Методика рациоконтроллинга

Критическое мышление. Теоретический материал

Мышление базируется на двух взаимосвязанных процессах: интуитивном и аналитическом. Интуитивный процесс соответствует подсознанию, аналитический процесс – сознанию. Подсознание имеет дело с конкретными контекстно-зависимыми образами, сознание оперирует исключительно с абстрактными представлениями, обозначаемыми словами.

Большая часть мыслительной активности происходит в подсознании, в сознание попадают лишь задачи, требующие принятия решения.

Подсознание наполнено шаблонами реагирования, или стереотипами, образующими зону комфортного (безмятежного) поведения. Если в нем нет подходящего стереотипа, как следует поступить, активизируется сознание. Сознанию предстоит выбрать из набора возможных альтернатив подходящий вариант. Выбор осуществляется на основании результатов построенного прогноза. Как только выбор сделан, подсознание приступает к его реализации.

С точки зрения сознания работа подсознания осуществляется автоматически. Сознание не способно напрямую управлять подсознанием, но может передавать ему запросы. Выполнится ли направляемый в подсознание запрос, зависит от состояния подсознания. Если оно сильно загружено не связанными с запросом активностями, то запрос останется без внимания. Также при каждой попытке сделать нечто новое подсознание стремится вернуть человека назад в зону комфорта. Это проявляется в том, что сама мысль о новом деле вызывает у человека беспокойство, нервозность, напряженное состояние.

Таким образом, чтобы обеспечить собственное развитие, человеку необходимо выходить за пределы зоны комфорта, для чего ему потребуется готовность в течение определенного начального периода времени ощущать неловкость и дискомфорт. После адаптации к новым условиям появляется уверенность в правильности нового дела и зона комфорта автоматически расширяется, что будет соответствовать более высокому уровню достижений.

Выйти за пределы зоны комфорта будет тем проще, чем лучшее представление человек имеет о механизмах и процессах мышления, т.к. будет иметь возможность их применять для управления своей психикой. Осведомленность – одна из главных характеристик критического мышления.

Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина критическое мышление, все эти определения довольно близки по смыслу. Вот одно из самых простых, передающее суть идеи: критическое мышление – это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений. При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи. Другие определения дополнительно указывают, что для критического мышления характерно построение логических умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое- либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи.

Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного отношения к чему-либо, например, когда говорят: «Она отнеслась к фильму весьма критически». Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса – хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацелено на получение желаемого результата. Мечты, сны и прочие виды мыслительной деятельности, занимаясь которыми мы не преследуем определенной цели, не относятся к категории критического мышления. Точно так же не является критическим и мышление, которое стоит за нашими повседневными привычками. Например, когда мы встаем утром с постели, чистим зубы и идем знакомым путем в школу или на работу, наше мышление ориентировано на определенную цель, но практически не предполагает сознательной оценки действий, которые мы совершаем. Все это примеры ненаправленного, или автоматического, мышления.

Почему необходимо критическое мышление?

По одному и тому же вопросу могут существовать самые разные мнения, и у каждого есть право, а часто и желание, отстаивать свою точку зрения. Это отнюдь не значит, что такой вещи, как критическое мышление, т.е. «лучшего способа думать», нет и не может быть. Разумеется, следует согласиться, что каждый человек имеет право на собственное мнение, однако при этом одни мнения оказываются все-таки лучше других, т.к. с меньшими затратами приводят к поставленным целям.

Критическое мышление в полной мере проявляется в процессе принятия решения. В каждой ситуации имеется несколько возможностей выбора, но только одна из них ведет к наиболее эффективному решению проблемы. Чтобы сделать верный выбор, надо обозначить альтернативы и по каждой из них сделать оценку на основе грамотно выбранных критериев.

Оценить безальтернативный вариант нельзя, поэтому необходимы другие варианты и критерии их оценки. Если таких вариантов нет, значит никакого критического осмысления ситуации не было. В таком случае человек полностью полагается на свои убеждения, что в конечном счете может привести к ошибке.

Действовать всегда и везде в строгом соответствии со своими убеждениями не только неблагоразумно, но и опасно. Во-первых, далеко не все убеждения в равной степени обоснованны. Во-вторых, ситуация может потребовать на время поступиться убеждениями. Классический пример несоответсвия ситуации убеждениям – честность в отношении поимки преступника. Практически никто не помыщляет о честности, когда имеет дело с изворотливым умным негодяем, способным на любое коварное действие.

