Методика рациоконтроллинга

Критическое мышление. Практический материал

Критическое мышление – это активные, целеустремленные и системные усилия, направленные на то, чтобы разобраться в окружающем мире при помощи внимательного изучения своего мышления и мышления других людей, что в итоге проясняет и улучшает понимание ситуации и позволяет принимать выигрышные решения.

В узком смысле критическое мышление означает «корректную оценку утверждений», что также именуется как «мышление о мышлении». Одно из распространенных определений – «разумное рефлексивное мышление, направленное на принятие решения, чему доверять и что делать».

Потребность в критическом мышлении, как правило, возникает в нестандартных проблемных ситуациях, где неприменимо стереотипное решение, когда требуется глубокий и объективный анализ имеющейся информации, возможностей выбора и их оценок, напрашивается необходимость поиска нестандартного способа решения.

В народе сложилось устойчивое мнение, что критическое мышление – это не что иное, как «здравый смысл». Нередко кажется: «вот появится настоящая проблема, и я смогу собраться с мыслями, критически осмыслить ситуацию и принять правильное решение». На деле же все сводится к отрицанию неизвестного и сведению ситуации к одному из известных шаблонов.

Обучать критическому мышлению берутся все – в результате способность по-настоящему критически мыслить обладают лишь очень немногие. Существующие технологии развития критического мышления в основном ориентированы на школьников и сводятся к алгоритму задавания вопросов и систематизации (рефлексии) полученных ответов. Серьезных книг на эту тему на удивление мало, предлагаемые техники крайне примитивны и почти бесполезны. Так, всем известный прием «Шесть шляп мышления», придуманный Эдвардом де Боно, предлагает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения. На первый взгнляд, совет кажется вполне разумным, но на деле оказывается, что увидеть ситуацию с различных точек зрения не так-то просто. Именно данный шаг и составляет загвостку для большинства людей, поскольку им элементарно не хватает для этого широты мировоззрения. На самом деле, чтуь «копнув» вглубь в теме «способности критически мыслить» сразу натыкаешься на труднопреодолимые барьеры, каждый из которых предъявляет к желающему от них избавиться достаточно серьезные требования.

Следует открыто признать, что критическое мышление нельзя просто подменить «здравым смыслом», это комплексное умение, напрямую связанное с развитием интеллектуальных способностей, способностями выходить из «зоны комфорта», расставаться со стереотипами, пересматривать старые привычные установки, совладать с иррациональными эмоциями и суждениями, смотреть в корень и т.д. Такое умение не приходит само собой просто по мере приобретения жизненного опыта, его надо целенаправленно приобретать, нередко прибегая к волевому усилию.

Неспособность критически мыслить чаще всего компенсируется физической силой, тактикой устрашения, использованием ресурса власти. «Силовой» подход, как готовый образец решения, не всегда и везде применим, при наличии серьезной проблемы, требующей вдумчивого анализа информации и генерации нестандартных альтернатив, он может только ухудшить ситуацию, привести к неразрешимому конфликту, войне.

   

Содержание

Процессный подход: цикл PDCA
Теория Бойда: цикл OODA
Непрерывное управление
Цикл обучения Колба
Управленческий цикл
Организация исследовательской работы
Целеполагание у разных категорий людей
Грани неопределенности
   Движение
   Детерминизм
   Неопределенность
   Симметрия и золотое сечение
   Отношение человека к неопределенности
   Трудности мышления
   Система 1 и Система 2
   Кратко о рисках
   Решение проблемы – план провала
   Когнитивные искажения
Когнитивно-поведенческая психотерапия
Поведенческие техники
Когнитивные техники
   Рационально-эмотивная терапия
   Доказательства того, что эмоции опосредованы мыслями
   Рациональные и иррациональные мысли
   Изменение мыслей
   Поведенческие эксперименты
   Работа с убеждениями
   Оспаривание мыслей
   Определения когнитиных ошибок
   Альтернативы автоматическим мыслям
   Рекомендации для изменения неадаптивных убеждений
Технологии развития критического мышления
   Приемы и стратегии обучения
Как подавить критическое мышление
Регуляция (саморегуляция)
   Базальная система эмоциональной регуляции
   Уровни базальной системы эмоциональной регуляции
   Сознательная волевая и смысловая эмоциональная саморегуляция
   Личностная осознанная (ценностно-смысловая) саморегуляция
   Методика эмоционально-волевой саморегуляции
   Реализуемость личностных ценностей
   Роль рефлексии в процессах саморегуляции
Латеральное мышление
Рациональность
   Классическиая и неклассическая рациональность
   Инструментальная и ценностная рациональность
   Рациональность и рефлексия
   Преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный уровни рациональности
   Рациональности социальной организации
Образ будущего
   Психотерапия прогноза
Проблемы коммуникации
   Транслирование ментальных репрезентаций как основа управления пониманием
   Смысл в социальной коммуникации