База знаний Бэкмологии. Практика

Мощность

В Бэкмологию включены материалы теоретического и практического характера. Теория представлена рядом общеобразовательных и специальных дисциплин, без которых вряд ли была бы возможна общественная организация.

Наряду с теоретическими дисциплинами в базу знаний бэкмологии включены обширные материалы сугубо прикладного характера. К ним, например, относятся:

1. Способы защиты от манипуляции и психологического давления, психологические механизмы защиты.
2. Способы предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций, устранение конфликтов в коллективе.
3. Управление эмоциями.
4. Ведение переговоров.
5. Техники НЛП (нейролингвистического программирования) формирования позитивного мировосприятия, повышения уровня самооценки, достижения успеха, избавления от нежелательных привычек и др.; использование НЛП для манипуляции.
6. Механизмы социально-психологической адаптации к различным жизненным ситуациям.
7. Психология мотивации.
8. Техники и приемы убеждения.
9. Развитие навыков уверенного поведения.
10. Психология успеха, направленность на успех.
11. Развитие навыков успешной деятельности.
12. Общение: установление и развитие контактов с людьми, выработка единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека, планирование и проведение мероприятий по развитию коммуникативных и других качеств личности, способствующих достижению успеха.
13. Антистрессовые техники.
14. Техники управления психической энергией.
15. Техники продаж: холодные звонки, презентация, работа с возражениями клиентов, завершение сделки, работа с большими клиентами (Key Account Managemenent).

Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных знаний и умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями. Зачастую их манера самовыражения по мягкости и деликатности напоминает наждак. А если присовокупить к этому безразличие к эмоциональному состоянию других... В результате они постоянно ощущают сильное разочарование, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, бэкмология постепенно уменьшит у них количество проблемных ситуаций, случаев проявления агрессии.

Методы психической саморегуляции

В Бэкмологии подробно описаны все популярные на сегодняшний день техники депрограммирования и перепрограммирования подсознания:

  • Техника эмоциональной свободы (EFT)
  • Техника Модификации Опыта (ТМО)
  • Sedona-метод (Метод Освобождения Эмоций)
  • TAT – работа с болью, травмами и негативными убеждениями
  • ПЭАТ и Аспектика
  • BSFF
  • Турбо-Суслик
  • Аффирмации Луизы Хэй
  • Методика доктора Сидельникова
  • Визуализация
  • Медитация

Бэкмологии также уделяет внимание методам психической саморегуляции:

  • Методы контроля функций тела
  • Психорегулирующая тренировка
  • Аутогенная тренировка
  • Идеомоторная тренировка

назад

Психология общения. Деловая коммуникация

1. Основы коммуникации: Процесс коммуникации. Коммуникация в нашей жизни. Виды общения, деловое общение, его отличие от других видов общения. Принципы коммуникации. Развитие коммуникационной компетенции. Восприятие себя и других. Процесс восприятия. Восприятие себя: Я-концепция и самооценка. Восприятие других. Влияние психологических процессов на эффективность взаимодействия в коммуникации (восприятие, формирование отношения, мотивация, установки на поведение).

2. Вербальная коммуникация: Природа языка. Эмпатия. Самораскрытие. Ассертивность.

3. Ведение беседы. Правила беседы. Навыки эффективного разговора. Умение слушать. Умение формулировать свои мысли. Сосредоточение.

4. Невербальная коммуникация: Сущность невербальной коммуникации. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика). Проксемические особенности невербального общения (коммуникация через организацию окружающей среды). Визуальный контакт. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Самопрезентация.

5. Барьеры и конфликты, возникающие при общении и способы их преодоления: Типология конфликтов и управление конфликтной ситуацией. Предпосылки возникновения конфликтов в процессе делового общения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

6. Деловое общение: Формы делового общения (деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, деловые дискуссии, публичная речь). Виды деловых бесед и особенности их организации и проведения. Стиль делового общения. Искусство общения с подчиненными. Стратегия делового поведения в коллективе. Нюансы субординации. Социально-этические нормы делового стиля общения. Речь и язык делового общения. Служебный, деловой этикет в деловом общении.

