Методика рациоконтроллинга

Критическое мышление. Смысловые уровни

Данная книга посвящена ответу на вопрос: «Как люди создают управляемые ими системы?». Речь не будет идти о теории систем или теории организации и управления. Данные теории не отвечают на поставленный вопрос, они являются частью того содержания, на который направлен данный вопрос. Речь пойдет о прояснении организации мышления, которая лежит в основе конструирования всего того многообразия культурных артефактов, которые характеризуют человеческую цивилизацию.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что психику человека нельзя рассматривать в отрыве от социального контекста. Человек по своей природе – социальное животное, и его мышление во многом обусловлено социальными взаимодействиями и неразрывно связано с речью. В данном ключе и следует рассматривать всю его умственную деятельность.

Каждый индивид, совершая действие, связывает с ним субъективный смысл, причем в своей активности люди соотносятся с действиями друг друга и ориентируются на них. Последнее обстоятельство обусловливает возможность того, что каждый понимает смысл действий, совершаемых другими. Поскольку действия совершаются сознательно, между ними как эмпирическими фактами и их реальной средой посредником становятся субъективный смысл, интерпретация, понимание происходящего.

Восприятие (отражение объективной реальности) и представление (создание ментального образа) индивида сталкивается в совместной деятельности с восприятием  и представлением другого индивида. Очевидно, что ментальные модели индивидов одного и того же фрагмента реальности будут различаться. Различий становится меньше, если индивиды между собой договорятся о некотором общем подходе рассматривать выделенный фрагмент. Речь здесь идет о применении одной и той же программы абстрагирования и обобщения реальности. Допустим первый индивид видит в фрагменте связи A, B, C, D, E, а другой – связи A, B, C, F, G. Общая модель – это программа, согласно которой фрагмент будет представляться лишь с общими связями A, B и C. Если индивиды хотят между собой договориться, им неминуемо придется совместно выработать данную программу.

Таким образом рождаются общая модель, норма, идеология, теория, т.е. знания. Культура – это вся совокупность общих знаний – правил, норм, теорий и т.д., которые приняты в данном обществе и разделяются его членами.

Каким образом создается культура – отдельный большой вопрос. Но создание элементов культуры всегда направлено на формирование у людей общих ментальных моделей, посредством которых они будут «видеть» мир схожим образом, и что позволит им совместно трудиться над преобразованием этого мира ради собственной (далеко не всегда общей) выгоды.

Отгородить себя от смертоносной природной стихии, создать приемлемую для жизни среду обитания – вот задачи, которые испокон веков ставил перед собой человек. Решение этих задач возможно только через познание окружающего мира. Освоение мира – как необходимость выживания – требовало от человека создания все более сложных технических сооружений и приспособлений, что неминуемо приводило к необходимости организации научных исследований. Именно по такому пути – возрастанию роли науки – шло развитие человеческой цивилизации.

В одиночку человек не способен построить теплый надежный дом, и тем более, создать сложные технические приспособления и заниматься наукой. Все это возможно лишь в условиях тесной кооперации, когда люди совместно работают над сложными проектами, постоянно координируя свои индивидуальные усилия для достижения общей цели. С усложнением проектов усложняется коммуникация, отношения между людьми становятся более организованными – и все эти координирующие совместную деятельность отношения получают название культуры. Таким образом, человеку суждено было создать культуру и свзяанную с ней цивилизацию. Только этот путь позволял людям договариваться между собой, видеть окружающий мир более или менее одинаково.

В широком смысле к культуре относят все общепринятые и утвердившиеся в данном обществе проявления духовной жизни, а также созданную людьми систему материальной жизни, традиции, обычаи, религия, мораль, искусство, право, наука, общественные нормы и институты, включая экономику и государство. В самой широкой трактовке культура – это вообще все надбиологические выработанные средства человеческой деятельности. В узком смысле границы культуры сводятся к духовному творчеству – интеллектуальной деятельности, творениям искусства, нравственным нормам. Различают культуру сотворенную и культуру, уже воплощенную в новой организации внешней среды. Для выражения этого второго состояния культуры используется термин цивилизация. Итак, цивилизация есть культура, реализованная в формах жизнедеятельности людей. Цивилизация – явление вторичное, опосредованное культурой, и в то же время она сама воздействует на культуру.

Истоками культуры являются потребности человека: познать окружающий мир и сохранить себя в этом мире. Общество представляется как результат человеческих действий, искусственный, созданный людьми, т.е. как культурное образование. Соответственно предметом социологического исследования становится многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, образов мира, словом, всего того, что в совокупности принято называть культурой. Из действий такого рода складываются социальные отношения, которые характеризуются как поведение нескольких людей, каждый из которых соотносит свои действия с действиями остальных и ориентируется на эту соотнесенность. Отношения могут различаться по содержанию, форме, длительности, реализоваться в рамках разных социальных образований. Важно то, что они базируются на рациональных и доступных взаимному пониманию совместных действиях людей, общих смыслах. При длительном воспроизведении отношений, сложных по своей организации, взаимная соотнесенность действий обусловливает их своеобразную независимость от конкретных акторов, т.е. объективность. В рамках этой концепции отмечаются следующие основополагающие положения. Во-первых, искусственные образования (в данном случае производные активности сознания) порождаются рациональной, имеющей субъективный смысл активностью людей. Во- вторых, в совокупности при взаимной соотнесенности такие действия приобретают характер социальных отношений. В-третьих, последние при необходимости воспроизведения и сохранения устойчивости во времени приобретают характер объективных.

