Самоценность и масштаб личности. Введение

масштаб личностиБэкмология рассматривает личность и социум в аспекте «управляющий – управляемый», т.е. возможности осуществлять управление в собственных интересах. Повышение индивидуальной значимости и масштаба социального влияния (самоценности и масштаба личности) во многом зависит от того, насколько человек способен бесконфликтно управлять представителями различных социальных слоев, не прибегая при этом к непосредственному использованию возможностей своего социального статуса (должностных привилегий, властных полномочий).

Бэкмология имеет в своем составе инструменты, которые позволяют грамотно воздействовать на различные уровни социальной иерархии в интересах использующего их индивида. Управление предполагает несиловые методы с использованием убеждения, смены ролей (перевоплощений), манипулятивных технологий, стратегем и других средств.

Управляющее воздействие базируется на оригинальной модели потребностей в безопасности. Модель декларирует одной из таких потребностей стремление к власти. Рост дефицита, нехватки увеличивает значимость и привлекательность связанных с ним символов и позиций. Однако стремление к власти, занять высокую позицию в социальной иерархии присуще далеко не всем людям. Подавляющее большинство не связывает собственную безопасность с занятием значимого места в иерархии. Поэтому способы воздействия на верхние слои (бюрократию) отличаются от способов воздействия на нижние слои (народ).

Модель потребностей Бэкмологии – это ключ к пониманию социального расслоения, большинства механизмов поддержания социального неравенства. Знание этой модели позволяет быстро обнаруживать в любой группе главные акценты, избегать столкновения с ее конфликтогенами, обеспечивать для себя относительно комфортное существование, независимо от специфики динамики межличностных отношений группы. При этом ощущение свободы достигается, когда индивид ставит выполнимые или достижимые цели, и не ставит недостижимых (интуитивно) целей.

Бэкмология предоставляет возможность в полной мере балансировать между бюрократическими играми и реализацией творческих потребностей. Иными словами, Бэкмология ориентирована на сохранение творческого начала в среде обывателей. В первую очередь Бэкмология будет полезна творческому индивиду, не стремящемуся к власти, но вынужденному по тем или иным причинам управлять бюрократическими функционерами. Также к использованию Бэкмологии может прибегнуть человек, ставящий перед собой цели продвижения по социальной лестнице и одновременно желающий реализовать данный ему творческий потенциал.

Зачем это нужно? Краткий, но вполне точный ответ: чтобы избежать затяжных стрессов и личностных кризисов. Причем это не избегание путем ухода от персональной борьбы доминирования и за статус, выстраивания собственных действий, которые не требуют конфронтации. Подход Бэкмологии, напротив, призван устранять невозможность сформировать полноценное стремление преодолевать трудности, культивирует модель поведения «на достижение» или «на преодоление». Творчество почти несовместимо с избеганием. Поэтому Бэкмология «атакует» плохую адаптивность, негармоничное состояние, которые имеют ряд характерных проявлений: страх контактов; уход в сферу собственного творчества как равнодушие к сферам жизни; отвращение к необходимости приспосабливаться или отсутствие желания тратить время на неинтересные вещи; неспособность пробиться в сфере реальных «жизненных» отношений, где, как принято говорить, «надо уметь вертеться».

Бэкмология строится на основе научного подхода, поэтому теория всегда принимается во внимание, каждое утверждение имеет некоторое теоретическое обоснование.

Далее представлены основные теоретические выкладки, связанные с самоценностью и масштабом личности.

 

Общество делится на управляющих (правящих) и управляемых. Деление на правителей и управляемых постоянно существует даже в рамках одной и той же группы, хотя бы она была однородной в социальном отношении. Это разделение тесно связано с социальным неравенством, в определенном смысле является результатом разделения труда в условиях ограниченных ресурсов.

Управление выявляет тех, кто будет управлять, и тех, кто будет подчиняться не через механизм управляющий/управляемый, а через механизм доминирования/подчинения. В качестве критерия склонности человека к доминированию или подчинению выступает отношение к агрессивному вмешательству и отклик на агрессию.

