Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое – выявляет их недостатки и дефекты.

Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления. Бытует мнение, что используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот. Это неверно. Для того чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления – тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.д. Если быть более точным, то творческое мышление входит составной частью в критическое мышление.

При чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может оказаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически – один из непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность. Для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

У нас есть публикация «Критика и критиканство», посвященная как раз этому вопросу. Кого заинтересует, может ее найти среди статей на нашем сайте.

Слово «критическое» предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо, например, когда говорят: «Он отнесся к решению весьма критически». Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Критическое мышление совсем не обязательно производи на свет лишь негативные оценочные суждения. В частности, похвала, если это не лесть, является оценочным суждением, а значит критическим.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру.

Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения.

Все критикуют направо и налево только либо люди с психическими отклонениями, либо сильно зомбированные индивиды, запрограммированные деструктивным культом на негатив ко всему окружающему миру. Так, со стороны отдельных слоев населения постоянно идет полная негатива критика в адрес российских властей и, в частности, в адрес президента. Кто эти люди? Следует понимать, что в условиях отсутствия гражданского общества иного быть и не может. Люди с гиперактивной жизненной позицией, лишенные права избираться, поскольку их мнение не совпадает с мнением власти, что называется «уходят в штопор». Они частично теряют контроль над своей психикой, теряют способность критически оценивать ситуацию, и их видение мира становится узконаправленным, крайне тенденциозным – фактически они занимаются только критиканством. Такие люди, как правило, всерьез никем не воспринимаются, хотя их охотно «используют» в своих политических играх все стороны влияния.

Когда читаешь или слышишь беседы о критическим мышлении, ззнакомишься с целым веером мнений. Действительно, по одному и тому же вопросу могут существовать самые разные мнения, и у каждого есть право на свою точку зрения. Одни доказывают, что «лучшего способа думать» не существует. Другие пытаются обосновать первостепенную важность позитивного мышления, якобы притягивающего «успех». Третьи утверждают, что само намерение повлиять на человеческое мышление может показаться несколько устрашающим. Разумеется, можно согласиться, что все мы имеем право на собственное мнение, но при этом одни мнения оказываются все-таки лучше, чем другие. Если, к примеру, вы убеждены, что беременным женщинам полезно употреблять в больших количествах алкоголь, вам придется подкрепить это свое убеждение вескими аргументами (таких аргументов в данном случае не существует). Противоположное предположение – что беременные женщины должны пить очень немного, если им вообще следует это делать, может быть подтверждено проводимыми со всей тщательностью лабораторными исследованиями, которые свидетельствуют о пагубном влиянии алкоголя на развивающийся плод. Точно так же каждый имеет право верить в астрологические предсказания и экстрасенсорное восприятие, но на данный момент не существует веских доказательств в пользу подобных убеждений. Далеко не все убеждения в равной степени обоснованны.

В действительности критическое мышление является противоядием против того самого контроля над мыслями. Обучение навыкам ясного мышления может помочь каждому распознать пропаганду и тем самым не стать ее жертвой, проанализировать ложные основания в аргументации, увидеть явный обман, определить надежность того или иного источника информации и обдумать правильным образом каждую задачу или принимаемое решение.

Критическое мышление – это важнейший фактор для подрыва позиций не только деструктивных культов, но и любых других попыток манипулятивной эксплуатации несовершенств человеческой психики и мышления.

Вот несколько примеров необходимости критического мышления в самых разных сферах жизни. Удобнее всего начать с рекламы. Рекламодатели платят огромные суммы за возможность убедить покупателей приобретать именно их продукцию. Рекламная кампания считается успешной, если после ее проведения вырос спрос на рекламируемый товар и сумма от его дополнительной реализации оказалась больше затрат на рекламу. Один из наиболее ярких примеров – реклама сигарет. Как известно, на каждой рекламе табачной продукции должно быть помещено следующее предупреждение: «Курение вредит вашему здоровью». Можно было бы предположить, что эти слова будут ассоциироваться с сухим кашлем, желтым налетом на зубах и раком легких, снижая тем самым эффективность любой рекламы сигарет. В противовес этому предупреждению, на рекламе сигарет часто бывают изображены курильщики в окружении девственной природы с прозрачными озерами, голубым небом и высокими зелеными соснами. На одном из рекламных плакатов можно прочитать: «Приди туда, где чистота». Другая классическая реклама сигарет гласит: «Живи в свое удовольствие» – попытка воздействовать на тех, у кого курение ассоциируется с преждевременной смертью.

