха важно овладение механизмами адаптации, саморегуляции и самоуправления. Психологическая адаптация – это не просто процесс приспособления человека к внешней среде, но поэтапное овладение этой средой («адаптация выживания», «адаптация личностного роста», «адаптация мастерства»). Выделяют семь основных факторов успешной адаптации: 1) наличие четкой цели, направленной на адаптацию к конкретным обстоятельствам; 2) высокая степень терпения по отношению к препятствиям и трудностям, окрашенная внутренним оптимизмом; 3) высокая степень коммуникабельности и умение налаживать отношения с людьми разных типов; 4) высокий профессионализм, включающий в себя мастерство, любовь к профессии, умение быть востребованным и выгодно продать свои навыки; 6) адекватная (несколько выше среднего) устойчивая самооценка, не подверженная негативным влияниям извне; 7) наличие чувства юмора, способность к самоиронии и взгляду на себя со стороны.

Саморегуляция является одним из главных механизмов достижения внутреннего успеха, представляющего собой способность человека в любой ситуации поддерживать состояние психологического равновесия, уверенности и оптимизма, а также извлекать опыт и пользу из любых трудностей и неудач. Для успеха необходимо умение управлять собой и регулировать себя как раз с целью достижения состояния «внутреннего успеха».

Саморегуляция определяется как система самовоздействий, направленная на гармонизацию внутреннего состояния человека, а стратегия саморегуляции, направленная не только на поддерживание внутреннего равновесия, но и на успешную внешнюю деятельность, определяется как самоуправление.

Самоуправление является особым видом деятельности, имеющим сознательно-волевую составляющую, которая позволяет человеку согласовывать и увязывать объективные требования жизни с субъективными целями, необходимое с желаемым. В основе такого увязывания и согласования объективного и субъективного лежит система мотивов человека и психологические свойства, работающие на их удовлетворение – способность предвидения, рефлексия, волевые свойства самосознания. Имеется несколько типов самоуправления, отличающихся друг от друга по критерию успешности: 1) «самоуправление выживания»; 2) «самоуправление внешних достижений», основанное на мотиве успешной конкуренции; 3) «самоуправление гармонизации», направленное на поддержание равновесия между внешними и внутренними целями и ценностями.

Выделяются следующие стадии (этапы) управления собой в процессе успешной деятельности: 1) стадия выбора цели и целемотивационного контроля; 2) стадия целеполагания (постановки цели по достижению успешного результата и принятия решения); 3) стадия программирования (построения образной программы действий); 4) стадия реализации (воплощения замысла в действие или поступок); 5) стадия контроля за протеканием деятельности (начинающая свой отсчет одновременно со стадией реализации); 6) стадия оценки достигнутого результата; 7) стадия принятия решения о коррекции собственных действий.

Факторами успешной саморегуляции и самоуправления являются: 1) наличие четкой цели, включающей в себя различные микроцели и подуровни, к достижению которых человек энергично и сосредоточенно стремится; 2) способность к яркому образному представлению собственной цели и визуализации пути к ней, сопровождающемуся интенсивными самовоздействиями, направленными на многократное «вспоминание» цели в сознании для более интенсивной самомобилизации; 3) способность к быстрому переключению с внешнего уровня на внутренний; 4) высокий тонус бодрствования и готовность поддерживать самоконтроль в процессе деятельности; 5) немедленное выполнение задуманного, отсутствие «зазора» между замыслом и его выполнением, предполагающее наличие сильной воли и способности осуществить принятое решение; 6) позитивный оптимистический настрой мышления и склад личности, вера в смысл и успех того, что человек делает; 7) способность к быстрой и точной обратной связи в процессе саморегуляции, позволяющей четко доводить ответственные импульсы и сигналы сенсорных систем и эмоциональной сферы доя сознания.

Центральным фактором, обеспечивающим успех человека и на уровне приспособления к внешнему миру, и на уровне овладения внутренним миром (саморегуляция), и на уровне выстраивания гармоничного баланса между внешним и внутренним (самоуправление), является фактор целеполагания. Именно целеполагание определяет все остальные стороны и аспекты успешной деятельности, адаптации человека к изменившимся условиям среды и саморегуляции.

Имеется несколько основных стратегий (подходов), закономерным образом приводящим к успеху: 1) стратегия наращивания усилий (эволюционный подход); 2) стратегия рывка (революционный подход); 3) стратегия окрашивания негативных событий в позитивные смыслы (направлена не столько на изменение внешней неблагоприятной ситуации, сколько на изменение отношений к этой ситуации); 4) стратегия уравновешивания внешних и внутренних факторов успеха и сторон деятельности, 5) стратегия полной фокусировки на цель; 6) стратегия направленности сознания, прежде всего, на процесс деятельности и переживание удовольствия от его выполнения; 7) стратегия соединения стремлений к успеху в его земном понимании с духовными целями и духовной реальностью.

Выбор той или иной стратегии в качестве основополагающей зависит от личностных особенностей человека и типа его саморегуляции.

Прагматизм
Успешная деятельность немыслима без принятия концепции прагматизма.

Прагматизм базируется на практике как критерии истины и смысловой значимости. Прагматик – это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов.

Прагматизм увязывает успех познания и человеческой деятельности с понятием полезности.

Концепция истины. Высказанная истина не является окончательной, мы вместе с объективной реальностью «создаем» истины. Отсюда следуют две ее особенности: 1) истина изменчива и 2) истина зависит от концептуальной схемы, в которую мы ее помещаем.