Управляемость – это свидетельство некоторой неполноценности человека, некоторой его необходимости в управлении и управляемости. Пассивный компонент управляемости – это подчинение и подконтрольность. Основной акцент здесь ставится на точное соблюдение всех прямых требований (подчинение) или косвенных требований и принципов (подконтрольность). Активный компонент управляемости тесно связан с ценностным миром человека и свободой воли. В этом контексте управляемость рассматривается как необходимая предпосылка и средство для дальнейших самостоятельных действий.

Механизм доминирования/подчинения обеспечивает социальное неравенство и реализуется посредством социальной иерархии.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Социальное неравенство – форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства, видя в нем упорядочивающее начало, без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом.

Социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т.д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Ранг – место в социальной иерархии – важен для человека – ведь от него сильно зависит качество ее жизни, а бывает, и само выживание. Поэтому члены группы в той или иной форме борются между собой за повышение этого ранга, или сохранение достигнутого. Причем, чем выше ранг, тем больше времени и сил вынужден тратить человек на его поддержание. На вершине социальной пирамиды, характеризуемой отношениями господства-подчинения, находится доминант, на ближайших нижестоящих ступенях субдоминанты. Под альфой подразумевается наивысший ранг в некоторой иерархии.

То, какой ранг будет занимать человек в группе, зависит от его рангового потенциала – возможности занять то или иное место в иерархии. Ранговый потенциал – характеристика личности, отражающая стремление человека к высокому месту в иерархии и готовности бороться за это место и удерживать его. Этот потенциал способен отличаться различными параметрами, самым важным из которых считается физическая сила. Хотя для существ, которые высоко организованы важным параметром является уверенность в своем праве, и уверенность в то, что вы выше и лучше других.

Социальная установочность поведения, т.е. действия в интересах социума, увеличивается с высотой ранга, а наиболее эгоистическим поведением обладают самцы низшего ранга.

Управление, воздействие на конкурентов, улаживание конфликтов может осуществляться различными способами, а это, в свою очередь, дает полное основание говорить о разнообразных формах использовании силы. В этой связи разделяют «жесткую» и «мягкую» силы.

«Жесткая» сила подразумевает под собой принудительный подход к деловым отношениям, в особенности, сопряженный с использованием экономической мощи, физической мер воздействия, шантажа и угроз.

В условиях достаточно стабильной политической и экономической ситуации приоритетными становятся несиловые методы, хотя «жесткая» сила не теряет ключевого значения и на практике отдают и будут отдавать предпочтение именно ей.

«Мягкая» сила подразумевает под собой соревновательно-убедительный подход к деловым отношениям, как правило, с использованием интеллектуального влияния. Выделяют несколько основных составляющие в концепции «мягкой» силы: стратегическое мышление, профессиональный менеджмент, культуру, идеологию и дипломатию.

«Мягкая» сила проявляется только в том случае, если человек имеет высокую самоценность и масштаб личности.

Самоценность – это отношение и чувство человека к себе, его ценностное представление о самом себе, своей индивидуальной значимости. Самоценность определяется внутри собственного душевного мира, проявляется в поведении, через общение с другими людьми, через поступки человека. Самоценностью считается полнота переживания человеком самого себя как живущего, как наполненного силами жизни бытия.

Самоценность имеется у каждого из нас. Чувство самоценности постоянно формируется и видоизменяется в течение всей жизни индивида. Оно зависит от его успехов и неудач. Полнота жизненных сил, переживание наполненностью жизненными силами – субъективная вещь и она пополняется за счет побед. Однако самоценность напрямую не связана с благополучием, удачливостью, т.к. это всего лишь внешний контекст. Самоценность во многом определяется развитием своих способностей, превращением способностей в навыки, что А. Маслоу называл самоактуализацией, а К. Хорни – самореализацией. Человек должен состояться.