Еще один пример того, насколько необходимо критическое мышление, является реклама моющих средств. В одной из телепередач собеседник сказал, что он не обращает никакого внимания на рекламу и что она никак не влияет на его выбор при покупке товаров. Затем он добавил, что всегда покупает синий стиральный порошок, который хорошо отстирывает «грязный круг на воротнике». Не видите ли вы противоречия в его словах? Хотя он уверял, что реклама на него не влияет, на самом деле именно она определяла, что он покупает. Наверное, многие не проявляли никакого беспокойства по поводу «кругов на воротнике», «желтого жирного налета» на раковине, «перхоти» или «прохудившихся локтей», пока рекламодатели не сказали нам, что мы будем занимать незавидное положение в обществе, если проигнорируем эти детали. Подобная реклама молчаливо подразумевает, что «проблемы», на которые она указывает (темные полосы на воротнике рубашки или не совсем чистая раковина), очень серьезны, но могут быть устранены, если вы приобретете рекламируемый товар.

В ходе недавней предвыборной кампании один кандидат сообщил избирателям, что он против коррупции, загрязнения окружающей среды, преступности и бюрократов, которым слишком много платят. Его речь была встречена громкими аплодисментами. Почему стоит обратить внимание на его слова? Потому что он ровным счетом ничего не сказал. Мы ни разу ни слышали, чтобы кто-либо из кандидатов был за коррупцию, загрязнение окружающей среды, преступность или высокие оклады для чиновников. Избирателям нужно было бы попросить его назвать более конкретные цели и объяснить, как он собирается их добиваться и откуда он возьмет деньги на финансирование своих проектов.

Основные принципы (признаки) и навыки критического мышления можно условно разделить на две группы:

  • методологические принципы, включающие в себя соответствующие философские и общенаучные положения, а также некоторые специфические фундаментальные положения научной психологии;
  • конкретные инструментальные принципы.

Если формулировать общемировоззренческие принципы здорового мышления, то они будут примерно следующие:

  • признание и принятие фундаментального когнитивного несовершенства любого человеческого существа;
  • признание своей неистощимой способности к самообману и иллюзиям вследствие опосредованной, а не прямой, связи с реальностью;
  • признание того, что такое несовершенство может быть существенно исправлено (компенсировано) определенными навыками связи с объективной реальностью и проверкой себя реальностью;
  • признание существования вопросов без (человеческих) ответов и явлений без (человеческого) смысла, т.е. просто непознанных (или непознаваемых), неопределенных, непонятых, неизвестных;
  • отказ от крайнего желания дать ответы на все вопросы и придать всему смысл в виде необоснованных откровений и фантазий, выдаваемых за истину;
  • признание неопределенности (ни веры, ни знания) в целом ряде вопросов как нормального аспекта человеческого существования;
  • признание того, что всего лишь сам факт существования человека в осязаемом реальном мире является самодостаточным основанием для бесконечно богатой и осмысленной жизни без привлечения сверхъестественных или инопланетных «причин» и «смыслов»;
  • признание того, что у человека как индивида есть лишь одна жизнь, до которой и после которой есть лишь жизнь человечества, такая же посюсторонняя и пока исключительно одинокая;
  • признание веры лишь в оптимально разумной мере, как одного из необходимых компонентов психики и жизни человека, но не оправдывающего отказ от критического мышления или от результатов критического мышления.