Исследуя, как устроена культура, можно понять, как организуется мышление человека. То есть мышление подчинено культуре, обслуживает ее, а не наоборот. Развитое мышление нужно человеку только лишь для того, чтобы создавать и воспринимать эталонные модели – совместно используемые людьми программы абстрагирования и обобщения реальности. Иными словами, людям нужны обще смысли, и благодаря мышлению они их получают.

Каждый новый фрагмент (феномен) реальности исследуется по одному алгоритму. Сначала кто-то описывает этот фрагмент своими словами на бытовом уровне, далее, если фрагмент представляет интерес для многих людей, ученые его совместно исследуют и создают общую модель, и если нужно, соответсвующую теорию, свзявающую фрагмент с другими уже известными фрагментами. В результате получается прикладное знание. Если же фрагмент оказывает существенное влияние на жизни всех людей, то его исследованием занимаются еще и философы, пытаясь увидеть в нем нечто общее, универсальное, из-за чего фрагмент оказывает глобальное влияние.

Исследованием реальности деятельность людей не ограничивается. С целью построения все более формализованных каналов коммуникации, обеспечивающих гарантированные формирование и передачу эталонных моделей познания и поведения люди неустанно трудятся над созданием так называемой виртуальной реальности. Данная реальность включает библиотеки, базы знаний, средства массовой информации, Интернет, т.е. все то, что способствует распространению общепринятых смыслов.

Человек уже с пеленок погружается в культурную среду, где его восприятие и представления неустанно контролируют, обрабатывают и корректируют с целью создать очередного «солдата», призванного решать поставленные перед ним общестом задачи.

Интересы общества становятся абсолютной ценностью, а индивидуальные интересы подчиняются интересам общества. Такой подход – это единственно возможное решение в условиях, когда на свет появляются индивиды, лишенные эталонных моделей поведения. Ведь каждого ребенка приходится долго воспитывать и обучать, чтобы он смог стать полноправным членом общества. И этот процесс может оказаться бессмысленным, если интересы общества не будут превалировать над интересами каждого отдельного индивида.

Культуру можно пресдставить как систему смыслов. Смыслы имеют хорошо прослеживаемую уровневую архитектуру. Выделяются такие смысловые уровни: обыденный, опорного каркаса знаний (производственно-хозяйственный), научный и философский (метафизический).

Обыденный смысловой уровень представлен домашним хозяйствованием, нравами и обычаями, моралью, обыденной эстетикой, обыденным мировоззрением и практическими технологиями. На этом уровне осуществляется индивидуальная деятельность, организуется кустарное производство.

Смысловой уровень опорного каркаса знаний представлен общенаучными принципами, инженерными знаниями, прикладными и общетехническими дисциплинами и теориями, политическими доктринами, идеологиями, а также каналами связи – сферой образования, СМИ, социальными институтами и учреждениями культуры. На этом уровне осуществляется вся производственно-хозяйственная общественная деятельность.

Научный смысловой уровень – это прежде всего фундаментальная наука, но сюда включаются общие тории – теория эволюции, теория генов, социальная теория, теория капитализма, теория свободного рынка и др., а также разделы эзотерики.

Философский уровень – это метафизика, онтологическая общенаучная картина мира, философские основания науки, общенаучная картина неклассической науки

Смысловые уровни порождаются в связи с необходимостью создания эталонных смыслов, без которых невозможна коммуникация. Каждый уровень имеет свою весьма характерную смысловую специфику, обусловленную уровнем абстрагирования и обобщения реальности.

Разобравшись в смысловых уровнях, человек будет лучше понимать общественную организацию и процессы коммуникации между людьми.

   

Содержание

Виды мышления
Понятие смысла
Смысловые уровни
   Модели
   Концептуальное моделирование
   Структура культуры
Конкретизация смысловых уровней
Первый смысловой уровень
Второй смысловой уровень
   Сущность живого и его отличия от неживой материи
   Живое вещество
   Сущность управления
Третий смысловой уровень
   Структура материи в современной физике
   Уровни организации материи
   Эссе о единстве живого и неживого
   Макромодель реальности
   Гипотеза о метамодели открытой системы
   Эзотерическое знание об эволюции. Троичность (Высшая Триада)
Четвертый смысловой уровень
   Субстанция, материя, форма
   Понятие бытия
   Различие между бытием и сущим
   Общая схема метасистемного перехода
   Философия М. Хайдеггера
   Понятие онтологии
   Исходные понятия системологии
Методология научного познания
Методы чувственного познания
Методы эмпирического познания
Методы теоретического познания
   Структура научной теории
   Соотношение эмпирии и теории
   Методы построения научных теорий
Метатеоретическое научное знание
   Метод формализации
   Метод парадигмального обоснования
   Метод общенаучного онтологического обоснования
   Метод общенаучного гносеологического обоснования
   Метод философского обоснования
Философские основания науки
Развитие научного знания
Теория смысла как базовая составляющая отечественной общепсихологической теории
Логика смысла Ж. Делеза