7. Совещание как форма деловой коммуникации и принятия коллективного решения: Цели, при которых необходимы совещания. Организация совещаний. Приемы ведения совещаний.

8. Деловые переговоры: Основные правила деловых переговоров. Правила этикета во время переговоров. Психологический аспект переговоров. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Техника и тактика аргументирования. Формирование переговорного процесса. Различные стратегии ведения переговоров.

9. Публичное выступление: Определение цели речи. Планирование речи. Разработка вступления. Достижение взаимопонимания. Привлечение и поддержание интереса аудитории. Адаптация к уровню понимания аудитории. Убедительное выступление. Принципы убеждающей речи. Подготовка убеждающей речи. Овладение разговорным стилем. Репетиция. Преодоление нервозности. Критерии оценки речи.

10. Прохождение собеседования и интервьюирование: Внешний вид. Как настроиться на разговор. Первое впечатление. Что может быть на собеседовании. Как вести себя на собеседовании. Навыки межличностного общения при проведении собеседования.

11. Презентация: Подготовка презентации. Проведение презентации.

назад

Психологическое воздействие и манипуляция

1. Психологическое воздействие: Виды воздействия. Истинные цели влияния. Виды психологического противостояния влиянию. Понятие психологически конструктивного влияния. Характеристика средств психологического воздействия. Стимулы, ориентированные на различные анализаторы. Языковые средства воздействия. Невербальные компоненты коммуникации как средство психологического воздействия. Регуляция уровня удовлетворения потребностей как средство психологического воздействия. Деятельность как средство психологического воздействия. Методы воздействия.

2. Техники защиты от манипуляции: Активная и пассивная защита от манипуляции. Защита от психологического давления. Умение держать удар. Надежная защита от обидных слов. Законы психологической защищенности.

3. Психологические механизмы защиты: Понятие психологической защиты. Общий обзор защитных механизмов. Подавление. Проекция: преодоление негативных эффектов. Сублимация (замещение). Регрессия. Избегание. Изоляция. Рационализация, морализация и интеллектуализация. Фантазирование. Защитные механизмы и неврозы. Управление эмоциями. Защитные механизмы личности.

4. Основы манипулятивных технологий: Рассматривается информационно-психологическое воздействие манипулятивного характера во внешней и внутренней политике государств, манипулятивное воздействие организаций, манипуляции в межличностном общении. Проводится анализ способов и технологий такого манипулирования. Знание, получаемое в результате знакомства с приемами и методами манипулятивного воздействия, является первым шагом к защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности.

5. Техника манипулирования: Наиболее распространенные приемы манипулятора. Принципы успешного манипулирования. Технологическая цепочка манипулятивного процесса в деловом общении. Приемы манипулирования психическим сознанием человека и масс. Способы манипулирования психическим сознанием человека. Способы воздействия на масс-медиа-аудиторию с помощью манипуляций. Речевые психотехники. Тактика уловок собеседника. Манипуляции посредством телевидения. Манипуляции сознанием. Манипулирование личностью. Манипулятивные приемы, используемые в ходе обсуждений и дискуссий. Манипулятивные воздействия в зависимости от типа поведения и эмоций человека.

6. Использование НЛП для манипуляции: Логические уровни психологического воздействия. Манипуляция личностью путем сдвига позиций восприятия. Речевые стратегии манипуляции сознанием с помощью НЛП. Скрытое управление. Искусство присоединения. Мотивация «морковка спереди» и «морковка сзади». Секреты неформального лидерства. Рефрейминг как высокоуровневая манипуляция. Мысли-вирусы.