Конкретные инструментальные черты критического (здорового) мышления лучше всего представить в сравнении с обыденным мышлением. Для полноты картины приведем две таблицы с использованием несколько отличающихся формулировок:

Таблица. Сравнение признаков обыденного и критического мышления:

Умелое мышление

Обычное мышление

Оценивающее суждение

Гадательное предположение

Взвешенное суждение

Предпочтение

Классификация

Группирование

Допущение

Верование

Логическое формулирование выводов

Формулирование выводов

Понимание принципов

Объединение понятий по ассоциации

Построение гипотезы

Предположение (без достаточных оснований)

Предложение мнений с аргументами

Предложение мнений без аргументов

Формулирование суждений на основе критериев

Формулирование суждений без опоры на критерии

Таблица. Сравнение высших качеств и недостатков мышления

Мышление на основе наилучших принципов

Некачественное мышление

Ясность

Неясность

Точность

Неточность

Конкретность

Неопределенность

Тщательность

Погрешность

Релевантность (значимость)

Нерелевантность (незначимость)

Согласованность (последовательность)

Несогласованность (непоследовательность)

Логичность

Нелогичность

Глубина (фундаментальность)

Поверхностность

Полнота

Неполнота

Значимость

Тривиальность (банальность)

Честность (непредвзятость)

Пристрастность (предвзятость)

Адекватность (применительно к цели)

Неадекватность

Противопоставленные в таблицах качества мышления и поведения человека в действительности не являются взаимоисключающими, а представляют разные стороны и разные степени проявления одного и того же – противоречивого человека в противоречивых обстоятельствах. В мире нет абсолютного добра и абсолютного зла, а есть лишь сложные сочетания плюсов и минусов, имеющих реальное, и в этом смысле абсолютное для данной ситуации позитивное или негативное значение, – но только относительно человеческой жизни и в восприятии человека. Также нет и абсолютно хороших и абсолютно плохих свойств человеческого мышления и поведения. Несовершенные проявления человеческой психики чаще всего несовершенны лишь в определенных обстоятельствах и в определенных отношениях, а в других могут быть вполне адекватными и оправданными. Эти слабости можно рассматривать и как неизбежные моменты выращивания человеком своих лучших качеств.

Если сравнивать основные антиманипулятивные социально-психологические качества человека с его уязвимыми сторонами, то получится следующее:

Таблица. Сравнение антиманипулятивных и проманипулятивных качеств личности

Антиманипулятивные качества

Уязвимые для манипуляции качества

Рефлексивность

Рефлекторность (социальный автоматизм)

Личностная автономия

Конформизм

Конструктивная (активная и перспективная) адаптивность

Ситуационное (пассивное и сиюминутное) приспособленчество

Способность к объективному познанию

Субъективность восприятия реальности

Самокритика и общая критичность

Самообман и вера в иллюзии

Изменение и развитие (лабильность, динамичность, эластичность)

Стереотипность (инертность, инерционность, ригидность)

Гибкость и сложность

Потребность в однозначной определенности

Самостоятельность

Ориентация на авторитеты

Конструктивная конфликтность

Ориентация на поведение большинства

Свобода

Зависимость

Критический ум знает, на какие качества, в какой ситуации можно воздействовать. Он имеет хорошее теоретическое и практическое представление о манипуляции, обладает способностью быстро распознавать манипуляцию и проектировать собственное манипулятивное воздействие.

Социально-критическое мышление способно сделать индивидуума более чутким и восприимчивым к различного рода захватам воли, к различного рода вменениям: «Ты за свободу? – Тогда становись в наши ряды!», «Ты, патриот своей родины? – Тогда становись в наши ряды, работай на благо». Какая должна быть реакция? «Постойте-постойте, давайте разберемся». А непосредственная реакция: «Да, я, конечно, за свободу и я с вами». «Да, конечно, я патриот, я работаю». Подобного рода идеологические внушения и идеологические моделирования человеческой субъективности могут быть различными, богатыми, разнообразными. Социально-критическое мышление, сообщая о наличии таких коварных механизмов господства, подавления, безусловно, полностью не оберегает от их воздействия, но по крайней мере внушает осмотрительность и осторожность в индивидуальных реакциях на те или иные способы вовлечь индивида в какое-то общее дело.