Гармоничная партнерская позиция в отношениях с миром предполагает, что у человека высокая самоценность. Человек с высокой самоценностью ощущает себя достойным уважения, важным и нужным. Он старается не пользоваться правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Доверяя самому себе, он способен в трудную минуту просить о помощи других. При этом он уверен, что всегда способен делать выбор, принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. И в этом ему помогает интеллект.

Только принимая свою собственную ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других. Человек, чья самоценность высока, создает вокруг себя атмосферу созидательности, честности, ответственности, сострадания и любви.

Жизнь людей с низкой самоценностью сопровождается ожиданием со стороны окружающих людей обмана, унижения, насмешек, оскорблений. Ожидая угрозы, они, как правило, именно это и получают. В качестве защитной меры им приходится выстраивать внутри себя психологические барьеры.

Пряча от самого себя и других свою низкую самоценность, человек может выстраивать стену высокомерия или «справедливого» гнева, надевать маску послушания, покорности или цинизма. Именно эти «защиты» и выдают его внутренние проблемы с отношением к самому себе.

Защищая себя, человек с низкой самоценностью прячется за стеной недоверия, часто изолирует себя от других. Отделяясь от остальных людей, он становятся апатичными и вялыми, равнодушными как к самим себе и ко всему, что их окружает. Таким людям очень трудно видеть, слышать, понимать других, четко мыслить и принимать самостоятельные решения, поэтому они или унижаются перед окружающими, всецело и слепо подчиняясь им, или же грубо и деспотично подавляют других людей. Таким людям свойственен постоянный страх – неизменный спутник недоверия и одиночества. Человек с низкой самооценкой не только охвачен страхами, но он еще накапливает опыт неуспеха, ошибок, поражений и постепенно начинает чувствовать себя и окружающий его мир совершенно безнадежным.

Место человека в социуме и бизнесе определяет масштаб его личности.

Масштаб личности определяется целями, которые ставит человек, и результатами, которых он добивается. Масштаб личности можно понять по количеству и качеству подвижек в социуме, сознательно или бессознательно инициируемых этой личностью. Таким образом, масштаб личности – это в определенном смысле масштаб социального влияния. Масштаб личности в определенных условиях обеспечивает значительное конкурентное преимущество личности и/или коллективу, включающему в себя подобную личность.

Если личная ответственность распространяется на пространство, ограниченное телом человека, то масштаб личности – это способность мыслить за пределами телесной оболочки. И чем дальше распространяется сфера интересов человека, чем шире горизонты его ума – тем значительнее его масштаб.

Личностный масштаб – это также способность выходить за рамки собственного Эго, видеть вокруг себя людей. Начиная с определенного уровня, человек начинает интересоваться другими больше, чем своим самолюбием. Чем больше масштаб личности, тем более через эту личность проецируются судьбы и личности других людей. Есть личности такого масштаба, что через их жизнь проецируются судьбы целых народов.

Для широкомасштабной личности малое значение имеют ограничения, накладываемые социумом или объективной реальностью. В этом смысле, выражение о том, что масштаб личности человека зависит от масштаба проблем, на которые ему наплевать – имеет буквальное значение. То, что для одного человека будет серьезной преградой, для другого – лишь досадная помеха.

Масштабная личность всегда обладает системным мышлением. Отсюда появляется умение видеть перспективу, широта охвата, и многое другое. Таким образом, под масштабом личности понимается вся совокупность тех психологических качеств, которые определяют характеристики выбора задачи, процесса ее решения и, соответственно, деятельность личности того или иного уровня.

На масштаб личности влияют два основных параметра: интеллект и амбиции, т.е. те цели и задачи, которые ставит перед собой человек и тот потенциал, который позволяет воплотить эти задачи в жизнь. Идеальный вариант для любого человека – это сопоставимые величины амбиций и интеллекта. Высокий интеллект с высокими амбициями – это высшая точка гармонии, считающаяся даром свыше. Такие люди выгодно отличаются от остальных чувством предназначенности. То, что остальным кажется невнятным, для них – очевидно.