7. Обман в нашей жизни и технология обмана: Инструменты обмана. Создание подходящей атмосферы для обмана. Создание образа простака. Подбрасывание ложных доказательств. Создание «параллельной реальности». Методы искажения действительности. Маскировка обмана. Точка приложения обмана. Использование психологических состояний человека в целях обмана. Использование индивидуальных личных особенностей. Установки и стереотипы мышления.

8. Блеф как основа манипуляционной психологии: Как распознать блефующего? Блеф в различных сферах деятельности: Блеф между следователем и допрашиваемым. Блеф на телевидении и в других средствах массовой информации. Блеф в рекламе. Блеф в коммерции и торговле. Блеф в политике. Как блефуют различные мошенники. Блеф в предпринимательстве и бизнесе. Обман в системе образования. Блеф в армии. Как блефуют карточные шулеры. Блеф в иллюзионном искусстве. Обман в браке и семье и др.

назад

Психотерапия

Психотерапия дает решение проблем или затруднений психического характера. С помощью психологических средств психотерапия позволяет: 1) устранить, изменить существующие симптомы или замедлить их развитие; 2) устранить нарушения в паттернах поведения; 3) способствовать позитивному росту и развитию личности.

Конечно, психотерапия – это, прежде всего, профессиональный инструмент. Однако никому не повредит ознакомление с философией, концепциями и методами данной области практической психологии. Чем лучше мы понимаем, почему нам порой требуется профессиональное вмешательство психотерапевта, как нас будут лечить, что можно ожидать от психотерапевтических сеансов, тем больше у нас шансов самостоятельно устранить возникающие проблемы на ранних стадиях возникновения неврозов. Заглядывая в профессиональный мир психотерапии, мы открываем для себя новые возможности адаптации и саморегуляции. Наше знание о психических процессах расширяется, и мы можем самостоятельно управлять этим процессами.

Большинство советов и рекомендаций относительно успешности, личностного роста имеют корни в психотерапевтических техниках. Только об этом не принято говорить, чтобы не пугать неискушенную публику. Психотерапия у большинства ассоциируется с болезнями, нервными расстройствами и вызывает неприятные эмоции. К психотерапевту, как правило, обращаются, когда уже самостоятельно выбраться из проблем оказывается невозможно. Но неврозов и фобий можно избежать, если поддерживать свое психическое здоровье. Для этого необходимо знать немного больше, чем набор бытовых советов из популярной литературы.

В Бэкмологии в деталях раскрываются основные направления психотерапии.

Психодинамическая психотерапия:

  • Классический психоанализ Фрейда
  • Эго-психология
  • Школа объектных отношений
  • Сэлф-психология
  • Структурный психоанализ Ж. Лакана
  • Аналитическая психология Юнга
  • Индивидуальная психология Адлера
  • Характерологический анализ Хорни
  • Гуманистический психоанализ
  • Интерперсональная психотерапия Салливана
  • Психоаналитическая психотерапия
  • Патогенетическая психотерапия Мясищева
  • Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского

В бэкмологии представлен подробный терминологический словарь по психоанализу (300 стр.).

Когнитивно-поведенческая психотерапия:

  • Поведенческая психотерапия
  • Когнитивная психотерапия Бека
  • Когнитивная модификация поведения Мейхенбаума
  • Рационально-эмоциональная психотерапия Эллиса
  • Нейролингвистическое программирование
  • Интерперсональная психотерапия Клермана и Вейсман

Гуманистическая психотерапия:

  • Клиент-центрированная терапия Роджерса
  • Гештальт-терапия Перлза
  • Логотерапия: Франкл
  • Транзактный анализ Берна
  • Психодрама

В рамках гуманистической психотерапии подробно раскрывается трасперсональная психология:

  • Трансперсональное по Маслоу
  • Теория спектра сознания Уилбера
  • Духовные практики Уолша
  • Психосинтез Ассоджили
  • Трансоанализ
  • Потоковые состояния
  • Личность и личностный рост
  • Духовный кризис: структура и динамика
  • Свободное дыхание как целостная интегративная психотехнология
  • Ребефинг
  • Холотропная терапия
  • Медитация

назад

Психологическая безопасность

Под психологической безопасностью понимается положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав. Психологическая безопасность рассматривается в виде целостной системы процессов, результатом протекания которых является соответствие потребностей, ценностей, возможностей субъекта отраженным характеристикам реальной действительности.