Социально-критическое мышление не способно указать человечеству дорогу к «счастью», но оно может быть хорошим средством, хорошим подспорьем в нелегком труде свободы. Быть свободным очень легко и бесконечно трудно. Быть свободным легко, потому что для этого достаточно некоторой безоглядности и решительности.

Перефразируя Пруткова, можно сформулировать такой афоризм: если хочешь быть свободным, будь им. Но быть свободным и бесконечно трудно, потому что зачастую то, что воспринимается действующим свободно и его совершенно самостоятельные действия – это действия марионетки, которую двигают за нитки, о которых она понятия не имеет. И поэтому труд свободы или усилие быть свободным предполагает долгую (наверное, не имеющую завершения) работу по выявлению тех форм захвата нашей субъективности, с которыми мы не согласились бы.

Социально-критическое мышление не способно прочертить положительные ориентиры действия, но оно, по крайней мере, может уберечь от приверженности ложным идолам. Оно, по крайней мере, может показать, что очень многие аксиомы, очень многие представления, которые кажутся нам, мыслятся нами как устои самого разума, как совершенно непреложные устои человеческого существования, как завоевание мировой цивилизации, на самом деле в той или иной степени подчиняют нас и, исторически возникнув, не являются и обладающими вечной значимостью.

Итак, критическое мышление не способно указать человечеству путь к светлому будущему, однако это мышление не только способствует хорошему пониманию социального мира, в котором мы живем, и скрытых в нем возможностей, но и способствует тому, чтобы мы практически выступали как свободные люди.

Сложно назвать такой аспект критического мышления, которому нельзя научить и которым нельзя овладеть. Мы изучаем математику, рассчитывая, что сможем воспользоваться математическими знаниями в повседневной жизни, где в них часто возникает необходимость. Точно так же мы учим детей навыкам устной и письменной речи, полагая, что они смогут использовать эти навыки, когда будут говорить или писать на любую тему.

Приводятся различные доказательства того, что мышление можно улучшить. Есть множество книг по развитию различных видов мышления. Но все это, конечно, не означает, что научиться критическому мышлению можно без усилий, что называется «на лету». Все согласны, что студенты учатся, но учатся ли они думать – спорный вопрос. Так и с любой обучающей программой – можно формально пройти курс, запомнить основные положения, но не делать никаких попыток применить полученную информацию на практике, т.е. превратить ее в знания.

Чтобы начать развивать свое критическое мышление надо обладать его зачатками, которых хватит для того, чтобы «процесс пошел». У большинства людей этих зачатков, похоже, нет. Их можно было бы научить мыслить критически, но это придется делать «из-под палки», затратить массу дополнительных усилий на преодоление их внутреннего сопротивления.

Почему у людей нет мотивации к овладению навыками критического мышления?

Этот вопрос сродни вопросу о нежелании людей заниматься своим самосовершенствованием, развитием творческих способностей и т.п. Вот список главных препятствий, возникающие при формировании  и развитии творческого и критического мышления:

1. Конформизм – желание быть похожим на другого. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным.

2.  Цензура (особенно внутренняя). Люди, которые бояться собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.

3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию необдуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами.

Развитию критического мышления мешает отсутствие мобильности. Если человек долго живет в какой-то привычной социальной среде, малоподвижен, то он естественным образом привыкает к тому, что то, что есть, то, как есть, – это нормально, это естественно, и не может представить ничего иного. Опыт мобильности, выводя за пределы тех или иных замкнутых мирков, позволяет не воспринимать свойство любого из миров в качестве чего-то окончательного, естественного. Можно так, можно так, можно эдак... И зная эту изменчивость и вариативность форм жизни, планируя ту форму жизни, которая была бы приемлемой и уместной для нас, мы будем руководствоваться этими сравнениями и рациональными критериями. Слишком продолжительная оседлость губит людей, поэтому мобильность позитивна.