Можно ли изменить масштаб личности? Несомненно! Можно расширять горизонты познания, сферы влияния, повышать уровень сложности решаемых задач и т.п. При этом не стоит начинать воплощать свои амбиции в жизнь, не созрев интеллектуально. Разочарование может оказаться слишком жестоким. Пока ум не готов работать – амбиции могут лишь привести к озлоблению.

Вопросы и Ответы

Прежде всего руководитель – это статусная позиция. Также руководитель – это лидер, коуч, наставник. На первый план выходят коммуникативные навыки руководителя, его умение интегрировать разные таланты в единую команду. Руководитель должен быть гибче своих сотрудников и принципиальнее одновременно.

Он, несомненно, должен обладать базовыми навыками управления.

1. Добиваться результатов. Организация создается как интегратор ресурсов для достижения целей собственников. Руководитель, соответственно, должен уметь грамотно ставить цели, решительно принимать своевременные решения и концентрировать усилия коллектива для достижения необходимого результата. Неуклонно и последовательно идти к намеченной цели самому и вести других, проявляя волю и напор, если потребуется.

2. Интегрировать людей. Набрать правильных людей и вести их к результату – это умение управлять коммуникациями: слушать и слышать людей; понимать, что мотивирует человека, уметь донести свое мнение, убедить или скорректировать свою позицию, сформировать атмосферу конструктивного взаимодействия в коллективе. Грамотный руководитель должен уметь вести беседы тет-а-тет и проводить совещания, после которых хочется работать; превращать конфликты в источник движения и развития компании и сотрудников – в общем, добиваться интеграции коллектива вокруг приоритетов компании.

3. Систематизировать работу. Руководитель должен уметь управлять не только «в ручном режиме», но и создавать системные механизмы организационной работы: отстраивать наиболее эффективные алгоритмы бизнес-процессов, внедрять передовые технологии работы, создавать стандартные управленческие процедуры. Руководитель не обязан делать все это сам, но он обязан знать, как это делается и найти тех, кто это хорошо сделает. Руководитель должен добиться, чтобы документы (стратегия, функциональные политики, положения, регламенты, служебные функции сотрудников) в компании были не «макулатурой», а подспорьем в работе.

4. Генерировать идеи. Перемены неизбежны, и руководитель должен уметь не только управлять изменениями, но и инициировать их. Начиная от простой цели усовершенствовать уже существующий бизнес-процесс до выдвижения стратегических идей и создание нового видения развития компании. Руководитель должен не только сам быть креативным и инициативным, но и уметь разжигать огонь творчества в сотрудниках, формировать атмосферу творческого напряжения в коллективе.

Руководителю также нужно умение выходить за рамки своего восприятия реальности, он должен уметь видеть ситуацию с разных позиций, уметь мыслить концептуально.

Как развивать и тренировать данные навыки? Это надо делать системно.

Масштаб личности и возможность руководить, несомненно, пересекаются. Масштаб личности предусматривает способность управлять. Поэтому перечисленные навыки, важные для руководителя, необходимы также для повышения масштаба личности.

Масштабная личность не обязательно должна занимать руководящую позицию. Следует различать статусное (по должности) и ситуационное руководство (по ситуации). Масштабная личность может осуществлять и то, и другое руководство. Но она не обязательно склоняется возлагать на себя ответственность статусного руководства. Масштаб личности – это более емкое понятие, нежели руководитель. Оно включает наличие свободы выбора. Руководитель, как правило, такой свободой обладает весьма в ограниченном объеме.

Лидер – это человек, имеющий высокую самоценность, масштаб его личности соответствует способности осуществлять бесконфликтное управление.

Перечисляется множество лидерских качеств. Среди них харизма  (умение влиять на окружающих),  уверенность в себе, стрессоустойчивость, изобретательность, реализм, жажда знаний, предприимчивость, ответственность, самостоятельность, настойчивость, общительность, самодисциплина и другие. Не многовато ли для одного человека?