Изменчивость истины. Верования не являются истинными до тех пор, пока они не подтверждены в процессе верификации. Предположения становятся истиной, если они в течение длительного времени доказывают свою полезность для конкретной личности. Противоположный процесс не является фальсификацией, просто вера выбывает из употребления. «Если я хочу узнать, как попасть домой, правильным будет любой ответ, который поможет мне решить поставленную задачу. Если позже у меня будет другая задача, тот же ответ может оказаться ложным. Вместе с изменением задачи и способов ее решения меняются и свойства истины».

В основе прагматизма лежит следующая максима: «Примем во внимание, какой практический эффект может быть связан с данным объектом, и наше понимание этого объекта будет состоять в совокупности наших знаний о его практических приложениях».

Первичность практики. Прагматик исходит из основной предпосылки о способности человека теоретизировать, что является неотъемлемой частью его интеллектуальной практики. Теория и практика не противопоставляются как разные сферы деятельности; напротив, теория и анализ являются инструментами или «картами» для поиска правильного пути в жизни.

Теория – это абстрактное представление непосредственного опыта и, в свою очередь, непременно должна обогащать опыт своей информацией. Таким образом, организм, ориентирующийся в окружающей среде, – основной предмет исследования для прагматизма.

Инструментализм. Ум и интеллект (логические, этические и другие формы) точно так же являются средством (инструментом) приспособления к изменяющимся условиям, как части тела и зубы.

Этика. Прагматизм отказывается от предположения о существовании неких объективных и универсальных начал, таких как «истина» или «благо». Прагматизм не придает какого-либо значения первичным принципам и прямо ориентирует на практические выводы. Это проявляется в инструментальной трактовке истины, под которой понимается любое представление, которое способствует экономизации деятельности, организации опыта и согласованию нового опыта со старым. Истина является трансформацией нашего опыта, но это не значит, что мы вольны создавать воображаемую реальность по своему произволу.

В этике это воззрение обнаруживается в том, что в основе любых моральных, и шире, ценностных представлений усматриваются в первую очередь человеческие потребности, а не некие универсалии (культурные, космические или божественные). Мораль непосредственно увязывается с жизненными устремлениями человека. Мораль – это одно из выражений внутренне разнообразного, но по существу единого и цельного человеческого опыта. Поэтому для прагматизма борьба за добро составляет одно целое с борьбой за существование.

Источник, или предпосылка морали имеет земную основу. Это – потребности и отношения людей. У людей имеются разные нравственные идеалы но не все они могут быть выведены из стремления человека получать удовольствие и избегать страдания.

Моральный мир – это порождение сознания человека, причем сознание понимается как непременно опосредствованное практикой, деятельностью. Добро, как и истина, должны восприниматься кем-то в качестве таковых; добро должно чувствоваться, истина – мыслиться. Ценностные понятия должны быть актуализированы чувствующим сознанием, соотнесены с реальной практикой индивида, чтобы стать реальными. Вне сознания ценностных понятий нет. Сам факт их существования и тем более их содержание обусловлены наличием чувствующего существа – человека, способного отличать благо от зла, исходя из своих предпочтений и независимо от внешних обязанностей. Другое дело, что в субъективном плане люди, дискутирующие по вопросам добра и зла, представляют себе абстрактный моральный порядок, заключающий в себе объективную истину, и каждый старается доказать в споре, что он ближе к этому порядку.

Моральные понятия («добро», «зло», «обязанность») не обозначают «абсолютных сущностей» и не отражают умозрительные, возвышающиеся над всем законы, но являются объектами чувства и желания. Так же и нет никаких обязанностей самих по себе, или обязанностей, вытекающих из наличия некоего высшего мыслителя, например Бога, или некоего высшего закона, например, космического. Обязанность всегда существует как ответ на реальное требование. Что это за требование, и каков его источник? Источником требования является чье-нибудь желание. Всякое желание есть в своем роде повеление; оно становится законным уже в силу того, что существует. Чувство обязанности появляется в человеке благодаря тому, что он реагирует на другого человека и отвечает на его требование.

Этический мир развивается на основе существования живых сознаний, которые предъявляют друг другу требования и составляют суждения о добре и зле.

Невозможно построить такую этическую систему, которая вмещала бы все мыслимые на земле блага: между идеалом и действительностью всегда существует разлад, устраняемый лишь ценой жертвы части идеала. Главным мерилом блага является его способность доставлять счастье, прямо или косвенно. Так что универсальным принципом моральной философии должно быть постоянное удовлетворение возможно большего числа требований. В силу этого совершенным признается поступок, ведущий к наилучшему целому при наименьшем количестве жертв.

Под должным и правильным понимается поведение, ведущее в данной конкретной ситуации к наибольшему благу как для других людей, так и для самого действующего лица, под добром – то, что отвечает требованиям, задаваемым ситуацией, а моральная задача человека усматривается в обеспечении наибольшей полноты блага в ситуации конфликтующих требований. Моральное правило формулируется в каждой конкретной ситуации заново. В морали речь идет не об определении «подлинной ценности» в противовес «ложной ценности», но об определении такой линии поведения, при которой были бы по возможности учтены все включенные в ситуацию ценности.

История. Прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, например, политические партии, общественные классы, целые государства и т.п. Центральным пунктом прагматизма можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, то есть мотивы и цели действующих лиц.

Прагматизм интересуется действующей в истории личностью, ее мотивами и намерениями, ее характером и страстями, одним словом, ее психологией, которая должна объяснять ее поступки: это – психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и появляется необходимость специальных исследований причинности (например, причинности в уголовном праве).