1. Основы психологической безопасности: Определение психологической безопасности. Факторы безопасности. Уровни безопасности человека. Безопасность и опасность как феномены системы «человек». Стратегии обеспечения психологической безопасности. Самообеспечение безопасности как феномен психической жизни субъекта. Психологическое самообеспечение безопасности в экстремальных ситуациях. Линии защиты. Индивидуально-психологические характеристики самообеспечения безопасности. Основные закономерности самообеспечения безопасности. Механизмы защиты и эмоции. Механизмы защиты в конфликте. Теоретические представления о переживании. Стресс.

2. Практика психологической безопасности: Экстренная психологическая помощь. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства. Методы психической саморегуляции. Психодиагностика совладающего поведения в экстремальных ситуациях.

назад

Совладание со страхом

Страх и тревога являются естественными проявлениями человеческой психики. На них зиждется самосохранение. Страх достался нам от животных, как реакция на реальную опасность, запускающая механизм избегания, возможность сохранить жизнь и дать потомство.

При всей положительной роли страха имеется множество негативных его проявлений. Человек подвержен большому числу фобий. Во многих ситуациях страх бывает необоснованным, что мешает нормальной деятельности. Нередко приходится сталкиваться с искусственным нагнетанием страха со стороны различных авторитетов.

Как победить свой страх? Знания психофизиологических и психологических основ страха позволяет человеку успешно распознавать и анализировать собственные и чужие страхи. Без таких знаний совладение со страхом немыслимо. Далее можно применять различные практические методики. Хотя и не существует универсальной пошаговой программы, как одержать победу над страхом, опыт людей позволяет сформулировать достаточно четкие рекомендации в отношении совладения с различными видами страхов и тревожных состояний. Также имеется ряд действенных приемов, как можно избежать возникновения многих нежелательных социальных страхов. В целом, можно сказать, что в настоящее время у человека имеются все возможности поставить свои страхи под контроль. Требуется лишь желание.

Работа с различными страхами: Страх перед боем. Чувство опасности. Страх сцены. Страх общения по телефону. Страх перед авторитетами. Страх перед пространством. Страх перед временем. Аэрофобия. Страх в чрезвычайной ситуации.

назад

Критическое мышление

Критическое мышление – когнитивная стратегия, состоящая в значительной степени из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнить определенную работу. Критическое мышление связано с постоянной готовностью к пересмотру установленных взглядов на предмет мышления. Однако критическое мышление включает в себя и преемственность по отношению к установленным взглядам, поскольку всегда должна быть основа для критики. Таким образом рождается критическая традиция.

Многие люди полагают, что целью критического мышления является поиск одного правильного ответа. В условиях сложных проблем, особенно в деловом мире, целью мышления критически является найти корень проблемы и причины через осмысление ситуации и вопросов. Поэтому критическое мышление не предполагает поиск правильных или неправильных ответов.

Критическое мышление часто противопоставляется творческому мышлению, различие заключается в том, что последнее ведет к новым инсайтам и решениям, в то время как первое выполняет функции проверки существующих идей и решений на наличие недостатков или ошибок.

Содержание предмета: Мышление и знание. Ошибка, заблуждение, обман. Аксиомы здравомыслия. Общие свойства мышления. Определение критического мышления. Логика критического мышления. Критическое мышление: история и современный статус. Технология развития критического мышления. Аспекты критического мышления. Критическое мышление и искусство речи. Когнитивные, логические и поведенческие искажения. Логические ловушки. Принятие решений и искажения, связанные с поведением. Искажения, связанные с вероятностями и верованиями. Социальные искажения. Ошибки памяти.