Препятствием к культивированию, развитию в себе социально-критической установки выступает невежество: человек нечто не приемлет в силу того, что плохо образован, не очень осведомлен. Решительность и безоглядность критики, – как правило, признак слабости и неразвитой системы координат. Огульность критики – как правило, признак того, что она малосодержательна. Вряд ли можно говорить о какой-то зависимости между размахом, радикальностью, огульностью критики и степенью невежества критикующего, но в любом случае такая связь просматривается. А если человек невежественный, то это значит, что на самом деле его живут, то есть он не является действительным творцом своих поступков и мыслей, он следует каким-то унаследованным, внушенным, навязанным, подсказанным и так далее ходам мысли и действия.

Для того чтобы развить в себе критическое мышление, способность к нему в зрелых формах, необходимо учиться, учиться и еще раз учиться.

В соответствии с распространенной точкой зрения функциональная роль критического мышления заключается в контроле над выполнением интеллектуальной деятельности. Иными словами, в процессе решения задачи решатель осуществляет оценку своих суждений, действий, используемых приемов и методов, в том числе ошибочных. Часто критическое мышление рассматривается как фактор регуляции мыслительного процесса, как определенный способ поведения субъекта по отношению к содержанию выполняемой деятельности, ее результатам и т.п. Таким образом, оно может быть понято как вариант метакогнитивной регуляции мыслительной деятельности.

Другой аспект имеет отношение к принятию решений. В этом случае критическое мышление обеспечивает обоснованный, аргументированный выбор вариантов, который осуществляется на основе анализа состояния дел в процессе работы с проблемной ситуацией. Здесь имеет место экономия ресурсов за счет использования эвристических стратегий. Применение эвристик облегчает переформулировки задачи, создает наиболее благоприятные условия для работы психологических механизмов, что с необходимостью проявляется при решении проблемных ситуаций, предполагающих недостаток информации и создающих затрудненное понимание.

Таким образом, можно говорить о селективных и контролирующих функциях критического мышления. Критическое мышление как комплекс взаимосвязанных метакогнитивных стратегий повышает вероятность эффективного преодоления профессиональных проблемных ситуаций, и, следовательно, является составной частью профессиональной компетентности программистов.

Выделяется ряд связанных между собой метакогнитивных стратегий критического мышления:

1) фиксация затруднений;
2) оценка различных аспектов своего поиска (вариантов, альтернатив, стратегий, ошибочных действий);
3) выбор дальнейшего направления решения;
4) аргументация выбора.

Все они выступают «оснасткой» профессионального мышления программистов. Четыре указанные стратегии складываются в общую эвристическую стратегию, применяемую в ходе решения профессиональной задачи.

Успешность решения задачи зависит от того, сумеет ли специалист в ситуации затруднения найти верное направление дальнейшего решения за счет использования критического мышления. Данная успешность непосредственно связана с количеством используемых общих эвристических стратегий критического мышления.

Человеку бывает тяжело признавать свои ошибки из-за того, что ему недостает интеллектуальных способностей, а также потому, что у него постоянно работает психологическая защита. Он склонен отвергать или искажать информацию, несовместимую с его представлением о себе или о мире. Поэтому напрашивается вывод, что критическое мышление должно уметь контролировать механизмы психологической защиты.

Чтобы мыслить нешаблонно, надо принимать во внимание, что во время поиска решения человек осуществляет выбор среди разных альтернатив и невольных ассоциаций. Поскольку ассоциации сильно зависят от индивидуальных и социальных штампов и стереотипов, необходимо сознательно освобождать последние из-под жесткого контроля шаблонного мышления, добиваясь снятия так называемых психологических барьеров. Трудность этой задачи углубляется тем, что любое преодоление, слом мыслительных, как и вообще любых стереотипов, связаны для человека с отрицательными эмоциями. Сущность психологического барьера состоит в тенденции пользоваться штампами, готовыми обычными формами. Незаметно для себя, неосознанно, человек попадает на традиционный, привычный путь мышления, начинает думать в общепризнанном, традиционном направлении и, естественно, ничего нового и оригинального изобрести не может. Влияние барьера состоит в том, что решающий задачу не только чрезмерно суживает сферу поиска гипотез, но и направление его мышления уже заранее задается штампом.