Критическое мышление необходимо при выработке стратегии и целеполагании. Само понятие цели предполагает наличие ряда возможностей, из которых в качестве дальнейшего направления надо выбрать лишь одну. Осмысленный выбор – это залог будущего успеха. И не только потому, что шансы на успех просчитаны, – на этапе выбора проблема подвергается углубленному анализу, что существенно помогает ее решению в дальнейшем, независимо от сделанного выбора.

Также критическое мышление целесообразно включать всякий раз, когда выполнение какого-либо действия навязывается или когда положение дел неоднозначно и не ясно, как следует поступить. В обоих случаях для прояснения ситуации потребуется выработка и оценка альтернатив, и чем грамотнее это сделать, тем более увеличивается вероятность достижения поставленной цели.

Почему важно практиковать критическое мышление?

Появляются новые идеи. Критическое мышление вынуждает смотреть дальше традиционных решений и искать новые идеи, которые помогают эффектвино адресоваться к проблемам.
Создает опции. Критическое мышление помогате создавать множество решений для одной и той же задачи. Это позволяет предлагать целый спектр решений и способствует инновациям.
Открывает побочные выгоды. Как только вы начинаете задавать вопросы по одной теме, вы наченаете адресоваться к нерешенным темам.
Должное обращение с эмоциями. Критическое мышление может помочь с эффектвиным управлением эмоциями, позволяя эмоциям влиять, но не котролировать ваши рассуждения.

   

Содержание

Введение
Основные положения когнитивной психологии
Психика и психические процессы
Понятие о психике как особой форме отражения
Понятие о психическом явлении
Понятие о психическом процессе
Виды психических процессов
Понятие о сознании как высшем уровне развития психики
Мышление
Психологические механизмы взаимосвязи мышления и речи
Технологическое понимание мышления
Взаимосвязь сознательного и бессознательного в психическом
Место и роль эмоций в психологической системе
Язык и эмоции
Средства языковой актуализации эмоций
Управление эмоциями
Интуиция
Рефлексия
   Уровни, аспекты и формы рефлексии
   Формы самосознания: самопознание, самоконтроль, самооценка, самопринятие
   Саморазвитие
   Опережающая рефлексия
   Обучение рефлексии
   Амбивалентность рефлексивных процессов
   Дифференциальная модель рефлексии. Системная рефлексия
Субъект и личность
Психика как саморегулирующаяся система
Сущность психики
Структура психики
Сущность личности как Управляющей психики
Мотивационно-эмоциональный отдел
Субъект – природный блок оперативной организации поведения
Восприятие
Свойства и процесс восприятия
Уровни восприятия
Социальная перцепция
Понятие социальной перцепции
Структура социальной перцепции
Механизмы социальной перцепции
Функции социальной перцепции
Трехкомпонентная структура восприятия
Восприятие реальности по Адизесу
Моделирование интеллекта
Понятие репрезентации
Треугольник Фреге: знак, значение и смысл
Знак и символ
Общее понятие смысла и механизмы его порождения
Понятие и концепт
Соотношение понятий «концепт», «понятие», «значение»
Отношения между понятиями
Операции над понятиями
Определение
Суждения и высказывания
Логика
   Законы логики
   Типы рассуждений
   Модальная логика
Контекст
   Определения контекста
   Виды контекста
   Полисемия
   Антропология контекста
   Литературный контекст
   Социальный контекст
   Понимание контекста организации
   Контекст в дизайне
   Эффект контекста
   Рефрейминг
Системно-структурный метод
Ментальный опыт и его уровни
   Организация когнитивного опыта
   Организация метакогнитивного опыта
   Организация интенционального опыта
   Когнитивное и ментальное пространство
   Ментальный опыт на примере библиотеки университета
Модель психического
   Общая характеристика интегральных процессов психической регуляции деятельности
   Психологическая характеристика метакогнитивных способностей
   Метакогнитивное обучение
Модели и форматы представления знаний
   Форматы знания
   Модели представления знаний
   Фреймовая семантика как метод когнитивного анализа языковых единиц
Упрощенная модель интеллекта
Структура деятельности
Побудители: потребность, мотив, цель, намерение
Установки
Иррациональные стрессогенные установки
Социальные установки
Мировоззрение
Убеждения
Функции и виды убеждений
Механизмы формирования убеждения
Эмоциональные оценки
Мыслительный процесс
Абстракция и другие операции мышления
Научение
Аналитическая деятельность и ментальные модели
Работа с субъективными мыслями
Что такое фреймворк?
Система ценностей
Социальные ценности
Социальные нормы
Политические ценности
Юридические ценности
Нравственные ценности
Эстетические ценности
Ценности познания
Личностные ценности
Система ценностей личности
Антиценности
Структурные особенности ценностно-мотивационной системы личности
Особенности структурного строения смысловой системы личности
Система ценностей и страдание