назад

Основы актерского мастерства по системам Станиславского и Михаила Чехова

Система Станиславского – это условные наименования сценической теории, метода и артистической техники. Задуманная как практическое руководство для актера и режиссера, она в дальнейшем приобрела значение эстетической и профессиональной основы сценического искусства. На нее опирается современная театральная педагогика и творческая практика театра. Система возникла как обобщение творческого и педагогического опыта как самого Станиславского, так и его театральных предшественников и современников. Она отличается от большинства ранее существовавших театральных систем тем, что строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. В ней решается проблема сознательного овладения подсознательными творческими процессами, исследуется путь органического воплощения актера в образ.

Содержание предмета: Воображение. Сценическое внимание. Сценическая свобода. Сценическое отношение и оценка факта. Сценическое действие. Словесное действие. Текст и подтекст. Замысел роли и отбор действий. Сценическая задача и ее элементы. Сценическое общение. Импровизация и фиксирование приспособлений. Конфликт и взаимодействие. Сверхзадача и сквозное действие. Зерно спектакля и зерно роли
Предлагаемые обстоятельства и образ. Сценическое событие. Второй план. Внутренний монолог. «Зоны молчания». Видение. Характерность. Темпо-ритм как психофизическая энергия актера-роли. Двигательные навыки и умения. Перевоплащение.

В основе курса актерского мастерства лежит несколько базовых программ:

  • голос и речь – поиск «своего» голоса, его постановка и укрепление, преодоление индивидуальных голосовых проблем, развитие дикции и мимики, развитие убедительности речи.
  • тело – снятие телесных зажимов, развитие гибкости, пластики, координации.
  • актерское мастерство – развитие умений ярко преподносить себя, выразительно действовать, располагать к доверию, владеть вниманием.
  • психология – точка равновесия, устойчивое внутреннее состояние, которое необходимо каждому человеку в деловой сфере и личной жизни.

Психологические приемы позволяют стабилизировать эмоциональное состояние в любой момент жизни, как при выходе на сцену или на трибуну, так и в обыденной или рабочей обстановке.

Все развивающие упражнения направлены на раскрытие творческих способностей, раскрепощение и освоение принципа «игры в жизни».

назад

Психотехнологии управления собой и другими

Психотехнология управления собой (как «вдохновиться» самому и стать режиссером собственной жизни)

Цель – выработать умение и навыки владения собой, оказывать себе и окружающим психотерапевтическую помощь по преодолению стрессовых ситуаций.

Информация о важнейших психотерапевтических принципах, позволяющих:

  • преодолевать депрессии, кризисы жизни и гнетущее состояние
  • сознательно управлять многими бессознательными процессами собственной психики
  • в любой ситуации получать доступ к необходимому вам состоянию (уверенности, спокойствию, расслаблению и т.д.)
  • успешно решать коммуникативные проблемы (в семье, на работе и т.д.)
  • принимать решения сознательно и ответственно
  • вырабатывать иммунитет от эмоциональных шрамов
  • освобождаться от болезненных переживаний
  • умело сотрудничать с неизбежным
  • успешно преодолевать стрессовые ситуации
  • улучшать свое самочувствие
  • оказывать психотерапевтическую помощь себе и другим.

Защитные механизмы психики. Умение извлекать пользу из потерь. Овладение технологией построения успешной коммуникации. Искусство осознания и овладения собственными мыслями, чувствами и поведением. Эффективные методы самопсихотерапии.

Психотехнология управления другими (как располагать к себе деловых партнеров и программировать их на желание сотрудничать с вами)

Цель – совершенствование психологической и коммуникативной культуры, позволяющей высокопрофессионально и компетентно устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми и программировать желание деловых партнеров на сотрудничество с вами.