Существует несколько видов барьеров – специфических препятствий в мышлении, своеобразных запретов. Это могут быть и самоограничения, связанные с инертностью и трафаретностью нашего мышления, и барьеры, вызванные нашим ограниченным жизненным опытом. Так, я бывал лишь в таких и не бывал в другого рода ситуациях, и потому не верю в их возможность, или просто не могу ничего подобного себе вообразить (этого не может быть, так как этого не может быть никогда). Это может быть преклонение перед живыми авторитетами (мой научный руководитель против этой идеи, итак , она лишена смысла) или мертвыми (сам Фрейд считал, что все психические нарушения вызваны Эдиповым комплексом, поэтому если у человека есть психологическая проблема, то здесь не обошлось без сексуальных влечений). Это также могут быть табу, основывающиеся на ошибочной аналогии (это похоже на поиски вечного двигателя).

Чрезвычайно действенный способ подавления новых идей – представление о том, что никто не имеет права сомневаться в определенном решении, если сам не предлагает ничего лучшего или более доказательного.

Чтобы преодолеть барьеры, надо сначала дать себе отчет в их наличии у себя.  Пока мы этого не сделали, мы разрешаем им управлять нашим мышлением. Осознав их, мы уже начинаем их контролировать. Далее для преодоления многочисленных барьеров может быть полезным в начале решения задачи или проблемы подвергнуть анализу все поле гипотез независимо от их ожидаемой продуктивности. Это метод так называемого мозгового штурма, или брейнсторминга (brainstorming). Для того чтобы не мешать предубеждениям и оценочным суждениям блокировать ход мыслительного процесса, перебирая гипотезы, старайтесь не утратить, не пропустить ни одной мыслимой, какой только можно, идеи. Не обращайте внимание на то, насколько бессмысленной, смешной, недосягаемой, невыполнимой она может показаться на первый взгляд. После того, как готов перечень идей, возможных решений, переходят ко второму этапу работы с ними. Теперь оценивается их вероятная продуктивность и отбираются наиболее перспективные. Рассмотрите подробно и тщательно каждую идею, каждое решение. Обдумайте те моменты, которые кажутся непрактичными, как бы вы могли их откорректировать, чтобы приблизить к жизни и сделать осуществимыми.

Исследования показывают, что первые, ранние идеи более обычны, стереотипны и менее творческие, чем более поздние. Почему это так, точно не известно, но гипотетически предполагается, что более безопасные реакции находятся на поверхности сознания и о них думают в первую очередь. Поэтому, перечисляя идеи, имейте в виду, что первые в списке немногого стоят, поэтому нам нужно дополнительно себя стимулировать, пробовать придумать что-то более оригинальное. Чаще всего необычные идеи обеспечивают лучшее решение проблемы.

Джон Барелл выделяет следующие характеристики (Barrel, G. Accountably in school management / G. Barrel // Education today., 1982, p.8).

  • решают проблемы;
  • проявляют известную настойчивость в решении проблем;
  • контролируют себя, свою импульсивность;
  • открыты для других идей;
  • решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
  • слушают собеседника;
  • эмпатичны;
  • терпимы к неопределенности;
  • рассматривают проблемы с разных точек зрения;
  • устанавливают множественные связи между явлениями;
  • терпимо относиться к точкам зрения, отличным от их собственных;
  • рассматривают несколько возможностей решения проблемы;
  • часто задают вопросы: «Что, если …?»;
  • умеют строить различные выводы;
  • размышляют о своих мыслях, чувствах – оценивают их;
  • строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели;
  • применяют свои навыки и знания в различных ситуациях;
  • любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
  • активно воспринимают информацию.

Критическое мышление не предназначено для людей, которые хотят получить простые решения и окончательные исчерпывающие выводы.

Что технология критического мышления дает ученику:

  • повышение эффективности восприятия информации;
  • повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
  • умение критически мыслить;
  • умение ответственно относиться к собственному образованию;
  • умение работать в сотрудничестве с другими;
  • повышение качества образования;
  • желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что технология критического мышления дает учителю:

  • умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
  • стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
  • стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Согласно К. Попперу, магическое, племенное или коллективистское общество именуется закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения – открытым обществом. Современное состояние общества – это, согласно К. Попперу, процесс революционного перехода от закрытого к открытому обществу. Этот процесс начался в Древней Греции более двух с половиной тысячелетий назад и который не завершен до сих пор. Однако может ли он быть завершен в принципе? Хотелось бы предостеречь от некритической веры в скорое и неизбежное «пришествие» открытого общества, подобной вере в наступление «светлого коммунистического будущего» уже при жизни «нынешнего поколения».