На наш взгляд, обязательные характеристики лидера:

  • уверен в себе, умеет анализировать и извлекать уроки из пройденного, (ресурсы прошлого);
  • твердо стоит на ногах, реалистично адекватно оценивает существующее происходящее и умело использует текущее положение, последователен и настойчив в движении к намеченным целям (ресурсы настоящего);
  • спокойно относится к неопределенности и одновременно позитивно, с уверенностью смотрит в будущее, умеет расширять горизонты мышления, ищет новые возможности, развивает интуицию, учится новому, ставит цели (ресурсы будущего);

Данные качества культивирует Бэкмология. В этом смысле она может быть полезна всем тем, кто готовит себя к роли лидера.

Лидер способен помочь людям смотреть в будущее с оптимизмом, оглядываться назад с пользой и уважением, работать сегодня продуктивно и с интересом. Чтобы завоевать сердца и умы разных людей, лидер должен быть внимательным к другим: хорошо чувствовать их настроения, их желания, их предпочтения и в том числе – их время. Время – ценный ресурс, интегрируя прошлое, настоящее и будущее мы создаем целостное восприятие мира и наполняем его смыслом. Лидер становится интегратором времени – умеет за текущими проблемами видеть причины и следствия, «расчищать» заторы на линии времени в своей голове и общественном сознании.

Лидерство не должно затмевать собой жизнь. Ему следует быть экологичным инструментом жизни личности, организации, общества.

Вообще, Бэкмология не ставит перед собой целей «выращивания» лидеров. Методология «Становление воителя» – это несколько иной подход к развитию личности. Руководитель, лидер – это связано напрямую с социальными ролями, статусами. Методология «Становление воителя» не ориентирована на совершенствование человека в рамках какой-либо  одной роли. Она, скорее, полифонична, утверждает, что человек для сохранения собственной свободы выбора должен уметь играть самые разнообразные роли в зависимости от ситуации.

Зависимость внешняя еще не означает зависимость внутреннюю. Любой живой организм, любая система зависит от внешней среды. Такую зависимость не следует расценивать как ограничение свободы. Напротив, это свобода сделать выбор в условиях ограничений. Наличие ограничений имеет место всегда и во всем. Ограничения безусловны, их следует воспринимать так же естественно, как и закон всемирного тяготения. Принятие решения, выбор делается всегда на основе допустимого набора возможностей, определяемого ограничениями. Чтобы уяснить это раз и навсегда, надо иметь критический ум.

Зависимость внутренняя – это отсутствие выбора, процесса принятия решения. Вам говорят, что делать – вы делаете. Одни делают беспрекословно, другие – с выражением отрицательных эмоций. Но в любом случае возможность выбора не предусматривается. Внутренняя свобода прежде всего означает наличие выбора. Что бы не говорили, к чему бы не склоняли, вы «включаете» процесс принятия решения и делаете свой выбор.

Быть внутренне свободным не просто, одного желания здесь не достаточно. Необходимо иметь критическое мышление, надо уметь видеть общую картину, следует уметь управлять своей психикой. То есть состояние свободы выбора всегда – результат комплексных мероприятий. Бэкмология говорит необходимости обеспечения безопасности, рациональной энергетике, обладании знаниями о социальной организации. Все это компоненты, поддерживающие критическое мышление, которое и позволяет достигать состояния свободы выбора всегда и везде. Иными словами, критическое мышление – неотъемлемый признак свободы человека.

Бэкмология не оперирует такими понятиями как «счастье» и «успех» в традиционном их понимании. Почему? Это установки, ограничивающие внутреннюю свободу человека.

Мы трактуем успешное поведение как достижение поставленных перед собой целей, т.е. для нас «успех» – это результативность. Такая ментальная конструкция разворачивается в целый ряд умений, которыми надо обладать. Надо уметь ставить перед собой достижимые цели; для этого надо видеть общую картину, проводить анализ возможностей; также необходимо освоить управленческие навыки, и в частности, уметь пользоваться циклом Деминга. Надо хорошо представлять свою самоценность, быть самоорганизованным, уметь «играть» в социальные игры и т.д.