1. Совершенствование коммуникативной культуры, позволяющей высокопрофессионально и компетентно устанавливать взаимоотношения с окружающими людьми. Повышение коммуникабельности и проницательности в различных ситуациях делового общения.

2. Выработка и формирование жизненно необходимых коммуникативных умений и навыков:

  • добиваться взаимопонимания с самыми различными людьми и получать при этом удовольствие от процесса общения, основанного на взаимной симпатии;
  • грамотно и тактично излагать свои мысли, строя свои высказывания на умелом и свободном использовании всех средств и выразительных особенностей языка (включая лексический, фонетический и грамматический аспекты культуры речи);
  • искусно преодолевать семантический, фонетический, стилистический и логический барьеры недопонимания в разговорном общении;
  • внимательно (на эмпатическо-рефлексивном уровне) слушать собеседника;
  • используя сигналы, подаваемые глазами и мимикой собеседника, узнавать его истинное психологическое состояние;
  • понимать больше, чем произнесено партнером по общению, используя знания о языке жестов и телодвижений;
  • находить истину в споре, используя аподистические средства воздействия (основные законы формальной логики, правила тезиса и технику аргументирования);
  • зная о том, как мало можно взять логикой, когда собеседник не хочет убедиться, грамотно убеждать своего партнера по общению (используя основные приемы эристического воздействия);
  • одерживать (когда это необходимо) победу в споре, используя весь арсенал приемов и уловок, применяемых в софистическом споре;
  • в зависимости от того, какие необходимо получить ответы, искусно задавать правильно сформулированные вопросы (закрытые, информационные, проблемно-риторические, зеркальные, эстафетные и др.);
  • умело подвергать критике коллег по работе, начальников и подчиненных, грамотно используя при этом всю совокупность критических оценок (критика-упрек, критика-надежда, критика-похвала, критика-удивление и др.).

3. Развитие и совершенствование коммуникативных способностей:

  • читать мысли собеседников и, программируя их желания к постоянному сотрудничеству с вами, скрыто управлять людьми;
  • добиваться доверия новых партнеров, обретая при этом надежную страховку от обмана;
  • используя тайный механизм нейро-лингвистического программирования в общении, добиваться желаемого взаимопонимания с окружающими людьми;
  • определять зоны дистанции межличностного общения и умело пользоваться интимным, личным и социальным пространством собеседника;
  • в зависимости от цели спора (найти истину, убедить или одержать победу) использовать соответствующие средства воздействия на собеседника, применяемые в аподистическом, эристическом и софистическом спорах;
  • умело использовать приемы и правила нейтрализации уловок в спорах, применяемых собеседником против вас и, если это необходимо, грамотно применять в ответ соответствующие уловки (организационно-процедурного, психологического и логико-псевдо-доказательного характера);
  • умело задавать вопросы в ходе полемики и спора и, используя основные правила эффективных ответов, склонять людей к своей точке зрения;
  • соблюдать этикет и правила бонтона в деловых взаимоотношениях.

Психотехнология успешных коммуникаций. Методика «вычисления» собеседника с точки зрения техники «подстройки и ведения». Характеристика умений:

  • быстро устанавливать контакт с незнакомым человеком
  • эффективно страховаться от обмана
  • определять, как думает деловой партнер
  • бесконфликтно склонять людей к своей точке зрения
  • определять истинные намерения и мотивы деловых партнеров
  • эффективно «вычислять язык», на котором удобнее всего общаться с конкретным человеком
  • входить в доверие к собеседнику и др.

Механизм нейтрализации уловок в спорах. Общие правила нейтрализации уловок. Характерные приемы нейтрализации организационно-процедурных манипуляций. Специфика механизма нейтрализации психологических уловок. Особенности нейтрализации софизмов в переговорах. Характеристика основных правил формальной логики. Основные правила тезиса и аргументации. Приемы эффективных средств нейтрализации уловок в бизнес-переговорах.

назад