Истоки критицизм кроются в вечных ограничениях или внутренних (имманентных) противоречиях любых социальных систем. Ни реальное демократическое, ни даже идеальное «открытое общество» не избегают этого и поэтому в принципе не выводимы из области критического анализа и критицизма, которые уместно назвать негативными.

Реальное общество никогда не сводится к «закрытой» или «открытой модели», а представляет собою ту или иную «смесь» характерных для них институтов и процессов. Сосуществование в реальном обществе элементов открытого и закрытого обществ – одно из неизбежных противоречий общественной жизни рода homo sapiens.

Перспектива общественного прогресса поэтому состоит не в полном вытеснении элементов закрытости из общественного бытия, а, во-первых, в нахождении оптимального их баланса с элементами открытости. При этом нужно помнить, что реальное общество в целом или те или иные составляющие его группы – это динамичные открытые системы. Следовательно, оптимальное отношение вряд ли может быть установлено «для всех времен и народов», оно зависит от реального исторического контекста здесь-и-теперь.

Не менее важной задачей  является оптимизация скорости его изменения, то есть темпов перехода от преимущественно закрытого к преимущественно открытому обществу. Дело в том, что слишком быстрое изменение способно порождать разнообразные социальные конфликты, например связанные с очень резким имущественным расслоением населения, большим процентом бедности, что наблюдается сегодня в ряде постсоветских стран. С другой стороны, излишне медленное увеличение может привести к фатальному отставанию той или иной страны от мировых лидеров, превращению ее в вечного аутсайдера и даже к исчезновению.

Вряд ли хоть одно современное правительство способно решать вышеперечисленные задачи, не совершая грубых ошибок. Постоянная критика в адрес правительств – это своего рода гарантия, что число таких ошибок не будет чрезмерным.

Существенной составляющей развития постиндустриального общества признается повышение в нем роли производства, распространения и потребления информации. Вследствие этого информационная свобода не просто увеличивается, а приобретает абсолютно новое измерение, что может существенным образом повлиять как на био-психическое, так и социальное бытие человечества. Обратной стороной возрастания свободы оказывается расширение возможностей критики. Таким образом, явление критицизма как в политике, так и в других областях человеческой деятельности – вполне объективное и распространенное.

Быстрый обзор сайта

Краткое ознакомление с возможностями и серви­сами Бэкмологии. Облегченная версия сайта. Далее…

Поиск по сайту

Наш блог

Все, что представляется нам интересным, но не может быть опублико­вано по тем или иным причинам на официаль­ном сайте, мы размещаем в блоге. Там можно найти проблемные статьи, результаты наших исследований и обсуждений по различным тематикам, полезную информацию. Заходите.

becmology.blogspot.com

Ознакомиться со списком статей нашего блога.

Защита собственной психики

Пособие «Защита собственной психики» – это полное руководство по приемам психо­логич­еского воздействия и техникам эффективной защиты от него. Подробнее…

Это методика управления рацио­наль­ностью и системный конс­трук­тив­ный взгляд на дости­жения психологии и их рацио­наль­ное исполь­зова­ние в процессе принятия и реализации решений для повы­шения стрес­соус­тойчи­вости. Подробнее…

Ответы на важные вопросы
Краткие и конкретные ответы на часто задаваемые сложные вопросы. Каждый ответ занимает не более трех-четырех страниц, затрагивает только ключевые факторы, содержит в себе важную инфор­ма­цию, которую нельзя найти в книгах или прочитать в Интернет.

Улучшение продаж

Мы создали уникальную сессию, которая будет полезна для всех компаний, испы­ты­ва­ющими трудности с организацией продаж. Подробнее…