То, что люди имею в виду под «счастьем» и «успехом», – это айсберг. Подводная его часть – работа над собой – огромна. Ею заниматься как-то не хочется. Более того, мало кто знает, в чем эта работа состоит. Поэтому все смотрят только на крохотную верхушку айсберга – «иллюзию», что счастья и успеха можно добиться играючи, применив простую формулу или ряд хорошо сформулированных правил. Больше всего здесь людям нравится термин «позитивное мышление» – они считают, что успех сам будет к тебе притягиваться, если все время повторять мантры типа «хочу быть успешным».

Об «успехе» читайте нашу публикацию «Приговоренные к успеху».

По поводу смысла жизни нами написана статья: «Смысл жизни» Часть 1, Часть 2.

Смысл жизни – это философское понятие. В управлении оно имеет свой аналог в виде понятий стратегическое «целеполагание» и «целедостижение».

Какие цели мы перед собой ставим? Те, которых мы можем достичь, или думаем, что можем. Если у нас нет целей, то считается, мы не знаем, в чем смысл нашей жизни. Если мы не можем достичь поставленных целей, нас называют неудачниками.

Глобальная цель «хочу быть богатым» вполне достойна для содержательного наполнения смысла жизни субъекта. Но она не означает, что субъект, поставив перед собой такую цель и достигнув ее, станет «счастливым» в традиционном понимании. Мотивы, заставившие его стремиться к богатству, могут быть самыми неприглядными. К примеру, богатыми часто становятся люди, детство которых было полно лишений. Стремление к богатству для них – это своего рода ответная защитная реакция на их постоянный детский стресс. Психологами хорошо описан данный феномен.

Таким образом, наличие смысла жизни еще не делает человека удовлетворенным своей жизнью, не гарантирует ему отсутствие ночных кошмаров. К тому же часто люди с четким смыслом жизни чрезмерно одержимы, что может привести к развитию у них различных фобий.

Бэкмология не пытается отвечать на философские вопросы, связанные со смыслом жизни, и ограничивается лишь вопросами управления. В области управления наличие стратегических целей обязательно – они нужны для осуществления программы в долгосрочной перспективе. А ценности необходимы как критерии оценки производимых действий. Управление также предусматривает изменение стратегических целей в соответствии с изменениями внешней среды.

На наш взгляд, поиски смысла жизни – это установление для себя искусственных ограничений. Если у жизни вообще есть какой-то смысл, а нам надо его обязательно найти, или попытаться найти кого-то, гораздо умнее нас, кто уже нашел, но тщательно скрывает это, то такие поиски, несомненно, можно расценивать как «смысл жизни». В данном случае мы неизбежно приходим к некой религиозности, поискам в себе Бога.

Вот уловка насчет того, что у каждого свой «смысл жизни».. Счастливые люди такими вопросами не задаются, они просто живут и получают удовольствие от самой жизни, следовательно, такие вопросы приходят в голову, когда человек несчастлив. Он несчастлив, когда не реализовался в жизни и не может найти себя. Реализоваться можно, только найдя свое призвание. Найдя свое призвание, становишься счастливым. Выстраивается путь: личностный кризис –> поиск предназначения в жизни –> поиск призвания (или как найти свое дело) –> счастье.

Все это похоже на школьную задачу: есть ответ, условия поиска, остается лишь подобрать приемлемый метод решения – вот такой ретроспективный способ поиска смысла жизни.

Конечно, человек должен стараться заниматься тем, что у него лучше всего получается. Это не всегда удается, но все же надо идти именно в таком направлении. И здесь на помощь придет развитие критического мышления. Вкупе с интуицией получается оружие, обладающее мощнейшим потенциалом.

Вопрос не так наивен, как может на первый взгляд показаться. Описать технологию просто – непросто ее реализовать. Сначала изучите компанию, куда пытаетесь устроиться; используйте различные источники. На основе собранных данных составьте впечатляющее резюме; не стесняйтесь приукрашивать, но знайте меру.

Рекрутеры и менеджеры по персоналу не обязаны расшифровывать ваш опыт и карьерные планы, поэтому лучше сделайте это сами. Менеджеров обычно нет времени изучать неклассифицированные резюме и сопоставлять их с требованиями для открытой вакансии, поэтому обязательно начните резюме с профессиональных навыков и достижений (career summary) или указания цели, объясняя, какую должность вы ищите и почему вы подошли бы на эту вакансию.

Покажите, на что вы способны. В вашем резюме должны быть приведены конкретные примеры того, как вы добились успеха на предыдущих местах работы. При описании опыта работы, представляйте информацию по схеме: описание задачи/проблемы, ваши действия, достигнутый результат, использованные навыки. Это один из способов составить идеальное резюме.

Многие компании используют специальные компьютерные программы для автоматического отбора по ключевым словам и фразам, подходящих под открытую вакансию. В вашем резюме должны содержаться те ключевые слова, по которым компания проводит поиск. Как правило, эти слова – существительные, описывающие должность и ключевые навыки или глаголы действия. Чтобы представить примерный список ключевых слов, внимательно прочитайте информацию о вакансии или описание должности, найдите в них указание о необходимом опыте работы и требуемых навыках.

Ничто не выводит из себя специалиста по подбору персонала больше, чем постоянное повторения в резюме «Я, я, я». Как ни иронично это прозвучит, но, хотя резюме о вас и только о вас, личных местоимений стоит все же избегать. Уберите из вашего резюме все «я», «меня», «себя». Тогда ваш документ будет четким и выразительным, а у вас останется больше свободного места на более важную информацию.

Не относящаяся к делу информация мешает рекрутеру понять, почему вы могли бы подойти на данную вакансию. Взгляните на свой опыт с точки зрения потенциального начальника, чтобы понять, какая информация важная.

Готовьтесь к собеседованию. Знайте, что собеседование – это игра. Вот довольно полный список причин, по которым кандидатам отказывают в работе после собеседования:

  • жалкий внешний вид
  • манеры всезнайки
  • неумение изъясняться: слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки
  • отсутствие плана карьеры: отсутствие четких целей и задач
  • недостаток искренности и уравновешенности
  • отсутствие интереса и энтузиазма
  • невозможность участия в делах помимо обусловленного графика
  • чрезмерная концентрация на деньгах: заинтересованность только в высокой оплате
  • низкая успеваемость во время учебы
  • нежелание начать снизу: ожидает слишком многого и слишком быстро
  • стремление к самооправданию, уклончивость, ссылка на неблагоприятные факторы
  • недостаток такта
  • недостаточная зрелость
  • презрительные отзывы о предыдущих работодателях
  • недостаточное умение ориентироваться в обществе
  • выраженное нежелание учиться
  • нежелание смотреть в глаза интервьюеру
  • вялое, «рыбье» рукопожатие
  • нерешительность
  • неудачная семейная жизнь
  • трения с родителями
  • неряшливое обращение
  • отсутствие целеустремленности (просто ищет местечко)
  • желание получить работу на короткое время
  • явный недостаток чувства юмора
  • мало знаний по специальности
  • несамостоятельность
  • отсутствие интереса к компании или отрасли
  • подчеркивание того, с кем имеет знакомство
  • цинизм
  • низкий моральный уровень
  • лень
  • нетерпимость при сильно развитых предубеждениях
  • узость интересов
  • неумение ценить время, – плохое ведение собственных финансовых дел
  • отсутствие интереса к общественной деятельности
  • неспособность воспринимать критику
  • отсутствие понимания ценности опыта
  • радикальность идей
  • опоздание на интервью без уважительной причины
  • невоспитанность (не благодарит интервьюера за уделенное время)
  • отсутствие вопросов со стороны интервьюируемого
  • сильно давящий тип
  • неопределенность ответов на вопросы